Городская электричка против транспортного коллапса

9877
6 минут

Закрытие на ремонт путепровода на улице Малиновского в Ростове и последовавшие за этим пробки в западной части города заставили власти вновь заговорить о перспективах городской электрички. Однако ее потенциал в рамках существующих железнодорожных путей уже практически исчерпан, а для новых проектов нет средств.

Городская электричка против транспортного коллапса

Первый рабочий день в Ростове-на-Дону запомнится транспортным коллапсом в микрорайоне Военвед//Фото: "Эксперт Юг"

Альтернатива городскому транспорту 

С началом первой в этом году рабочей недели Ростов ожидаемо стал в пробках. Ситуацию усугубляло закрытие путепровода на улице Малиновского (главной транзитной магистрали западной части города), в результате чего огромный транспортный поток парализовал улицу Таганрогскую и весь микрорайон Военвед.

По словам директора городского департамента транспорта Христофора Ермашова, «хорошей альтернативой», которая позволит избежать пробки, должна стать городская электричка.

Чтобы преодолеть транспортный коллапс, городские власти совместно с СКЖД запустили с 11 января три дополнительных рейса городской электрички. Общее количество рейсов, таким образом, удвоилось. Две дополнительные городские электрички вышли на кольцевой маршрут 11 января, а 14 января в расписании появилась электричка, которая отправляется с Пригородного вокзала, а прибывает на «Ростов-Главный». До этого в Ростове-на-Дону в рамках проекта «Городская электричка» ежедневно пригородные поезда курсировали по трем маршрутам, их обслуживали четыре пары поездов. Таким образом, уверены железнодорожники, обеспечена доставка пассажиров, которым нужно успеть на рабочие места к 8 утра, в центр города. Работают электрички только по будням.

дополнительная электричка в Ростове.jpg

В январе в Ростове-на-Дону запустили три дополнительных электрички //Фото: donland.ru

По сути, проект «Городская электричка», который заработал в 2016 году, получил новый импульс для развития. Его преимущества заключаются в точности расписания, скорости передвижения и низкой стоимости проезда, сообщали городские власти и СКЖД. В реализацию проекта городской электрички с момента его запуска, по данным областного правительства, вложено уже более 500 млн рублей.

У проекта есть ряд существенных недостатков. Прежде всего, это расписание: утром электричка позволяет доставить пассажиров в центр города к 7-8 часам утра, а вечером часть электропоездов уезжает из центра, когда у большинства людей еще рабочее время (в 16-17 часов). Электричка не затрагивает большинство спальных районов и не синхронизована с другим общественным транспортом. Также граждане жаловались на малое количество остановок по ходу движения поездов.

Развитие проекта «Городская электричка» предусматривает пока только реконструкцию существующих остановочных площадок и пассажирских платформ. Так, например, в прошлом году СКЖД начала реконструкцию остановочного пункта «Проспект Октября» и «Микояна». В 2021 году эта работа будет продолжена.

В пресс-службе СКЖД «Эксперту Юг» сообщили,  что по итогам 2020 года объем перевозок электричками в границах Ростова-на-Дону может составить порядка 110 тыс. пассажиров, что на 56 тыс. человек меньше по сравнению с 2019 годом (предварительные данные). Снижение в первую очередь связано с пандемией. Для сравнения, ежедневно городским транспортом Ростова перевозится 350-400 тыс. пассажиров.

электричка в Ростове 2.jpg

В ожидании электрички //Фото: donland.ru 

Перспективы электрички исчерпаны 

Потенциал развития городской электрички в рамках существующей дорожной сети практически исчерпан, считает заведующий кафедрой «Логистика и управление транспортными системами» РГУПС, доктор технических наук Энвер Мамаев.

По его словам, проект городской электрички его кафедра разрабатывала еще в 2012 году. «И тогда, и сейчас, основная проблема заключалась в выделении дополнительных «окон» в расписании поездов, которые проходят по существующим железнодорожным веткам, — говорит Энвер Мамаев. — Городская электричка не решала проблем связи с отдаленными жилыми районами, так как железнодорожная ветка проходит в основном через промзоны. Тем не менее, там, где жилые зоны были расположены близко к дороге (Стройгородок, Сельмаш, Рабочий городок), электричка оказалась востребованной».

По словам Мамаева, в утренние часы на поезда наблюдается высокий спрос, а в вечерние часы пассажиропоток «размазан», так как люди добираются с работы домой в разное время. В течение же для курсирование электричек нецелесообразно — пассажиропотока нет. Это сразу ставит под сомнение всю экономику проекта.   

Городская электричка фото СКЖД.jpg

На железнодорожной платформе в Ростове-на-Дону //Фото: пресс-служба СКЖД.

Ростовское железнодорожное полукольцо: мифы и реальность

 Попытка дать проекту новый импульс развития предпринималась в сентябре прошлого года: железнодорожники предложили городским властям совместно построить железнодорожное полукольцо, которое связало бы с действующей веткой северные районы города. Как сообщал портал «Ростовский городской транспорт» со ссылкой на питерскую компанию Simetra, затраты на проект оцениваются в размере 10,5 млрд рублей без учета выкупа жилья и земли у граждан.

Предполагается, что к 2025 году в Ростове будет построено двухпутное железнодорожное полотно с организацией кольцевого движения 22 ежедневных пар поездов, которые охватят районы с населением почти 550 тысяч человек. Впрочем, в администрации Ростова сообщили, что долгосрочной программой развития РЖД инвестиции в строительство Северного полукольца и организация кольцевого маршрута внутригородского сообщения не предусмотрены.

Схема городской электрички.jpg

Схема движения электричек в Ростове-на-Дону //rupoezd.ru.

«Это довольно спорное предложение, — считает Энвер Мамаев. — Даже если найдутся средства, то представьте, что через весь город пройдет двухпутная железнодорожная ветка, которая создаст массу проблем там, где пока их еще даже нет. Если она будет пересекаться на одном уровне с обычной дорогой, неминуемо возникнут заторы. Нужно будет строить путепроводы, но тогда эта ветка станет по-настоящему золотой, а отдача от нее будет сомнительной».

По словам ученого, развивать городскую электричку необходимо в рамках существующих веток. Строить же дополнительные ветки для развития пассажирских перевозок внутри города малоперспективно. Железная дорога в основном используется для промышленных предприятий.

«Теоретически дополнительную ветку можно было бы тянуть на аэропорт Платов – через Сельмаш, рынок Атлант и дальше по полям в сторону аэропорта. Но даже в этом случае туда не обязательно пускать электричку — достаточно направить два-три рельсовых автобуса. В перспективе рельсовые автобусы также можно было бы пустить из Новочеркасска и из Таганрога. Также имеет смысл развивать южное направление – на Батайск», — говорит Мамаев. По его словам, построить километр путей скоростного трамвая стоит в 5-10 раз дешевле.

Городская электричка на Юге набирает обороты 

В пресс-службе СКЖД «Эксперту Юг» также рассказали, что проект «Городская электричка» реализуется еще в Краснодаре. В частности, столицу Кубани предполагается связать с городами, входящими в Краснодарскую агломерацию. В департаменте транспорта и дорожного хозяйства Краснодара «Эксперту Юг» уточнили, что по территории Краснодарской агломерации курсирует 25 пар пригородных электропоездов (50 рейсов) по рабочим дням и 20 пар пригородных электропоездов (40 рейсов) по выходным дням.

Маршрутная сеть пригородных поездов насчитывает 10 маршрутов,  ежедневно перевозится около 4 тыс. пассажиров. В месяц в среднем перевозится около 120 тыс. пассажиров, в год – около 1,5 млн пассажиров. Основные направления —  в сторону станций Ильская, Васюринская и Кореновск.

электричка Краснодар.jpg

На вокзале в Краснодаре //Фото: пресс-служба СКЖД.

В Краснодарском крае создана межведомственная рабочая группа, которая занимается проектом создания радиально-кольцевого пригородного пассажирского сообщения в Краснодарской агломерации. Основная задача проекта связать население, проживающего в границах Красноармейского, Динского и Северского районов и на территории Адыгея.

В Ставропольском крае по предложению РЖД формируется межведомственная рабочая группа. Она займется определением показателей перспективных пассажиропотоков и стоимости строительства и развития сопутствующей инфраструктуры. Пока наиболее актуальным представляется строительство железнодорожной ветки аэроэкспресса аэропорт «Минводы» — Пятигорск. По словам губернатора края Владимира Владимирова, краевые власти спроектируют подъезд к аэропорту, а РЖД за ориентировочно 1,5-2 млрд рублей проложат пути. Ориентировочные сроки строительства — 2023- 2024 годы.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.