93 99 13

«Адыгейский» пошел по европейскому пути

982
4 минуты

Несколько крупных производителей России высказались против запрета на производство адыгейского сыра за пределами Адыгеи и Кубани, но до сих пор ни одна судебная инстанция не встала на их сторону. В самой республике тем временем создан Союз производителей адыгейского сыра, призванный усилить бренд и контролировать его качество. Дальнейшее развитие бренда во многом зависит от успехов этой новой организации.

«Адыгейский» пошел по европейскому пути

982
4 минуты

Несколько крупных производителей России высказались против запрета на производство адыгейского сыра за пределами Адыгеи и Кубани, но до сих пор ни одна судебная инстанция не встала на их сторону. В самой республике тем временем создан Союз производителей адыгейского сыра, призванный усилить бренд и контролировать его качество. Дальнейшее развитие бренда во многом зависит от успехов этой новой организации.

«Адыгейский» пошел по европейскому пути

Поделиться

В начале июня стало известно решение Минсельхоза РФ, по которому производство адыгейского сыра стало ограничено непосредственно самой республикой Адыгея и Краснодарским краем. Решение вызвало острую реакцию со стороны целого ряда крупнейших производителей страны, которые в попытке оспорить данное решение подали соответственный иск в Суд по интеллектуальным правам. Суд остался на стороне адыгейских производителей.

Теперь 12 предприятий направили коллективное письмо в Национальный союз производителей молока, в котором вновь выразили обеспокоенность региональными ограничениями к производству «Адыгейского». В частности, производители апеллировали тем, что запрет может повлиять на 3000 рабочих мест за территориями республики Адыгея, а сам товарный знак и его вкусовые свойства не связаны с местом его происхождения. Свои подписи под обращением поставили такие производители, как ЗАО «Умалат», ЗАО «Карачевмолпром», «Можайский молочный завод», ИП Агамирян В.С., «Урицкий молокозавод», «Саянмолоко», «Молочно-мясной комплекс «Исеть-Молоко», «Сыр Стародубский», ООО «Чернянский молочный комбинат», АО «Русское молоко», ОАО «Маслосырзавод «Порховский» и ОАО «Орбита».

Ажиотаж вокруг решения Минсельхоза несложно понять. Адыгейский сыр является одним из самых популярных мягких молодых сыров отечественного производства. Речь идет далеко не только о южнороссийских потребителях. Так, по опубликованным в июне данным Министерства потребительского рынка и услуг Московской области, именно «Адыгейский» является лидером предпочтений жителей региона. Однако на данный все инстанции остаются непреклонными: бренд остается за южнороссийскими производителями.

В Адыгее, тем временем, не тратят время на длительные размышления. В республике создан территориальный «Союз производителей адыгейского сыра». Ассоциация сыроделов будет представлять интересы своих членов на всех уровнях, а также гарантировать качество брендового продукта республики. Союз уже поддержал врио Главы Адыгеи Мурат Кумпилов, отметив, что консолидация усилий единомышленников поможет эффективно решать стоящие перед отраслью задачи.

Вопрос, который возникает при наблюдении этого сценария, связан с дальнейшей судьбой адыгейского бренда. Эксперты говорят о резком замедлении рынка сыра в России: после бурного роста в 2014-2015 году на 16-17% ежегодно, с 2016 года темпы динамика снизилась до 2%. Как считает ведущий аналитик ООО «Аналитик-Сервис» Антон Быков, эти рыночные измененияпривели к существенному обострению конкуренции между сыроделами, при которой часть производителей начала сильно экономить на сырье.

«Однако некоторые виды сыров крайне критичны к сильной экономии на сырье. К таким видам сыра относится и марка адыгейский. – говорит Антон Быков. – Традиционные производители этого сыра в ситуации ожесточения конкуренции, очевидно, будут в проигрышной ситуации, так как вряд ли пойдут на смену традиционной рецептуры производства. Так что ничего удивительного в том, что для защиты этих производителей, а, точнее говоря, для защиты качества этого сыра, власти ввели ограничение на производство его вне республики Адыгеи и Краснодарского края».

Генеральный директор исследовательской компании MAR CONSULT Дмитрий Шиманов увидел в защите «адыгейского» бренда схожие черты с европейскими брендами. «Данное объединение даст возможность лоббировать интересы участников союза на федеральном уровне. – прокомментировал он создание «Союза производителей адыгейского сыра». – Это может включать в себя и регулирование цен, и защиту географического происхождения продукта, как это делается в Европе, борьбу с конкурентами, не входящими в союз. Профессиональные объединения дают возможность активно улучшать свое рыночное положение».

Развитие бренда «Адыгейский» действительно напоминает историю развития известных европейских брендов, которую рассказывал на форуме продовольственной безопасности генеральный почетный консул Италии Пьерпаоло Лодиджиани: «В своё время для защиты местного производства каждый регион разработал собственную подробную систему качества, которой должна была соответствовать вся произведённая продукция. Если какой-то продукт был произведён, например, в Тоскане, то у него в обязательном порядке был ряд неизменных характеристик. Со временем эта система качества трансформировалась в региональные бренды». Главным результатом такого сценария он называл созданные организации производителей, которые оказывались обоюдно заинтересованы в контроле качества собственной продукции и общими усилиями развивали тот или иной бренд.

Также не все опрошенные эксперты согласны с тем, что запретительные меры сильно скажутся на производствах вне юга России. Руководитель центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Анатолий Тихонов не считает, что производственные мощности теперь будут простаивать: «По аналогии с шампанским, если кто-то выпускает сыр, который называется адыгейский, для соответствующей аудитории, я думаю, что он так и будет его называть, может, поменяется название на “по-адыгейски”». При этом он также отметил, что создание «Союза» будет способствовать известности исторической марке сыра, а также выразил мнение, что события вокруг бренда могут способствовать улучшению его вкусовых качеств, пусть и с некоторым повышением цены.

При этом практически все эксперты согласились с тем, что, даже имея возможности для роста, бренд адыгейского сыра сейчас полностью зависит от действий и решений «Союза производителей адыгейского сыра». Как указывает Антон Быков, что если организация не сможет быстро нарастить объемы производства, созданные ограничения могут привести к росту цен и сокращению спроса, в результате чего пострадают потребители.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1