93 100 13

Без стратегии говорить не о чем

1042
5 минут

Без стратегии говорить не о чем

1042
5 минут
Без стратегии говорить не о чем

Поделиться

Наше время должно войти в новейшую историю деловой жизни как период, когда страна живёт принципиально без стратегии. Никаких приоритетов, кроме реагирования на текущие вызовы. Я помню свой мимолётный разговор с бывшим сити-менеджером Ростова Сергеем Горбанем. Спросив его о том, собирается ли он разрабатывать новую стратегию развития города, я получил встречный вопрос: «Вы хотите надо мной посмеяться?» Ему сама мысль о том, чтобы сегодня иметь стратегию, казалось дикой. А страна формально стратегию имела и имеет, вот только Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года была утверждена в ноябре 2008-го — истратегия эта устарела сразу же после принятия. Было и другое обстоятельство, которое ещё более снижало значимость документа — он был не столько политическим пособием для лидера, как пристало стратегиям, сколько интеллектуальным упражнением экспертных кругов, окружавших тогдашнего президента Медведева. В общем, с тех пор без стратегии живут как страна в целом, так и её регионы.

Но кажется, этот период подходит к концу. В течение 2016 года Волгоградская область успела принять новую стратегию до 2030 года, Краснодарский край провёл конкурс и определился с разработчиками стратегического документа — он появится в регионе до конца 2017 года. В Ростовской области работа над стратегией-2030 идёт вяло, однако тоже идёт. А федеральный Центр стратегических разработок (ЦСР) по поручению президента разрабатывает программу действий до 2024 года. Последняя большая работа коснулась и Ростовской области. В этом году она была выбрана ЦСР в качестве одного из семи регионов, элита которых вовлекалась в мозговой штурм, посвящённый анализу главных вызовов, стоящих перед страной, и путей их преодоления. Региональным партнёром ЦСР в Ростовской области стал аналитический центр «Эксперт ЮГ», который проводил круглые столы, заседания фокус-групп, глубинные интервью с представителями донской элиты. В общей сложности в разговор было вовлечено около 45 человек из самых разных сфер.

Главный блок в разговоре, который меня более всего удивил своим масштабом, — критика способности государства проводить последовательную политику. Это не просто административные барьеры, к борьбе с которыми мы уже привыкли. Тут самое время вспомнить расхожую цитату из китайского полководца Сунь Бина: «Стратегия без тактики — самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением». Серьёзный бизнес не может работать в режиме суеты, он начинает избегать партнёрства, о необходимости которого мы так часто говорим. Проговорю более внятно: там, где нет стратегии развития, ни о каком сотрудничестве бизнеса и власти речи быть не может. А там, где нет сотрудничества, не будет развития.

Главная борьба сегодня идёт не столько за сами документы, сколько за консенсус региональных элит. Ведь стратегий на деле в бюрократической жизни страны явный переизбыток — они бывают отраслевые, макрорегиональные, направленные на решение конкретной проблемы — развития инноваций или сферы малого и среднего бизнеса, например. В это трудно поверить, но даже не опускаясь на уровень муниципалитетов, в одном регионе можно насчитать пару десятков стратегий, за которые отвечают самые разные ведомства. По какой из них жить, мало кто понимает.

Разработчики последней федеральной стратегии задним числом нашли в ней и ещё один порок — она была компромиссной. Эксперты, пытаясь всем угодить, находили в ней место для каждого — хотя бы на абзац. А сейчас те же люди говорят о том, что без жёсткого обозначения приоритетов не обойтись, потому что стратегия — это ставка на что-то и консенсус по поводу этой ставки. Так вот, сегодня отсутствие приоритетов проявляется постоянно.

Например, государство внезапно возжелало поддерживать экспорт. Но как только мы начинаем всерьёз ставить задачу реально повлиять на успехи в этой сфере, да ещё и выслушиваем сам бизнес, оказывается, что столь частная задача выглядит совершенно по-разному в восприятии крупного, среднего и малого бизнеса. Крупному нужно, чтобы государство выстраивало особые отношения с нужными ему странами и проводило дома промышленную политику. Среднему подавай прежде всего работающие финансовые инструменты. Малому в первую очередь необходимы консалтинг, обучение, информационная поддержка. Ну ничего себе — получается, мы затронули всю основную повестку развития предпринимательства в стране. Точно так же — то есть в отрыве от всей экономики — у чиновников возникает желание развивать малый и средний бизнес. В июне принята амбициозная федеральная стратегия развития этого сектора. Только малый бизнес — не резервация, это первая ступень развития предпринимательства в целом, причём ступень, от которой зависит то, как часто у нас будут появляться новые чемпионы, новые крупные компании. Системный взгляд на любую проблему приводит нас к необходимости стратегии, выбора приоритетов. Иначе с бизнесом разговаривать будет не о чем.

У Краснодарского края и Ростовской области сегодня просматривается одна и та же стратегическая задача. Оба региона прошли через периоды, на протяжении которых главным драйвером развития был прежде всего частный бизнес. У Кубани это была доолимпийская пора, у Ростовской области этот период начался позже и продолжался дольше. Но потом Кубань семь лет сидела на игле госинвестиций, и если взглянуть на её портфель сегодня, то доля нефтегаза, дорог и естественных монополий там будет определяющей. Ростовская область последние два года растёт во многом благодаря стройке инфраструктуры под Чемпионат мира по футболу 2018 года и инвестициям в оборонку. Мы точно знаем, что в 2018 году этот драйвер перестанет действовать. Главный вызов и Кубани, и Дона — вернуть способность развиваться за счёт частного бизнеса. Именно для этого регионам нужны стратегии.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1