В крупных российских городах — и не только в столицах, но и на Юге России — в последнее десятилетие сформировался стандарт комфортной городской среды. Программа-минимум для общественных пространств: зонирование под потребности разных целевых аудиторий и возможности для активного отдыха. «Эксперт Юг» разбирался в том, какие тенденции в обустройстве среды для жизни можно назвать флагманскими.
Тренды благоустройства, заданные лучшими образцами общественных пространств, распространяются и на новые микрорайоны. Золотой стандарт — транспортная доступность, наличие объектов социальной инфраструктуры, парковочных мест, зон отдыха для детей и взрослых и доступная цена.

С введением льготной ипотеки в 2022 году у клиентов появилось больше возможностей для выбора, и они начали обращать внимание на другие потребительские свойства проектов. Например, насколько безопасен двор, какая отделка в подъезде, есть ли на этажах колясочные и кладовки.

В последний год есть тенденция к снижению спроса — в частности, из-за сокращения льготных программ ипотеки и выхода на рынок малочисленного поколения, но планка уже задана. В борьбе за покупателя застройщики специализируют свои предложения по благоустройству для более узких целевых аудиторий. Это сработает, если не заставлять конечного потребителя переплачивать.

Тренд №1: общественное, но личное

Теперь общественное пространство в жилом комплексе каждый человек хочет видеть обустроенным лично для себя. Появляются многофункциональные пространства для занятия различными видами спорта и площадки для детей, зонированные по возрастным группам.

Так, к примеру, краснодарская ГК «Лендекс» в разработке мастер-планов своих микрорайонов руководствуется такими понятиями, как плейсмейкинг и человекоцентричность. Первое подразумевает, что общественные пространства города принадлежат его жителям — по крайней мере, психологически. Второе — что застройщик формирует полноценный сценарий повседневной жизни, в котором учитываются интересы всех будущих жителей.

Тренд №2: безопасность и инклюзивность

Безопасный двор «только для своих» — то, без чего сложно представить современный жилой комплекс. Приватность обеспечивается по-разному — где-то шлагбаум, где-то автоматические ворота. Во многих ЖК установлено видеонаблюдение.

Важен также беспрепятственный доступ к домам и подъездам для маломобильных жителей — мам с колясками или людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, в проектах «Девелопмент Юг» предусмотрена зона для хранения велосипедов и колясок на первом этаже и вход в подъезд с уровня земли, без ступенек и пандусов.

Тренд №3: ребята с нашего двора

Чтобы новосёлам было легче познакомиться и подружиться, девелоперы уже на этапе строительства создают соседские клубы и событийные площадки, организуют комьюнити-центры, проводят праздники.

«Покупатель часто стал ориентироваться на свои эмоциональные ощущения при выборе жилплощади. Чувствует ли он себя в этой среде среди своих? — говорит Елена Рубаник. — Поэтому все чаще мы слышим про соседские центры, общественные лобби и т.п. Покупатель готов платить за идею или идеологию даже больше, чем за проработку всех функциональных моментов».

Тренд № 4: ближе к природе

Стремление жить среди зелени, не отказываясь от преимуществ городской жизни — общее для жителей мегаполисов всего мира. Дворы без машин, дворы-сады — это тренд последних нескольких лет, которому следует и Краснодар.
Максимально озеленяет свои ЖК и ГК Dogma. Так, микрорайны DOGMA PARK и «Самолёт» на Западном обходе Краснодара соединены зелёным бульваром с фонтанами и водоёмами, в которых можно плескаться.

Тренд №5: редкие форматы квартир

Именно для юга особенно характерен новый формат городской недвижимости — квартира с террасой и отдельным входом. Такие квартиры могут быть и на втором этаже, если к дому пристроено помещение коммерческого назначения, и на более высоком, если здание состоит из разноэтажных секций.

Тренд № 6: ставки на спорт

Широкие возможности для занятий самыми разными видами спорта — уже не редкость во всех современных ЖК. «Девелопмент-Юг» даже заложил эту идею в концепцию проекта Sport Village. В микрорайоне предусмотрен спортивный кластер, где есть скейт-парк, тренажеры, площадки для разных видов спорта, теннисный корт с безопасным покрытием и велодорожками.

«Не все любят шум под окнами, поэтому мы в своих проектах начали выносить спорт за пределы двора, делаем один большой спортивный кластер на несколько домов, — поясняет Владимир Кравченко. — Спортсмены весь вечер гоняют мяч, а двор остаётся тихим, там можно гулять с маленькими детьми и отдыхать».

Тренд №7: для братьев меньших

В отдельную целевую группу некоторые девелоперы выносят клиентов с домашними питомцами. Лапомойки у подъездов и специальные зоны выгула действительно могут сделать более комфортной жизнь и собачников, и тех, кто животных недолюбливает.

Девелоперы южных регионов, вслед за столичными компаниями, уже рассматривают и работают над проектами площадок для дрессировки, на которых при желании можно организовать досуг для собаки и её владельца. Ищут партнёров среди школ дрессировки и компаний по поставке специализированного оборудования. И несмотря на то, что порядка 80% южан предпочитают свободный выгул, эксперты считают, что процент людей, среди которых будут востребованы площадки для дрессировки собак, вырастет, если им предоставить такую возможность.

Ещё одна потенциально полезная услуга — гостиница для животных, в которой можно оставить питомца, если хозяева на несколько дней уедут на море.

Кто заплатит за лапомойку?

Все эти тренды греют душу покупателя до первого вопроса: а готовы ли вы платить больше за дополнительное благоустройство? По наблюдениям Галины Пивоваровой, руководителя отдела маркетинга и аналитики АН «Дон—МТ — недвижимость», покупатели прежде всего смотрят на цену. Второй фактор — местоположение, люди хотят жить в зоне пешей доступности от объектов социальной инфраструктуры. И уже после этого в игру вступает фактор благоустройства.

«Каждый девелопер стремится сохранить баланс, чтобы выгодно продать свой объект, — считает Галина Пивоварова. — Если дом расположен в центре и окружён хорошей инфраструктурой, то места общего пользования будут отделаны на уровне комфорт-класса. А если локация удалённая, её насыщают дополнительными объектами — детскими и спортивными площадками, зонами барбекю и так далее».
Однако, по мнению эксперта, все это имеет значение только до тех пор, пока не начинает серьёзно повышать стоимость квадратного метра или коммунальных услуг: «Лапомойка — прекрасная вещь, но если мы говорим о бизнесе, возникает вопрос: а кто за это платит? Наверняка никто из жильцов не откажется от фонтана во дворе, но если за него нужно будет дополнительно платить по три тысячи в месяц, желающих станет меньше. Особенно сейчас, когда у нас нет понимания, что будет с ипотекой, основным драйвером рынка, — фактор цены станет еще более актуальным».

Впрочем, девелоперы за последние годы приучили покупателей к высокому уровню комфорта и вряд ли снова получится продавать безликие проекты.

«Мы сейчас находимся в ситуации, когда проекты должны иметь изюминку. А мне бы хотелось, чтобы девелоперы обращали внимание не только на внешнюю инфраструктуру, но и повышали качество строительства, в частности, шумоизоляцию стен», — подытожила Галина Пивоварова.


Катерина Кайгородова