70 82
«ЭКСПЕРТ ЮГ» в соцсетях:

Что спасет ростовский общепит от перестраховки властей

2596
9 минут

Введенные в Ростовской области 4 августа коронавирусные ограничения снизили выручку предприятий общепита на 50-70%. Рестораторы считают, что даже при отмене новых мер для восстановления индустрии нужна дополнительная поддержка

Что спасет ростовский общепит от перестраховки властей

Выручка ростовских ресторанов и кафе сильно снизилась из-за жестких ограничений по заполняемости залов//Фото: schneider-weisse.ru
О результатах действия новых коронавирусных ограничений сообщил на своей странице в Facebook ресторатор Денис Завалишин. По словам бизнесмена, выручка кафе и ресторанов донской столицы после введения жестких мер безопасности 4 августа снизилась на 70%. Приостановлена работа 24 заведений, из которых 12 закрыто.

Рестораторы снова пытаются достучаться до властей

Представители индустрии объединились, чтобы написать открытое письмо губернатору Ростовской области Василию Голубеву. Среди подписавшихся перечислены Денис Завалишин, Карина Шатворян, президент ФРИО РФ Игорь Бухаров, президент Союза торговых центров Булат Шакиров, глава представительства АОфЦ Михаил Плужников и другие представители общественных организаций и бизнеса. В обращении к главе региона они сообщают о том плачевном положении, в котором пребывает индустрия общепита, и призывают к изменению ограничительных мер.

Стоит отметить, что письмо к губернатору – не первая попытка избежать ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией. В июне, когда из-за роста числа заражений COVID-19 правительство региона снова заговорило об ограничениях, объединение рестораторов и отельеров Ростова-на-Дону и Ростовской области представили правительству меморандум. В документе было прописано, что в заведениях общепита и отелях будут соблюдать социальную дистанцию, а 60% персонала будет привито до 15 августа. Подразумевалось, что в правительство, в свою очередь, не станет жестко ограничивать работу предприятий. Позже в регионе по рекомендациям Роспотребнадзора было решено проводить массовую вакцинацию работников торговой, бюджетной сфер, общепита и т.д. «Эксперт Юг» подробно рассказывал о реакции общественников и предпринимателей на это решение властей.  

Диалог власти и бизнеса широко освещался в городских СМИ. Представители индустрии отчитывались об успехах прививочной кампании. Однако ухудшение эпидемиологической ситуации все равно привело к серьезным ограничениям. С 4 августа в Ростовской области посещать кафе и рестораны можно только при наличии сертификата о прививке, отрицательного ПЦР-теста, либо справки о перенесенном в течение полугода COVID-19. Допускаемая заполняемость залов – 30%. Закрыты все фуд-корты в торговых центрах.

Как сообщает «Коммерсантъ Юг», Федерация рестораторов и отельеров России (ФРиО) практически сразу после введения ограничений провела круглый стол, где обсуждались последствия такого решения властей. Предприниматели заявили, что многим проще закрыть свои заведения, чем работать в убыток. Также было отмечено, что опыт Москвы показал: посещение кафе и ресторанов существенно не влияет на рост заболеваемости. В общественном транспорте угроза заражения гораздо выше. Представители властей региона и города — начальник отдела надзора за питанием населения Роспотребнадзора Ростовской области Маргарита Родионова и начальник управления торговли и бытового обслуживания Ростова-на-Дону Константин Тихонов, так и не выступили на заседании.

Жесткие ограничения негативно влияют на туризм в Ростовской области

Ростовский ресторатор Максим Коган сравнил ситуацию в Ростове с московским сценарием развития событий. Введение ограничений в заведениях общепита столицы имело конкретные цели, но в Ростове такие методы не сработают, считает он. 
Максим Коган.jpg
Ресторатор Максим Коган призывает не равняться на Москву во введении ограничительных мер//Фото: facebook

«Проблема ситуации с ограничениями состоит в том, что следовало бы учиться на чужих ошибках. В Москве жесткие меры для ресторанов отменили, ведь стало понятно, что посещение заведений существенно на рост заболеваемости не влияет. Мы пытаемся равняться на столицу. Так почему обращаемся к методам, очевидно неэффективным и даже вредным для огромной индустрии?

Понятно, что в Москве введение QR-кодов и ПЦР-тестов для посещения общепита обусловлено местной спецификой. Думаю, половина москвичей питаются в ресторанах и кафе. Такой режим привычен для доминирующего там класса «белых воротничков». Ограничение доступа в заведения общепита стимулирует горожан активнее делать прививки. Однако в регионах такой способ не сработает.

У ростовчан не столь высокий уровень жизни, чтобы позволить себе регулярные походы в ресторан. Наши люди быстрее будут делать прививки если требовать сертификаты на входах в «пятерочки» и «магниты». Большую долю посетителей местных ресторанов составляют туристы из других городов. И этим обусловлена сезонность туризма в нашем регионе», — говорит Максим Коган.

Бизнесмен считает, что действующие меры мешают развитию Ростова как туристического центра, ведь из-за запретов гости региона и города сталкиваются с проблемами. А главное, драйвера местного малого и среднего бизнеса несут убытки, что приводит к обескровливанию индустрии. 

«Ограниченная заполняемость залов ресторанов и кафе в 30% приводит к упадку. Во-первых, почему ограничивают заведомо здоровых людей? Если гости имеют иммунитет, то зачем критически снижать уровень заполняемости? Мы и так соблюдаем все предписания по дистанцированию посетителей. Не сажаем людей за каждый свободный стол и не размещаем более четырех человек вместе.

Во-вторых, почему ограничения действуют и на летних террасах? Уже известно, что на свежем воздухе риск заражения минимален. Кроме того, очевидна сезонность таких мест размещения гостей. И есть определенная экономика процесса. Уже 15 сентября все эти террасы будут закрываться. А значит, последние шансы предприятий остаться в плюсе или в ноле снижена до минимума», — рассуждает Коган.

Он подчеркивает, что со стороны бизнеса были предприняты все возможные меры безопасности. 

«Ростовские рестораторы провели огромную работу, чтобы предотвратить локдаун. Мы вакцинировали почти 100% персонала. Мы приглашали медиков, проводили беседы с сотрудниками. Моя жена «водила» людей на вакцинацию, чтобы собственным примером показать безопасность и пользу прививок. И что в результате?

На восстановление индустрии после пандемии и так понадобится лет пять-семь. Ростовская область – это туристический регион. Мы развиваем местные бренды. За последние годы Ростов упрочил свой статус гастрономической столицы. И для нас критически важно сохранить плоды этих усилий. Я надеюсь, что правительство области это понимает, и по результатам диалога с предпринимателями примет верное решение».

Ресторатор также отметил, что чрезвычайно важна скорость принятия решения. При существующей сезонности, промедление даже в пару недель может критически повлиять на всю сферу. 

«Но вопрос в скорости. Если жесткие ограничения отменят через три недели, будет уже поздно для летних проектов. На счету каждый день. В том, что касается мер поддержки: мы, предприниматели, — сильные. Главная поддержка, которую нам могут оказать — это просто не создавать нам барьеров!», — заключил Коган. 

Индустрия общепита нуждается в поддержке

Бизнесмен Денис Завалишин заявил, что главной целью сообщества в данный момент является отмена ограничений. 

Денис Завалишин.jpg
Предприниматель Денис Завалишин//Фото: Фото: facebook

«Снижение выручки после введения жестких ограничений на 50-70% зафиксировал я на собственном предприятии. И продажа «на вынос» нас уже не выручает. Подписывая письмо к губернатору Ростовской области, мы рассчитываем добиться отмены части ограничений, связанных с заполняемость в 30% и ограничением работы летних террас. », — говорит Завалишин. 

Бизнесмен согласен со своим коллегой относительно большого значения сроков снятия ограничений. Завалишин также не понимает почему было решено снизить допустимую заполняемость до 30%. 

«История с заполняемостью залов и террас всего на 30% очень странная. Если наш персонал вакцинирован, и люди подтверждают свое состояние здоровья, то зачем такие ограничения? В нашем обращении к властям мы просим, во-первых, снять это ограничение для предприятий общепита, а во-вторых, отменить ограничения для летних площадок, которые работают сезонно.

Контрольные органы пытаются следить за соблюдением установленных правил, хотя четко установленного регламента проверок нет. Это дает ненужную свободу действий сотрудникам контрольных служб. Посетителей пересчитывают по головам, спрашивают у них QR-коды, дополнительные документы. Все это никак не улучшает эмоциональную обстановку в обществе, не способствует сохранению лояльности гостей конкретным заведениям. После введения ограничений многие рестораны стали сообщать о ведении новых правил посещения и подверглись огромному объему хейта со стороны гостей.  Все это очень мешает развитию бизнеса и поддержанию статуса Гастрономической столицы России», — сообщает Денис Завалишин.

«Мы понимаем, что отмена QR-кодов в нынешней эпидемиологической ситуации вряд ли произойдет прям завтра, однако мы всегда были готовы к диалогу с властью и совместному поиску решения в данной эпидемиологическй обстановке.  Отмена части ограничений изменит ситуацию к лучшему, в конце концов есть опыт других регионов, его надо использовать.  Профессиональное сообщество приложило массу усилий, чтобы добросовестно соблюсти все рекомендации Роспотребнадзора по вакцинации и дистанцированию гостей. Да и сами люди стараются соблюдать установленные правила. Еще один дестабилизирующий фактор — это  шумиха и паника в некоторых СМИ и пабликах по поводу ограничений. Многочисленные трактовки, нечеткие формулировки, отсутствие ответственности за то что публикуют и волна хайпа сбивает народ с толку, разжигает конфликты между ресторанами и гостями», — добавляет ресторатор.

На вопрос о том, какие меры поддержки могут помочь индустрии, Завалишин ответил, что пока этот вопрос обсуждается. 

«Вопрос о мерах поддержки для предпринимателей сейчас в разработке нашего сообщества. Конкретики сейчас сказать не могу. Но по опыту прошлого года, полагаю, что помочь ростовским рестораторам можно льготами по налогообложению, выделением субсидий в размере МРОТа для выплат зарплат, и, конечно, заморозкой тарифов энергоснабжающих компаний. Меры поддержки определенно нужны», — сказал Денис Завалишин. 

Соучредитель ростовской сети ресторанов Sapore Italiano (SI) Group Джорджо Мацца рассказал, что на его предприятии снижение выручки после введения ограничений составило 30%.

Джорджо Мацца.jpeg

Соучредитель сети ресторанов Sapore Italiano (SI) Group Джорджо Мацца //Фото: личный архив

«Да, безусловно, на нас повлияли введенные ростовским губернатором ограничения. Если отследить падение выручки со дня введения ограничений, то она упала, в целом, на 30%. Причем, в первые два дня гости с особенной настороженностью ходили в наши кафе, их стало ощутимо меньше, но потом все адаптировались к предлагаемым обстоятельствам и число гостей увеличилось.

Мы соблюдаем все предписанные меры, со стороны гостей протестов не встречали, наши гости понимают, что если нужно иметь специальный документ, то они его нам показывают. По поводу мер поддержки - мы, как все ресторанное сообщество Дона, конечно, нуждаемся в поддержке региональных властей. Будем предпринимать все возможное, чтобы ситуация не ухудшилась и действовать по обстоятельствам в законном порядке», — заключил Мацца.


Вакцинацию можно использовать для развития туризма


Максим Коган дополнительно отметил, что в некоторых зарубежных странах вакцинация стала инструментом для бизнеса. Так, например, жители Ирана едут в Армению, чтобы сделать бесплатную прививку от COVID-19. Туристов, прибывающих в Ереван, вакцинируют бесплатно, тем самым обеспечивая безопасность.

«Газета.ru» сообщает о том, что в Сан-Марино иностранцы также приезжают ради прививки «Спутником V». Власти открыли «вакцинационный туризм». Гости платят и за проживание, и за прививку. Стоимость последней составляет 50 евро. Уже сделано 1,7 тыс. уколов, сообщает издание.   
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.