94 100 13

«Де-факто мы уже и так все признавали»: эксперты Юга о суверенитете ЛДНР

4550
7 минут

Признание мятежных республик субъектами международного права со стороны РФ давно ждали на Юге. Негласная поддержка регионов здесь была всегда. Официальное признание — тест и для руководства приграничных регионов и их инфраструктуры

«Де-факто мы уже и так все признавали»: эксперты Юга о суверенитете ЛДНР

Активист ОНФ в Краснодарском крае Сергей Камаринский устроил одиночный пикет перед администрацией Краснодарского края//Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться

После признания Донецкой и Луганской народных республик субъектами международного права со стороны России эксперты на Юге в целом одинаково восприняли произошедшее. Ключевая мысль — все свершилось именно тогда, когда нужно было просто назвать вещи своими именами.

Небольшая усталость от признаний

Официальное признание ЛДНР вряд ли что-либо сильно поменяет с точки зрения взаимодействия Ростовской области и России с Донбассом, считает ростовский политолог Дмитрий Абросимов. По его мнению, признание республик — это юридическое оформление того, что «уже и так было де-факто»:

Дмитрий Абросимов.jpg

Поделиться

Дмитрий Абросимов//Фото: ikro.ru

«Де-факто Россией республики уже были признаны, с их руководством давно налажено взаимодействие, мы также поддерживаем республики материально. Вчера президент лишь узаконил то, что уже есть», — отметил Абросимов.

Он отметил, что беженцы сейчас действительно в большом количестве попадают в Ростовскую область, но затем их массово перенаправляют в другие регионы. Это сделано для того, чтобы не создавать давление на социальную инфраструктуру региона. Вся Россия участвует в приеме беженцев, что стало понятно при проведении рабочей группы с главой МЧС и Роспотребнадзора в Ростовской области.

«Думаю, учитывая скорость развертывания лагерей для беженцев, власти заранее знали о готовящейся эвакуации. У Ростовской области сложная задача: мы принимаем тех, кого далеко нельзя пересылать: подопечных детских домов, больных людей. Вот это действительно самое сложное. В этой ситуации власти себя проявили эффективно. Скандалов нет, хотя в первый день и было недовольство, связанное с размещением.

При этом есть люди, которые не хотят далеко уезжать от мест постоянного проживания, приезжают к знакомым или родственникам. Можно отметить и добровольческое движение. Оно сейчас не носит военный характер – люди готовы помогать именно материально или оказывать гуманитарную помощь. Что касается военной помощи, то теперь такое право у России есть», — говорит политолог.

«Для участников «Русской весны» это радость. Они этого добивались долго. Для большей части нашего населения это день как день. Мы уже привыкли к признаниям», — считает Абросимов.

Донбасс меняет скорость принятия решений

«Краснодарский край всегда был приграничной территорией, соответственно это всегда требовало определенных действий как со стороны властей, так и со стороны населения, — предполагает заместитель председателя Совета при главе (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, политолог Ольга Малахова. — Не думаю, что будут принципиальные изменения. Возможно, укрепится вертикаль управления: вырастет скорость принятия кадровых решений. Уже не будет мягких и свободных отношений. Все, что касается конфликтных ситуаций, требует быстрых решений и ответов».

Ольга МАЛАХОВА.jpg

Поделиться

Ольга Малахова//Фото: sovet-nko.ru.

Эксперт уверена, что главное в разрешении любого конфликта — диалог. От его эффективности зависит дальнейшее развитие событий. Главное последствие, с которым мы уже столкнулись — жизнь стала гораздо более динамичной.

Пакет энергетических контрсанкций осадит Европу

Президент России принял важное геополитическое решение, считает ставропольский политолог Сергей Кулагин. «Как бы Европа ни пыталась биться в информационной истерике, ей придется считаться с решением Путина, — считает Кулагин. — Мы оказались в новых исторических реалиях. Главное, что теперь РФ на законных основаниях имеет полное право защищать своих граждан, проживающих на территории Луганска и Донецка. Очень жаль, что в нашей стране сегодня не появились 86-й и 87-й субъекты. Но условия для этого обязательно будут созданы».

Сергей Кулагин.jpg

Поделиться

Сергей Кулагин//Фото: sun9-47.userapi.com

Эксперт уверен, что России предстоит выдержать шквал жестких санкций. Так, Германия уже приостановила сертификацию газопровода «Северный поток-2». Впереди еще пакет санкций.

«В данном случае мы как никогда должны применить самый сильный кейс контрсанкций, направленных на дестабилизацию энергетического рынка ЕС. Только так Россию станут слушать, с нами будут считаться», — резюмирует г-н Кулагин.

Россия смещает точки гравитации в геополитике

«Россия прирастает дружественными территориями. Соответственно смещаются некоторые точки гравитации, политической и экономической. Думаю, что ничего нового для регионов СКФО и ЮФО не произошло, потому что Донецкая и Луганская народные республики (теперь уже признанные) существовали и ранее. За восемь лет уже образовались довольно крепкие политические и экономические связи. У многих жителей ЛНР и ДНР уже есть российские паспорта, — говорит политолог, генеральный директор федеральной экспертной сети «Клуб регионов» Сергей Старовойтов. — Сейчас можно говорить об усилении некоторых тенденций: например, увеличится количество контактов между жителями соседних регионов. Это, скорее, больше применимо к Ростовской области. Беженцы — это не навсегда. Большинство из них вернутся домой. Это люди, которые приехали к нам переждать острую фазу конфликта. Речь идет о детях и женщинах, которым нужно помочь. Это тест на милосердие для всех нас. Не все можно измерить деньгами. Регионы, которые сейчас работают с беженцами, получают субсидии из федерального бюджета на эту работу».

Сергей Старовойтов.jpg

Поделиться

Сергей Старовойтов//Фото: club-rf.ru.

Г-н Старовойтов отмечает, что роль глав приграничных регионов — Ростовской области и Краснодарского края — сильно возрастет. Для Василия Голубева и Вениамина Кондратьева, в большей степени это касается донского губернатора, это некая проверка. Губернатору в этих условиях очень легко сломать себе карьеру, неправильно поняв распоряжения центра или проявив недостаточную расторопность. «Главам регионов нужно держать нос по ветру, — предупреждает эксперт».

Старовойтов добавляет, что процесс признания ЛНР и ДНР станет некоторой лакмусовой бумажкой перед президентскими выборами 2024, которая поможет понять, что мы представляем собой как общество.

«Мы видим начало работы над созданием электоральной базы президента Путина. Это начало большой избирательной кампании накануне 2024 года», — резюмирует политолог.

Последствия от возможных санкций пока выглядят несущественными

«Если говорить о политических последствиях для России после признания ЛДНР, то не думаю, что здесь будет что-то новое. Просто продолжение тех санкций, той линии, которая идет с 2014 года после присоединения Крым, — уверен директор Агентства нестандартных политических и корпоративных ситуаций Марат Хамидуллин (Ижевск). — Правда, последние недели в части приезда лидеров западных стран и многочисленных переговоров показали, что Россия никакой не политический изгой, а серьезный игрок и сторона, с которой нужно договариваться. Несмотря на возможные экономические и социальные последствия, решение о признании ЛНР и ДНР вызвало у подавляющего большинства населения страны одобрение и, как следствие, усиление позиций Владимира Путина внутри страны и увеличение его рейтинга.

Марат Хамидуллин.jpg

Поделиться

Марат Хамидуллин//Фото: fotostrana.ru

Эксперт отметил, что сейчас гораздо интереснее рассуждать об экономических последствиях. С одной стороны экономическое давление Россия испытывает уже не первый год — экономика хоть и пострадала, но не рухнула.

«После решения о признании республик мы увидели рост валюты, существенное падение акций российских компаний. Ровно то же, что и в 2014 году, — продолжает г-н Хамидуллин. — Кроме того, Германия будет блокировать сертификацию «Северного потока – 2», а Великобритания уже заморозила активы пяти российских банков. Интересно, что часть этих банков работала в Крыму, а другая — на российский оборонпром, то есть, грубо говоря, создавались и работали с потенциалом дальнейших санкций. Поэтому пока не уверен, что это нанесет какой-то сильный урон экономике РФ. Что касается «Северного потока – 2», то надо признать, альтернативы российскому газу в Европе нет. Можно, конечно, говорить про сжиженный природный газ США, но, во-первых, не хватит объемов, во-вторых, не вся Европа готова к его применению.

«Что касается так называемой "расплаты" россиян за такое решение, то здесь, конечно, стоит ожидать роста цен на продукты и бытовые товары, уменьшение туристического потока за границу».

«В случае дальнейшей эскалации и принятия санкций в отношении отдельных российских компаний возможна потеря рабочих мест и уровня дохода, — продолжает эксперт. — Последствий может быть много. Но, оговорюсь, что это лишь худший сценарий и превращения России в Иран или Северную Корею точно не будет. Если мы говорим про регионы ЮФО и СКФО, то часть их регионов уже ощутило на себе определенные последствия. Во-первых, это конечно участие воинских подразделений в конфликте. Возможно, часть войск ЮВО останется на территории Донбасса на постоянной основе.

Вторая проблема — беженцы. В случае обострения конфликта большинство из них вряд ли будет стремиться домой. От того, сколько этот конфликт продлится, будет зависеть обстановка и на территориях, где распложены лагеря беженцев. Их нужно кормить, детям нужно продолжать учиться, а взрослым где-то работать. Все это скажется на экономике близлежащих регионов. Также могут пострадать и компании, имеющие определенные экономические отношения с ЛНР или ДНР – на них могут быть возложены санкции».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1