93 100 13

Донской экспорт прирастает малым и средним бизнесом

5604
6 минут

Первый опыт запуска экспортных проектов и проблемы начинающих экспортеров обсудили на конференции «Экспортный лифт Ростовской области». Отсутствие информации о новых рынках и аналитики зачастую становится тем самым недостающим звеном для успешного старта экспортных поставок. А для масштабирования опыта необходима более понятная господдержка и решение логистических проблем внутри страны.

Донской экспорт прирастает малым и средним бизнесом

//фото: "Эксперт Юг"
Поделиться
Первый опыт запуска экспортных проектов и проблемы начинающих экспортеров обсудили на конференции «Экспортный лифт Ростовской области». Отсутствие информации о новых рынках и аналитики зачастую становится тем самым недостающим звеном для успешного старта экспортных поставок. А для масштабирования опыта необходима более понятная господдержка и решение логистических проблем внутри страны.

Ростовская область – один из лидеров внешнеэкономической деятельности. По итогам 2018 года объем донского экспорта составил 9,06 млрд долларов, что позволило области занять седьмое место в рейтинге регионов РФ по данному показателю. Такого результата, по мнению начальника управления международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности министерства экономического развития Ростовской области Елены Федотовой, удалось достигнуть, в том числе, за счет субъектов малого и среднего предпринимательства. «Причем для Ростовской области характерно то, что практически 90% участников экспортной деятельности – это субъекты малого и среднего предпринимательства», – подчеркнула Елена Федотова.

По данным Аналитического центра «Эксперт ЮГ», который презентовал на конференции свое исследование на тему «Экспорт в МСП: потенциал и лучшие практики юга России», за последние пять лет на юге России количество экспортеров среди субъектов МСП выросло многократно. По словам генерального директора Аналитического центра «Эксперт ЮГ» Владимира Козлова, Ростовская область растет в сфере экспорта опережающими темпами – с 2014 года количество экспортеров увеличилось в семь раз.

Такому взрывному росту количества экспортеров нашел объяснение руководитель обособленного подразделения Российского экспортного центра в Ростове-на-Дону Александр Санеев. Он уверен, что именно работа инфраструктуры поддержки и развития бизнеса РФ дает свои плоды. С другой стороны, на рост числа экспортеров повлияла и оптимальная рыночная конъюнктура: выгодные валютные курсы и новые открывающиеся рынки.

По данным исследования, компании мотивирует заниматься экспортом большой потенциал наращивания объемов и высокая рентабельность экспорта. Однако сделать первый шаг в сторону внешних рынков респондентам, опрошенным «Экспертом ЮГ», мешает отсутствие необходимой информации. Чаще всего участники опроса сетовали на то, что им нужна, в первую очередь, аналитика о зарубежных рынках и каналы поиска и проверки зарубежных партнеров.

«Основная задача этой конференции – помочь представителям малых и средних предприятий, которые заинтересованы в начале экспортной деятельности либо в увеличение объемов и расширении географии своих поставок, найти практические инструменты для решения этой задачи. Для этой цели мы пригласили сюда экспертов, которые давно работают на рынке и владеют практическими инструментами, чтобы они ответили на все вопросы заинтересованных в экспорте предприятий», – отметила директор АНО «Центр поддержки экспорта Ростовской области» Евгения Гавриленко.

экспорт 2.jpg
Поделиться

//фото: "Эксперт Юг"

Широкий инструментарий поддержки

Сейчас в Ростовской области действует немало инструментов и проектов, которые нацелены на поддержку начинающих экспортеров. Так, регион активно участвует в реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Его основная задача — увеличение несырьевого неэнергетического экспорта на 60% — с 5,1 млрд долларов в 2018 году до 8,08 млрд долларов в 2024 году, а также увеличение количества экспортеров из числа представителей малого и среднего бизнеса в два раза.

Для представителей бизнеса открыты институты поддержи экспорта – РЭЦ, АНО «Центр поддержки экспорта». Свои услуги по аналитике и маркетингу предлагают различные консалтинговые компании. Однако, как показало исследование Аналитического центра «Эксперт ЮГ», с инструментами поддержки небольшие экспортеры еще мало знакомы.

По мнению сертифицированного тренера АНО ДПО «Школа экспорта АО «РЭЦ» Аркадия Мурзаева, для многих компаний внешние рынки – это terra incognita (с лат. «неизвестная земля»), и у них присутствует страх перед неизвестными рынками. «На экспорт выходить нужно, но выходить на экспорт нужно грамотно, профессионально, избегать тех ошибок, которые в свое время кто-то совершил», – говорит Аркадий Мурзаев. Он уверен, что сегодняшней инфраструктурой поддержки нужно обязательно пользоваться.

«Пока мы зарабатываем только опыт, но хотелось бы еще и деньги»

Яркий пример развития регионального экспорта – ООО «Агро Зерно ЮГ» (входит в ГК «Астра Альянс»). По словам коммерческого директора компании Романа Литвинова, за счет экспорта у компании с 2016 года торговые обороты выросли более чем в 13 раз. Начиная с поставок отрубей, компания заметно диверсифицировала экспорт и увечила его объемы.

Однако со стартом экспортных поставок у компаний возникает большое количество проблем – это отмена поставок, сложности с заключением договоров с иностранными партнерами, административные барьеры и многое другое.

mpc7IQVCaiA.jpg
Поделиться

//фото: "Эксперт Юг"

Исполнительный директор ООО «Ростагросервис» Павел Сивоплясов в список экспортных проблем добавил и проблему с восприятием российских компаний и продукции на зарубежных рынках. По его словам, европейские партнеры видят в российских компаниях «токсичных» партнеров. С другой стороны, эта же компания с тем же товаром может быть успешна на других рынках – СНГ, Азии.

Как отметил заместитель генерального директора ООО «БЕСТЕК-Инжиниринг» Евгений Зуенко, с «токсичностью» в отношениях с европейскими партнерами он не встречался. Одной из проблем, которую он упомянул, стала проблема кадров. «Готовых кадров на рынке нет в принципе: ни продавцов, ни специалистов по ВЭД», – пояснил Евгений Зуенко. Он добавил, что для развития экспорта важно понимать, какой продукт нужен для зарубежного рынка.

Генеральный директор ООО «Ростинпром» Евгений Крашенников рассказал, что идеальной моделью для развития экспортного бизнеса может стать открытие за границей своего представительства. Но такая модель может быть не по карману для малого бизнеса. Евгений Крашенников уверен, что компания, не став успешной на внутреннем рынке, не будет экспортировать. «Толкать в спину предпринимателей не надо. Из этого ничего не получится. Если предприниматели не работают на внешних рынках, значит, это им неинтересно, потому что внутренний рынок также растет, он более прост, да и трудозатраты другие совсем», – подытожил он.

Одним из условий для развития экспорта является возврат компаниям НДС. Зачастую эти 20% определяют рентабельность экспортных поставок. Особенно это заметно для компаний, которые экспортируют сельхозпродукцию, – снижение цены и задержка с возвратом НДС может просто-напросто принести убытки.

Расширять свои экспортные поставки компании мешают проблемы и в сфере логистики. Как уточнил заместитель директора ООО «ПКФ «Маяк» Анатолий Железный, из-за снижения мировых цен на сельхозпродукцию приходится переориентироваться на внутренний рынок. Иногда возникает ситуация, когда экспортировать в Турцию совсем невыгодно, однако, например, в Китае на продукцию цена была намного выше, но затраты на логистику не дают заработать. «Внешний рынок перспективный, то есть мы надеемся там поработать, но получается пока не очень. Пока мы зарабатываем только опыт, но хотелось бы еще и деньги», – резюмировал директор по развитию ООО «Пластфакор» Алексей Сафронов.

Организатор конференции «Экспортный лифт Ростовской области» – АНО «Центр поддержки экспорта Ростовской области». Оператор конференции – Аналитический центр «Эксперт ЮГ». 
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1