92 100 13

Эксперты: Северный Кавказ больше не в тренде федеральной политики

1927
4 минуты

В новом составе федерального правительства больше не будет вице-премьера, за которым закреплён Северный Кавказ. Округ перестаёт быть ключевой внутриполитической проблемой, но при этом «отпускать ситуацию» рано, считают эксперты

Эксперты: Северный Кавказ больше не в тренде федеральной политики

1927
4 минуты

В новом составе федерального правительства больше не будет вице-премьера, за которым закреплён Северный Кавказ. Округ перестаёт быть ключевой внутриполитической проблемой, но при этом «отпускать ситуацию» рано, считают эксперты

Эксперты: Северный Кавказ больше не в тренде федеральной политики

Поделиться

После ухода в мае с поста вице-премьера Александра Хлопонина, в полномочия которого входило курирование Северного Кавказа, в новом составе правительства ни у кого из вице-премьеров таких функций не оказалось. Хлопонин был полпредом президента в СКФО после выделения этого округа из ЮФО в 2010-2014 годах. Чиновник совмещал эту должность с работой вице премьера. После 2014 года он продолжил курировать Северный Кавказ в ранге вице-премьера, но к его обязанностям также добавился контроль за природопользованием, национальной политикой и оборотом алкогольной продукции.

Также в новом правительстве сменилась фигура министра по делам Северного Кавказа. Вместо занимавшего эту должность Льва Кузнецова назначен Сергей Чеботарёв. Характерная деталь: сотрудникам министерства его представил вице-премьер Виталий Мутко. В новом правительстве он курирует строительную сферу, а также сотрудничество с республиками Абхазия и Южная Осетия, а также национальную политику и национальные отношения.

Поделиться

Северный Кавказ перестал быть приоритетным направлением работы для федерального центра, считают эксперты. По мнению старшего научного сотрудника Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николая Силаева округ перестал быть ключевой внутриполитической проблемой. «От территориального принципа управления округом федеральное правительство последовательно переходит к отраслевому. В связи с тем, что ключевые проблемы Северного Кавказа – разрушенная инфраструктура и террористическое подполье — были решены, округ перестал требовать к себе повышенного внимания, — отмечает эксперт. — Сейчас и Дагестан, и Ингушетия, и Кабардино-Балкария становятся просто очередными депрессивными регионами, каких в России немало. Значение Минкавказа при этом тоже снижается».

По мнению главного научного сотрудника ЮНЦ РАН Виктора Авксентьева, считается, что ситуация на Кавказе достаточно стабилизировалась, и сейчас есть другие приоритеты — Дальний Восток, Арктика. «Но такое решение преждевременно. Безусловно, на Кавказе действительно стало спокойней – это показывают социологические исследования, но нужно понимать, что по-прежнему не решён этно-клановый вопрос, который мешает развитию Северного Кавказа и увеличивает социально-экономический разрыв между регионами СКФО и ЮФО.

Силаев и Авксентьев считают, что ключевую роль в стабилизации ситуации на Северном Кавказе сыграли силовые структуры. Речь идет о работе по обеспечению безопасности накануне Олимпиады в Сочи, а также кадровых перестановках в Кабардино-Балкарии, Ингушетии, в Дагестане, включая зачистку банковской системы в этих республиках и возбуждение уголовных дел на высокопоставленных чиновников. Однако Минкавказ в этом процессе играл второстепенную роль, поскольку восстановление управляемости регионов СКФО было политической задачей, а не задачей экономического развития.

Ранее для решения экономических задач были сформированы сразу несколько структур. В ноябре 2010 года было учреждено АО «Корпорация развития Северного Кавказа» (АО «КРСК»). С 2010 по 2014 годы корпорацию возглавлял Антон Пак, бывший замдиректора дирекции государственно-частного партнерства «Внешэкономбанка». В 2014 году его сменил Сергей Харитонов, ранее занимавший должность управляющего директора по проектной работе АО «Московская биржа» (ММВБ). Тогда же акционером корпорации стало Министерство по делам Северного Кавказа. В декабре 2010 года было создано АО «Курорты Сееврного Кавказа» (АО «КСК»), председателем совета директоров которого является первый замминистра РФ по делам Северного Кавказа, двоюродный брат главы Чеченской республики Рамзана Кадырова Одес Байсултанов.

Итогом деятельности этих структур стало появление туристического кластера, благодаря которому созданы всесезонные горные курорты «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии, «Архыз» в Карачаево-Черкессии, «Ведучи» в Чечне, а также «Армхи» и «Цори» в Ингушетии и «Матлас» в Дагестане. Последние три созданы пока только на бумаге. Другие крупные инвестпроекты (выставочный центр в Минводах, медицинский кластер в Карачаево-Черкессии, промышленный кластер в Тырныаузе, КБР) также находятся «в процессе поиска инвесторов». Единственным успешным промышленным проектом в СКФО стал реализованный усилиями компании «Арнест» аэрозольный кластер в Невинномысске. По мнению экспертов, курс на индустриализацию регионов СКФО надо продолжать, так как в отсутствии рабочих мест в округе вновь остро встанет проблема бандитизма и коррупции.

Решение проблем Северного Кавказа делегируют на другой уровень, считает директор института экономики Дагестанского научного центра РАН Сергей Дохолян. «Борьба с кланами, с коррупцией, с криминальными проявлениями продолжается. Возможно, власти еще не определились с тем, кто должен курировать СКФО. Александру Хлопонину не удалось переломить ситуацию на Северном Кавказе ни в должности полпреда, ни в должности вице-премьера. Северному Кавказу по-прежнему не хватает чётко сформулированной государственной политики, поэтому снижения внимания к нему со стороны федерального правительства — это тревожный знак», — эксперт.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1