93 100 13

​«Просто неясно, зачем город это делает!»

868
4 минуты

​«Просто неясно, зачем город это делает!»

868
4 минуты
​«Просто неясно, зачем город это делает!»

Поделиться

Самым живым сюжетом урбанистической конференции «Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен», проведённой в Ростове-на-Дону организаторами Московского урбанистического форума, стало будущее самóй южной столицы.

«Когда я в 2012 году занялся анализом городов, которые получили право на проведение матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года, я увидел, что Ростов заявил самую амбициозную программу подготовки, которая меняла конфигурацию города, — говорит Александр Антонов, главный архитектор проекта Центра пространственной информации НИиПИ градостроительства. — Переход города на другой берег — очень важный этап, такие истории и в Европе случаются раз пять лет».

Ростов последние десять лет активно строился, говорит г-н Антонов: за это время построено 9 млн кв. м жилья при общем фонде в 27 млн, то есть треть фонда введено за последнюю десятилетку. «Но при этом можно увидеть, что протяжённость дорожной сети, новых улиц за тот же период изменилась буквально на километры, — замечает Александр Антонов. — Транспортная сеть развивается медленно — и это свойственно многим российским городам. Чтобы решать эти проблемы, нужны огромные деньги». Пример — Москва, которая сейчас тратит около 300–350 млрд рублей в год на эти цели. Чтобы понять, сколько нужно Ростову, эту сумму можно уменьшить в 10 раз — но всё равно получаются деньги, которые негде взять. «Так как искать баланс между транспортной системой и жильём?» — поставил вопрос ребром г-н Антонов.

Главный архитектор Ростова Юрий Дворников прямого ответа не дал — и, наверное, не мог этого сделать. Он построил доклад как презентацию новых проектов по созданию в городе пешеходных зон и общественных пространств. Один из проектов, который уже реализуется — пешеходная дорога к храму по Соборному переулку. Идёт реконструкция площади Советов. В планах — большой проект по созданию пешеходного Театрального спуска к будущей набережной, которая должна будет продлиться до этих пор. «Одна из проблем — слабость градостроительного кодекса, который позволяет изымать в муниципальную собственность только аварийное жильё, — говорит Юрий Дворников. — Ветхое жильё мы должны выкупать на договорной основе — и мы часто сталкиваемся с необоснованными ценами. Нужна какая-то процедура изъятия ветхого жилья для муниципальных нужд». Можно было бы добавить: не только жилья — ведь для того, чтобы реально продлить набережную до Театрального спуска, нужно выселить оттуда ОАО «Ростовский порт» и одну из структур «ЛУКойла». За последние десять лет не появилось ни одного серьёзного аргумента, который бы сподвиг компании затеять масштабные переезды.

Елена Короткова, старший аналитик Центра городских исследований бизнес-школы «Сколково», представила подробный анализ хозяйственной деятельности ряда российских городов. «Земельный налог — та сфера, в которой Ростов проявляет себя как управленец, — отмечает Елена Короткова. — В Уфе на этот налог приходится лишь 4 процента дохода бюджета, в Ростове — 24 процента. При этом ставки налога поднялись в четыре раза за последние шесть лет. Именно через ставки этого налога осуществляется градостроительная политика города: для определённых типов зданий ставка повышается или понижается в пределах максимума, установленного федеральным центром. Причём по некоторым категориям город пересматривает ставки каждый год». Примечательно, говорит г-жа Короткова, что, например, Уфа столь же активно использует ставки по аренде земли — причём в этой сфере полным-полно возможностей для творчества, то есть постоянного подкручивания под приоритеты пространственного городского развития. Зато Ростов совсем не использует возможности по продаже земли: объёмы выставляемой на торги земли настолько сильно меняются год от года, что ни о каком прогнозировании и предсказуемости в этой сфере пока речи быть не может, убеждена Елена Короткова. При этом, по её словам, треть торгов не заканчиваются сделкой. «Понимает ли город, что он — игрок на рынке земли?» — вопрошает столичный урбанист.

Но самой острой частью доклада стала аналитика выданных городом за последние пять лет разрешений на строительство жилых домов. Елена Короткова показала очень наглядный слайд — карту города, на которую нанесены все эти объекты, причём красным выделены многоквартирные дома от 20 этажей и выше. Центр города оказался весь окрашен в красный цвет (см. рисунок). «Как мы видим, строительство в историческом центре ведётся очень хорошо, — говорит г-жа Короткова. — Но как это сочетается с генеральным планом? Честно говоря, я поначалу даже в это не поверила». Если в 2009 году 67% всех разрешений выдавалась на жильё высотой 10–19 этажей, а на более высотное строительство приходился 31%, то в 2015 году уже 50% разрешений — на дома от 20 этажей: «Мы подсчитали, как выглядит средний дом, на которые выдавались разрешения в последние годы, — это одноподъездная свечка на 15 этажей». При этом, добавляет Елена Короткова, местных доходов хватит примерно на 40% расходов, связанных с подобным строительством: «Просто неясно, зачем город это делает!»

Вопросы эти комментировать было некому — сити-менеджер города Сергей Горбань, участие которого было заявлено в программе, на секцию, посвящённую Ростову, не пришёл.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1