92 100 13

Агрохимия, ГМО и цифровизация — слагаемые будущего АПК

ЭКСПЕРТ ЮГ №7 2020
5616
13 минут

Развитие собственной селекции и цифровизация – два направления, благодаря вложению в которые АФГ «Националь» укрепляет свои позиции крупнейшего производителя риса в стране. «Эксперт ЮГ» обсудил тренды «умного АПК» с Алексеем Поповым, главой южного дивизиона холдинга.

Агрохимия, ГМО и цифровизация — слагаемые будущего АПК

ЭКСПЕРТ ЮГ №7 2020
5616
13 минут

Развитие собственной селекции и цифровизация – два направления, благодаря вложению в которые АФГ «Националь» укрепляет свои позиции крупнейшего производителя риса в стране. «Эксперт ЮГ» обсудил тренды «умного АПК» с Алексеем Поповым, главой южного дивизиона холдинга.

Агрохимия, ГМО и цифровизация — слагаемые будущего АПК

Поделиться

Группа компаний «АФГ Националь» — крупный вертикально интегрированный агропромышленный холдинг. Лидер по выращиванию и переработке риса (22% рынка РФ) и ведущий производитель фасованных круп (его доля — 18%). Кроме того, предприятия агрохолдинга в Нижегородской, Новгородской и Ростовской областях выращивают столовый и семенной картофель, овощи открытого грунта, а дочерняя компания на Кубани занимается садоводством по суперинтенсивной технологии. Всего в структуре агрохолдинга — 13 компаний в пяти регионах России, в том числе в Ростовской области и Краснодарском крае. Общий земельный банк ГК — 95 тысяч гектаров, большинство земель расположены на Юге. По итогам 2019 года совокупная выручка группы составила 12,8 млрд рублей, что почти на 20% выше показателя 2018 года.

Прошлый год был удачным для «АФГ Националь». Агрохолдинг собрал рекордные урожаи риса (233,5 тысячи тонн, на 11% выше, чем годом ранее) и картофеля (80 тысяч тонн против 60 тысяч тонн годом ранее), получил патенты на три сорта риса собственной селекции, увеличил производство товарных яблок и стал поставлять их на рынок под своим фирменным брендом. Задача на 2020 год — не снижать темпов, продолжать работу по повышению эффективности агробизнеса, внедрению передовых технологий.

Об этом в рамках спецпроекта «“Умный АПК”: потенциал и южные практики» «Эксперту ЮГ» рассказал Алексей Попов, руководитель дивизиона «АФГ Националь», который занимается в ЮФО производством риса, зерновых и овощей.

Где наибольшие резервы эффективности

— В нашем понимании «умный» АПК — это АПК эффективный. На ваш взгляд, какие факторы влияют на эффективность работы сельхозпредприятий?

— Мы выделяем три группы таких факторов. Первая — это доступность ресурсов, инфраструктуры и современных технологий для сельхозпроизводителей. Вторая группа — способность аграриев максимально точно учитывать, планировать и снижать издержки. Чем детальнее управленческий учёт на предприятии, тем большее количество издержек можно учесть, тем точнее можно планировать и строить работу по их снижению. Например, если ты получаешь данные по расходу ГСМ в литрах и рублях раз в месяц, тебе крайне сложно отследить точки перерасхода. Но как только ты вводишь учёт расхода по каждому отдельному полю, видам работ и сельхозтехники, ты можешь увидеть, проанализировать и устранить причины этого перерасхода. И третья группа — это увеличение доли машинного труда и автоматизация производственных процессов в АПК.

— Где вы сегодня видите наибольший резерв для роста эффективности?

— В развитии селекции и семеноводства, повышении урожайности, снижении издержек, автоматизации производственных процессов, повышении производительности труда. Много монотонных рутинных работ можно и нужно поручать машинам. Плюс использование искусственного интеллекта в системах хранения и сортировки продукции. Мы видим серьёзные резервы в сокращении потерь на хранении продукции, повышении её качества и снижении объёмов «нестандарта» параллельно с развитием его переработки. Нестандарт — это овощи хорошего качества, но нетоварного внешнего вида. Скажем, размером больше или меньше нормативного, либо с небольшими механическими повреждениями. Такой товар сложно продать, но можно использовать в производстве высокомаржинальных продуктов. Например, морковь — для изготовления овощного пюре или соков, чеснок — для чесночной пасты или порошка.

Зачем заниматься собственной селекцией

— «АФГ Националь» хорошо завершил 2019 год: показал рост по выручке, по валовому сбору риса и овощей. А как переживаете 2020 год?

— Действительно, прошлый год оказался для холдинга успешным. Совокупная выручка группы компаний составила 12,8 миллиарда рублей, что почти на 20 процентов выше показателя 2018 года. Мы получили рекордные урожаи риса (233,5 тысячи тонн) и картофеля (80 тысяч тонн), показав существенный прирост в этих направлениях. Например, только в Нижегородской области компания увеличила урожайность картофеля с 500 центнеров с гектара до 600 центнеров. Один из самых высоких показателей в России. Часть наших садов на Кубани в 2019 году вступила в промышленное плодоношение. В ближайшие два года сады полностью выйдут на плановые мощности: мы сможем производить до 40 тысяч тонн яблок в год. Сейчас холдинг развивает инфраструктуру для качественного хранения и сбыта такого объёма фруктов. Это — одна из задач на текущий год.

Также в 2020 году продолжится цифровизация производственных процессов на нижегородских площадках. Кроме того, здесь и в садах Кубани в рамках проекта «Иннагро», инициатором которого выступает негосударственный институт развития «Иннопрактика», холдинг проводит серию экспериментов по испытанию биопрепаратов, использование которых предполагает увеличение урожайности и качества сельхозпродукции, снижение нагрузки на окружающую среду.

Сейчас мы нацелены на интенсивный рост урожайности риса и зерновых культур, который предполагает увеличение объёмов производства не за счёт расширения площадей, а за счёт эффективного применения современных агротехнологий и использования высокоурожайных сортов. В 2020 году площади под рисом у нас, по сравнению с прошлым годом, не изменились и составили 30,5 тысячи гектаров, из них более половины (16,6 тысячи гектаров) занято сортами собственной селекции. У нас есть планы по отведению 20 тысяч гектаров под свои сорта к 2022 году,

— Какой результат вы в итоге планируете получить?

— Насколько вырастут объёмы производства, будет зависеть от того, насколько мы сможем увеличить урожайность. При максимальной загрузке фасовочных мощностей мы ежегодно можем производить 180 тысяч тонн продукции. Потребление круп в России в целом стабильно и составляет порядка 1,4 миллиона тонн в год. Есть три-четыре основных игрока на этом рынке, которые производят 40 процентов от всего объёма. Нарастить свою долю можно за счёт расширения представленности в торговых сетях и освоения новых рынков сбыта. По итогам 2019 года холдинг увеличил продажи брендов на 12,6 процента в тоннаже, а также нарастил экспорт «фасовки» на 40 процентов. В России наш холдинг сейчас — абсолютный лидер по объёмам продаж круп в полипропилене, а рис для плова торговой марки «Националь» два года подряд удерживает статус самого продаваемого риса в стране.

— А зачем заниматься собственной селекцией?

— Развитие собственной селекции позволяет нам достаточно быстро реагировать на запросы рынка. Мы научились выращивать длиннозёрный и среднезёрный рис, рис для суши и сорта для ризотто, по качеству и вкусу не уступающие итальянским. Все наши сорта задействованы в экспортных поставках. Несколько лет назад мы начинали с селекции двух сортов и постепенно расширяли линейку. Сейчас у нас восемь сортов собственной селекции. В прошлом году мы получили патенты сразу на три сорта, в этом — ещё на три. Кроме того, в 2019 году запустили в Краснодарском крае первую очередь семенной линии мощностью 4,5 тысячи тонн для обеспечения хозяйств холдинга чистыми семенами риса высокого качества.

Как оценить прибыльность агрокультур

— Приведите последние примеры, когда внедрение технологии давало ощутимое влияние на эффективность агробизнеса.

— В 2019 году «АФГ Националь» начал тестировать в Нижегородской области проект цифровой системы управления сельхозпроизводством. Современные технологии позволяют осуществлять полный контроль аграрных операций на всех этапах производственной цепи, повышают управляемость и прозрачность процессов, а также обеспечивают экономический эффект от более точного нормирования, анализа (план/факт) и последующего планирования сельхозработ.

Наряду с традиционными методами оценки посевов (например, регулярными тестовыми копками) наш холдинг начал в Нижегородской области активно применять агроскаутинг. Это сбор информации с поля для контроля качества сельхозработ, определения состояния посевов и разработки техзаданий по обработке полей. Благодаря тому, что вся информация систематизируется и хранится в электронном виде, чётко видно, сколько денег и на что потрачено, какова отдача от этих затрат, какие культуры прибыльны, а какие — нет, где есть возможность сэкономить без потери качества. Экономический эффект достигается за счёт оптимизации производственных процессов, повышения их управляемости и прозрачности, а также за счёт минимизации риска влияния на весь процесс человеческого фактора.

— Что сегодня, на ваш взгляд, является главным стимулом внедрения передовых технологий на предприятиях АПК Юга и России в целом?

— Поскольку ЮФО и СКФО — традиционные житницы России, то и агротехнологии здесь развиты больше, чем в других округах. Выручка и рентабельность предприятий на Юге выше, соответственно, и сельхозпроизводители здесь имеют больше средств для инвестирования в современные технологии. Поскольку в ЮФО и СКФО можно выращивать почти любые культуры в достаточно больших объёмах, есть экономический смысл инвестировать в урожайность и качество. Дополнительным стимулирующим фактором является достаточно высокая стоимость земли, которую сельхозпроизводители хотят использовать максимально эффективно. Чтобы иметь хорошую рентабельность при такой цене на землю, нужно производить много и высокого качества, что невозможно без применения современных технологий и цифровизации.

Сколько вложено в юг России

— Какими были инвестиции холдинга на Юге в последние годы?

— В 2015 году холдинг занялся суперинтенсивным садоводством в Краснодарском крае — на базе предприятия «Южные земли». С 2017 года партнёром компании по данному проекту является «Волга груп агро» (миллиардера Геннадия Тимченко. — «Эксперт ЮГ»). За пять лет в проект инвестировано более 6,5 миллиарда рублей, из которых 3,5 миллиарда — кредит Россельхозбанка. На эти средства заложено 700 гектаров садов (с использованием шпалерной технологии, капельного орошения и противоградовой сетки), построено современное плодохранилище на 10 тысяч тонн с линией для мойки и калибровки фруктов, организован питомник для выращивания саженцев. В 2019 году здесь было собрано 16,7 тысячи тонн яблок. Весь урожай реализован через торговые сети. С конца прошлого года яблоки поставляем на рынок под брендом «Прекраснодар».

В Ростовской области мы производим рис (около 20 тысяч тонн) и зерновые культуры, с 2016 года наш холдинг также занимается в регионе производством картофеля и овощей открытого грунта. В 2017 году мы инвестировали почти 500 миллионов рублей в орошение 2 тысяч гектаров для увеличения урожайности и повышения качества зерна, используя кредит Райффайзенбанка. Также на Дону у нас находится Семикаракорский элеватор с причальной стенкой на 45 тысяч тонн зерна, который был приобретён ещё в 2016 году. Кроме того, сегодня донской регион — наша основная площадка по производству чипсового картофеля для расположенного в Азове завода ООО «Фрито Лей Мануфактуринг» (ведущий производитель снеков в России, одно из направлений американской PepsiCo. — «Эксперт ЮГ»). С 2019 года другое ростовское предприятие, «Манитек», развивает производство озимого чеснока.

Таким образом, за минувшие пять лет в развитие предприятий на Юге было инвестировано около 10 миллиардов рублей. В планах — строительство на Кубани хранилища на 15 тысяч тонн плодов, которое должно завершиться к осени текущего года, а также работы по закладке 300 гектаров сада.

Как противостоять погоде

— Какие риски для вас главные? Как вы их снижаете?

— Главным риском для сельхозпроизводителей остаётся погода. Поэтому важнейшая задача — нивелировать влияние погодного фактора с помощью передовых технологий. В частности, используем орошение на зерновых культурах, картофеле, моркови (у нас есть для этого «умные» дождевальные машины). Орошение в овощеводстве позволяет вдвое повысить урожайность и качество продукции, увеличить срок её хранения.

Также холдинг работает над внедрением автоматического учёта метеоданных и мониторинга состояния почв, над автоматизацией работы поливных систем. Например, в 2019 году производственные площадки в Нижегородской области мы оснастили «умными» метеостанциями, задача которых — измерять влажность почвы, количество осадков, уровень солнечной радиации, концентрацию углекислого газа в плодородном слое, а также температуру воздуха и скорость ветра. Новейшие интеллектуальные системы мониторинга погодных условий предназначены для своевременного составления прогноза погоды для конкретного участка. Это оптимизирует рабочий процесс, облегчает труд агрономам и позволяет проводить оперативную корректировку плана сельхозработ и расчётов норм полива культур. Информация с метеостанций доступна в приложении в виде таблиц и графиков с возможностью просмотра истории. Доступ в приложение осуществляется с планшета, который есть у каждого агронома.

Почему господдержка АПК недостаточна

— Какими мерами господдержки вы пользуетесь? Считаете ли вы эти меры достаточными?

— Активно пользуемся льготными кредитами, погектарной поддержкой и льготными программами Росагролизинга для приобретения сельхозтехники. Получаем субсидии на возмещение прямых затрат на строительство мелиоративных систем и на приобретение семенного материала. Пользуемся субсидиями на возмещение части затрат при закладке сада. Однако в целом для АПК главной проблемой является нехватка бюджетных средств, из-за чего сельхозпроизводители зачастую не получают положенные субсидии в полном объёме, поскольку они делятся пропорциально между всеми участниками рынка. К тому же в результате снижения доли федерального софинансирования регионы вынуждены снижать объёмы господдержки. Так, в Краснодарском крае в этом году было выделено 180 миллионов рублей на развитие растениеводства, однако в рамках этих средств дополнительной поддержки рисоводству не предусмотрено. Требуется господдержка для развития селекции риса. Сейчас она отсутствует.

Также было бы полезно ввести на федеральном уровне субсидию на возмещение части понесённых затрат при вводе в сельхозоборот залежных земель: в некоторых регионах такая мера существует, а в некоторых — нет.

Ещё, на наш взгляд, необходима господдержка компаний-экспортёров. Например, в части расширения перечня продукции для компенсации логистических затрат и продвижения российских товаров на внешних рынках, а также по части упрощения процедур декларирования и таможенной очистки товара.

Какие темы формируют будущее АПК

— Как будет меняться ситуация на ваших рынках (в России и за рубежом) в ближайшем будущем? К какому развитию событий готовитесь?

— Очевиден тренд на консолидацию. Появляются крупные игроки, которые будут задавать тон на рынках. Происходит интернетизация торговли и развитие онлайн-ритейла. В период пандемии он получил мощный импульс, который ускорит рост этого сегмента.

В целом мировое сельхозпроизводство достаточно консервативно. Его развитие может происходить в трёх направлениях. Первое — это появление новых препаратов, нацеленных на увеличение производительности. Второе — развитие ГМО. По обоим направлениям революционных идей, способных кардинально поменять расстановку сил или вектор развития рынков, пока не предложено. И третье направление — цифровизация сельского хозяйства. Однако эффекта от неё следует ждать не ранее, чем через несколько лет.

— С какими проблемами вы сталкиваетесь при внедрении «умных» систем на своих предприятиях? Как вы эти барьеры преодолеваете?

— Цифровизация требует значительных инвестиций в технологии и обучение персонала. Люди с трудом отказываются от старых привычек и сложно адаптируются к изменениям. Сельское хозяйство — довольно консервативная отрасль. Но без перемен развитие невозможно. Инновации призваны облегчить человеческий труд. Современные программные решения просты и доступны широкому кругу пользователей — мы объясняем это людям. У нас все сотрудники обязательно проходят обучение перед тем, как начать пользоваться новым продуктом, технологическим решением, техникой. Второй нюанс заключается в том, что российский рынок таких систем пока молодой и слабоконкурентный. На нём отсутствуют готовые пакетные решения, полностью охватывающие весь комплекс параметров сельхозпроизводства. Для отечественных ИТ-компаний очень много работы в этом направлении.

— Как решаете проблему дефицита квалифицированных кадров? Какова роль вузов в этом процессе?

— Сегодня в аграрной сфере даже линейный специалист должен уметь управляться с современной сельскохозяйственной и цифровой техникой. У нас достаточно большой коллектив работников, обладающих необходимыми компетенциями. При этом мы, конечно, дообучаем сотрудников, потому что технологии постоянно и быстро развиваются. Кроме того, мы взаимодействуем с ведущими аграрными вузами и техникумами в регионах присутствия, участвуем в ярмарках вакансий, приглашаем студентов на практику. Некоторые остаются у нас работать. У вузов одна из самых главных ролей. Очевидно, что за последние годы отечественный АПК шагнул далеко вперёд. Сегодня это одна из самых инновационных и быстроразвивающихся отраслей экономики, от специалистов которой требуется готовность постоянно совершенствоваться в своём мастерстве. К сожалению, многие студенты отмечают, что образовательные программы в учебных заведениях сильно отстают от текущей ситуации в АПК. Так не должно быть.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1