103 107 14

Как Segezha Group сохраняет свободу маневра в условиях кризиса

7950
12 минут

Несмотря на кризис, завод «Сегежской упаковки» в Ростовской области вдвое увеличил объемы производства. Основные факторы роста — инвестиции в развитие предприятия и рост спроса со стороны основных потребителей, рассказал вице-президент по коммерческой деятельности Segezha Group Александр Харитонов.

Как Segezha Group сохраняет свободу маневра в условиях кризиса

Поделиться

Несмотря на кризис, завод «Сегежской упаковки» в Ростовской области вдвое увеличил объемы производства. Основные факторы роста — инвестиции в развитие предприятия и рост спроса со стороны основных потребителей, рассказал вице-президент по коммерческой деятельности Segezha Group Александр Харитонов. 

«Сегежская упаковка» (штаб-квартира — в Карелии) входит в структуру Segezha Group. Это — крупнейший в России вертикально-интегрированный лесопромышленный холдинг, который, в свою очередь, входит в АФК «Система». Производственные активы расположены в девяти странах и в шести регионах РФ (всего — более 50 предприятий). На Юге производственный филиал «Сегежской упаковки» работает в Сальске Ростовской области. Завод был запущен в марте 2016 года. В 2019-м компания произвела на заводе в Сальске более 81 млн мешков. По итогам первого квартала 2020 года завод выпустил 37,5 млн бумажных мешков для строительной, химической и пищевой отраслей против 18,9 млн ед., произведенных в прошлогодних январе-марте.

За четыре года Segezha Group вложила в сальский завод более 2 млрд рублей. По данным Агентства инвестиционного развития Ростовской области, реализация данного проекта происходит в несколько этапов. В итоге, совокупная мощность площадки в Сальске должна увеличиться до 240 млн штук мешков и пакетов в год (при темпе 330 единиц в минуту), а общий объем инвестиций — до 3 млрд рублей.

Член правления — вице-президент по коммерческой деятельности Segezha Group Александр Харитонов рассказал «Эксперту Юг» о том, как компании холдинга работают в кризис и какие меры поддержки необходимы.

— Насколько сильно новый кризис, пандемия коронавируса и действующие в странах мира и регионах России ограничения отразились на вашей деятельности? 

— Все основные и вспомогательные организации Segezha Group являются непрерывно действующими, эксплуатирующими опасные производственные объекты, а также обеспечивающими население коммунальными услугами. Также все предприятия Группы вошли в список системообразующих организаций российской экономики. Поэтому в условиях повышенных санитарно-противоэпидемических мер все они продолжают работать, производства не останавливаются — как в России, так и за рубежом. Наше предприятие в Сальске не является исключением. В местном филиале ООО «Сегежская упаковка» производство идет по плану.

— Какие конкретные меры защиты персонала вы предприняли, например, на заводе в Сальске?

— И в Сальске, и на других предприятиях Segezha Group строго соблюдаются меры по защите здоровья сотрудников от COVID-19. Режим работы коллектива скорректирован. На предприятиях введен запрет допуска на территорию иногороднего транспорта и специалистов, прекращены командировки, сотрудники перешли к практике видеосовещаний, осуществлен частичный перевод персонала на удаленную работу, граждане возрастной категории 60+ соблюдают самоизоляцию, потоки людей на предприятиях максимально разведены, обеспечивается сохранение безопасной социальной дистанции — 1,5 метра. Будущим мамам, а также родителям, воспитывающим детей дошкольного и младшего школьного возраста предоставлена возможность дистанционной работы с сохранением зарплаты.

производство сегежа для сайта .JPG

Поделиться

// Фото пресс-службы Segezha Group. 

Предпринятые меры оказались эффективными. Пока заразившихся COVID-19 на нашем производстве в Сальске, как, впрочем, и на других предприятиях Segezha Group, не выявлено.

— С какими рисками вы сейчас столкнулись? Как эти риски нивелируете?

— Ситуация с COVID-19 привела к заметному спаду деловой активности не только в России, но и во всем мире. Тем не менее, в отношении лесопромышленного комплекса (ЛПК) серьезных проблем пока не наблюдалось. Все производства Segezha Group работают, коммерческие и социальные обязательства нами полностью выполняются.

Конечно же мы учитываем прогнозы, что во втором и третьем кварталах 2020 года ситуация с поставками на рынках ЕС вероятно ухудшится, в связи с перенасыщением складов. При прогнозируемом замедлении темпов развития мировой экономики негативные тенденции затронут и строительный сектор. Поскольку значительная часть нашей продуктовой линейки ориентирована именно на него, то часть аналитиков не исключает снижение соответствующего спроса.

Но даже на этом фоне свобода маневра у нас сохраняется. Segezha Group представляет собой вертикально интегрированный холдинг с широкой географией продаж — более 100 стран мира. В этой связи, мы гибко реагируем на негативные изменения рыночной конъюнктуры в отдельно взятой стране и переориентируем поставки продукции на другие рынки, где складываются более благоприятные условия для бизнеса. Наши поставки лесобумажной продукции уже переориентируются на альтернативные рынки экономик АТЭС, стран Ближнего Востока, Латинской Америки, Индию и, естественно, «выздоровевшего» Китая.

При этом, китайский рынок по своей структуре весьма неоднороден и имеет много направлений потребления. В части собственного потребления (КНР) спрос улучшился, что сказалось на возросших с начала 2020 года объемах заказов и ценах на пиломатериалы. В части импорта, рассчитанного на переработку и реэкспорт в Европу и США, в Китае ситуация пока не выправилась. Остаются проблемы с фрахтом, особенно парком контейнеров в связи с сокращением поставок в Европу и США. Фрахт существенно подорожал в рублевом выражении.

Удешевление рубля стало еще одним фактором риска для российского бизнеса. Но, говоря о Segezha Group, важно понимать, что порядка 75% нашей выручки — валютные, а большая часть наших затрат номинирована в рублях, так что девальвация является положительным фактором для наших финансовых результатов.

— Насколько сильно выросла стоимость импортного оборудования и импортных материалов, которые вы используете на своих производствах? Насколько сильно были задержаны их поставки на ваши российские предприятия?

— С иностранными контрагентами у нас выстроены долгосрочные доверительные отношения. По имеющимся контрактам серьезных нарушений не отмечаем. На рабочем уровне, конечно, вопросы возникают, но мы стремимся решать их с учетом взаимных интересов и при тесном взаимодействии с партнерами — как и в обычных условиях.

Усложнение таможенных формальностей в условиях коронавируса создает объективные риски по срокам поставок импортного оборудования для ряда наших проектов. Учитываем этот фактор при определении даты поставок, а также совместно с партнерами прорабатываем альтернативные логистические схемы.

На межправительственном уровне предпринимаются усилия для минимизации потенциальных рисков для бизнеса. Так, в конце апреля Правительство РФ продлило запрет на въезд иностранцев в Россию до улучшения ситуации с коронавирусом. При этом было сделано исключение: данная ограничительная мера не распространяется на иностранных специалистов, участвующих в наладке и техническом обслуживании оборудования иностранного производства и внесенных в специальный правительственный список. Это решение для Segezha Group очень важное и своевременное.

— Есть ли у вас антикризисная стратегия? Какие меры вы предприняли для более эффективной работы своих предприятий?

— Такой стратегии у нас нет. Руководствуемся действующей стратегией развития Segezha Group и ощущаем определенный запас прочности — у нас сильная команда, одна из самых низких в мире себестоимость продукции, диверсифицированная продуктовая линейка, широкая география продаж, а также высокий уровень собственного лесообеспечения. Надеемся, что сочетание этих факторов поможет нам пройти через нынешний непростой период с минимальными потерями.

сегежская хороший снимок САЙТ.JPG

Поделиться

// Фото пресс-службы Segezha Group. 

Относительно филиала ООО «Сегежская упаковка» в Сальске планы так же не поменялись. В первом квартале 2020 года завод выпустил 37,5 млн индустриальных мешков и 3,8 млн штук потребительской упаковки. Показатели за аналогичный период 2029 года: 18,9 млн и 2,06 млн, соответственно. Таким образом, в текущем году производство выросло вдвое по индустриальной упаковке и в 1,8 раза — по потребительской. Общий объем инвестиций в этот проект превысил 2 млрд рублей. Завод оснащен современным автоматизированным оборудованием, в том числе многоцветными печатными машинами, позволяющими выполнять заказы с высоким качеством — до восьми цветов.

— Ваш филиал в Сальске успешно завершил 2019 год, значительно увеличив объемы производства. Что стало причинами такого роста?

— За ростом производства стоит стабильный спрос на продукцию. Предприятие в Сальске предлагает качественную индустриальную и потребительскую упаковку. Важное значение имеют стоимость и сроки доставки готовой продукции заказчику. Этот фактор учитывался, когда компания еще в 2016 году только подбирала площадку под размещение филиала «Сегежской упаковки». Тогда весомыми аргументами «за» (Сальск) стали близость клиентской базы и перспективных рынков сбыта.

До недавнего времени спрос явно превышал возможности производства сальского филиала «Сегежской упаковки». Полагаем, что сейчас ситуация выправляется. Оборудование рассчитано на круглосуточный режим работы, высокий уровень автоматизации позволяет быстро перестраиваться с одного заказа на другой. Стратегия Segezha Group предусматривает дальнейшее развитие завода в Сальске.

— На 2020 год вы заявили масштабную инвестпрограмму. Приступаете к реализации проектов сразу на нескольких предприятиях в России. Почему вы не боитесь инвестировать во время кризиса?

— Стратегические планы Segezha Group учитывают долгосрочные тенденции и циклические процессы в отрасли. Мы принимаем во внимание и возможные последствия объявленной ВОЗ пандемии COVID-19. При этом сейчас мы не видим необходимости внесения серьезных корректировок в наши инвестиционные планы. Segezha Group безусловно продолжит стратегическое инвестирование в проекты по модернизации действующих активов и созданию новых производственных мощностей. В апреле 2020 года на площадке АО «Лесосибирский ЛДК №1» с опережением проектных сроков, на пять месяцев раньше запланированного графика, состоялся запуск второй очереди завода по производству топливных гранул ООО «Ксилотек-Сибирь». В апреле же получено разрешение на строительство Галичского фанерного комбината, закуплена техника для лесозаготовителей в Вологодской области, запланированы масштабные лесовосстановительные работы в Кировской области. На Сокольском деревообрабатывающем комбинате в Вологодской области монтируется новая линия сращивания для производства стенового бруса и конструкционной балки австрийской компании Ledinek, идет подготовка к выпуску перекрестно-клееных CLT-панелей на «Сокол СиЭлТи». На Сокольском ЦБК строится цех с сушильной установкой для выпуска сухого лигносульфоната. Вошедшая в январе 2020 года в состав Группы «Карелиан Вуд Кампани» направит около 100 млн рублей на модернизацию своей инфраструктуры: строительство дорог, оборудование предприятия современными системами связи и безопасности.

— Какую долю Segezha Group занимает сегодня на мировом и российском рынках в своих сегментах? Как эти доли должны измениться в ближайшие годы?

— Segezha Group — один из крупнейших производителей бумажных мешков в Европе, третий в мире бизнес по выпуску мешочной бумаги. У Группы первое место в России и третье в мире по выпуску коричневой мешочной бумаги, пятое место в мире по производству большеформатной березовой фанеры, первое место в РФ по производству хвойных пиломатериалов и домокомплектов из клееного бруса. В планах — наращивание производства по всей продуктовой линейке Компании.

Объективно последствия возможного кризиса просчитать сложно, так как мы их ощутили пока не в полной мере — ни внутри страны, ни по линии ВЭД. Будучи компанией, ориентированной на экспорт, мы сильно зависим от регуляторики других стран. Прогноз по мировому и российскому ЛПК пока достаточно оптимистичный — ориентировочно, падение составит не более 20%, в сравнении с 80% по другим отраслям. Также для всего ЛПК вероятно потенциально быстрое прохождение кризиса с последующим переходом к восстановлению. Несмотря на прогнозы о возможном снижении спроса, отрасль в целом пострадала незначительно, фундаментальные драйверы спроса остались.

— Как будет складываться ситуация на рынке, для которого свою продукцию выпускает завод в Сальске? К какому развитию событий готовитесь вы?

— Очевидно, что в ближайшей перспективе на рынках индустриальной и потребительской упаковки отразятся кризисные явления мировой экономики. Насколько глубокими и продолжительными они окажутся — сказать сложно. Производство индустриальной упаковки объективно зависит от спроса со стороны производителей цемента, сухих строительных смесей и ряда других аналогичных игроков на рынке стройматериалов.

Другой сегмент — потребительская упаковка, ориентированная на ритейл. Продуктовые сети продолжают свою работу и в период противоэпидемических мер, продукция завода в Сальске остается востребованной. Что же касается других ритейлеров, например, из модной индустрии, то ситуация здесь сложнее. В любом случае, постепенный выход из режима борьбы с коронавирусом будет способствовать нормализации рыночной конъюнктуры.

снова производства сегежская сайт.JPG

Поделиться

// Фото пресс-службы Segezha Group. 

Одновременно, Segezha Group намерена гибко реагировать на любые изменения рынка за счет широкой географии продаж и переориентировать товарные потоки на страны и регионы, затронутые кризисом в относительно меньшей степени. Возможные сложности с логистическими схемами решаются благодаря альтернативным маршрутам и средствам транспортировки продукции. Стараемся объективно оценивать складывающуюся обстановку и принимать оперативные управленческие решения.

— Какими мерами государственной и региональной поддержки вы сейчас пользуетесь? Считаете ли вы эти меры достаточными?

— Ряд важных механизмов господдержки, применимых в проектах и деятельности Segezha Group, действует достаточно эффективно. Так, работают субсидии по логистике, на создание межсезонных запасов сырья, материалов и топлива, льготы по налогу на прибыль, по арендной плате за лес. Особый правовой режим действует на территориях опережающего социально-экономического развития (компания строит новый комбинат в ТОСЭР «Галич» Костромской области). Среди льгот ТОСЭР — освобождение от уплаты НДС в течение 10 лет с момента получения статуса резидента, пониженная ставка по налогу на прибыль, применение пониженных тарифов страховых взносов для работодателей-резидентов. В части стимулирования инвестиционной деятельности экспорт-ориентированных компаний позитивным для нас является включение заводов в корпоративную программу повышения конкурентоспособности (КППК). Речь идет о предоставлении государством льготного инвестиционного кредитования для предприятий в стадии строительства, которые еще не выпускали продукцию и выйдут на экспорт позже. Все эти механизмы очень важны для нас и представляют ощутимое подспорье бизнесу, особенно в текущей непростой ситуации.

— Какие меры господдержки бизнеса, на ваш взгляд, необходимо ввести и почему?

— В современных экономических реалиях возникли и другие актуальные задачи — адресной поддержки бизнеса для преодоления экономических последствий ситуации с коронавирусом. Segezha Group уже направила соответствующие предложения в Правительство РФ. Так, серьезный нереализованный потенциал для господдержки остается в сфере оказания помощи российским производителям в расширении присутствия отечественных товаров на международных рынках, а также в сохранении конкурентного преимущества по себестоимости, в том числе за счет повышения качества лесной инфраструктуры, дорожного строительства и ухода за лесом.

Весьма своевременными были бы меры, предусматривающие возможность корректировки графиков реализации приоритетных инвестпроектов (ПИП). Речь идет о наступлении форс-мажорных обстоятельств, когда ограничительные меры, принимаемые в России и других странах, могут привести, например, к задержке поставок оборудования или шеф-монтажа. Через механизм ПИПов логично было бы обеспечить передачу на федеральный уровень вопроса сырьевого обеспечения крупных проектов (от 50 млрд рублей), ввести мораторий на повышение ставок платы за лесные ресурсы в 2021-2023 годах.

Помимо высоких арендных ставок за лес, в нашей стране действуют значительные ограничения по массе автопоездов, устаревшие нормы проектирования, действующие при возведении промышленных объектов, чрезмерно завышенные пожарные нормативы. Все это, к сожалению, приводит к увеличению себестоимости продукции и торможению строительства новых производств.

Открытым остается вопрос поддержки проектов развития лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные питомники). Проблему во многом могла бы решить система государственно-частного партнерства. 

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1