94 101 13

Инфраструктура и машиностроение — плацдарм для роста в Ростовской области

ЭКСПЕРТ ЮГ №1-2 2019
860
7 минут

Исходя из анализа инвестиционного портфеля донского региона, здесь созданы условия для нового витка экономического роста. Приоритетные векторы развития — инфраструктура и экосистема предпринимательства, которые создают почву для притока инвестиций

Инфраструктура и машиностроение — плацдарм для роста в Ростовской области

ЭКСПЕРТ ЮГ №1-2 2019
860
7 минут

Исходя из анализа инвестиционного портфеля донского региона, здесь созданы условия для нового витка экономического роста. Приоритетные векторы развития — инфраструктура и экосистема предпринимательства, которые создают почву для притока инвестиций

Инфраструктура и машиностроение — плацдарм для роста в Ростовской области

Поделиться

По результатам исследования инвестиционного процесса ЮФО, которое провёл АЦ «Эксперт ЮГ» по итогам 2018 года, Ростовская область показала противоречивую динамику. С одной стороны, общий объём портфеля реализуемых крупных инвестпроектов региона вырос на 17% и достиг показателя в 337,3 млрд рублей. С другой стороны, количество проектов, которые прошли наш отбор, уменьшилось по сравнению с прошлым годом — их стало всего 33.

Несмотря на то, что развитие инвестиционного процесса в Ростовской области кажется неоднозначным, показатели собственно экономического роста выглядят многообещающими. Как следует из выступления губернатора Ростовской области Василия Голубева по теме инвестиционного послания, в конце 2018 года индекс роста промышленного производства на Дону за 11 месяцев составил 109%. Этот показатель традиционно выше среднероссийского показателя за аналогичный период (103%). Статистические показатели подкреплены реальным положением дел в ключевых отраслях. Например, несмотря на тяжёлые погодные условия в 2018 году, донские аграрии собрали высокий урожай — более 11 млн тонн зерновых и зернобобовых культур. Оборот розничной торговли вырос на 3,4%, общественного питания — на 5,6%, объём платных услуг населению — на 2,8%. Внешнеторговый оборот увеличился на почти 33% или на 2,46 млрд долларов по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (10 месяцев). Этот рост — один из самых крупных в Российской Федерации. Регион находится на третьем месте в стране по объёму несырьевого неэнергетического экспорта и на седьмом по объёму экспорта в целом. Среди 10 регионов-лидеров по объёму экспорта Ростовская область занимает первое место по темпам роста данных показателей (рост объёма экспорта — 142,4%). Эти же позиции по динамике роста область занимала и по итогам 2017 года. Валовой региональный продукт по итогам года 2018 года перешагнёт порог 1,4 трлн рублей.

Таким образом, вырисовывающаяся по этим показателям картина далека от экономической депрессии или стагнации. Взять тот же ВРП, который, пусть и по очень предварительным оценкам, но перешагнул 1,4 трлн рублей. Ещё в 2016-м он составлял 1,27 трлн рублей, в 2017-м — 1,33. А значит, налицо поступательное развитие, которое можно считать прологом к новому витку инвестиционного роста.

Точки роста: инфраструктура и машиностроение для «альтернативщиков»

Прибавку в общем весе инвестиционного портфеля региону принесли главным образом новые крупные инициативы. Самая заметная из них — строительство обхода Аксая, новой четырёхполосной дороги протяжённостью 35,5 км (без строительства подходов и реконструкции существующих дорог) и более 4,4 км мостовых сооружений. Стоимость этого проекта — 77,4 млрд рублей. Его реализация позволит значительно расширить пропускную способность дорожной сети Ростовской области. Активно готовится к практической части проект создания Багаевского гидроузла стоимостью в 22 млрд рублей, ввод которого ещё больше расширит водный грузопоток региона. Между тем, вложения в транспортную инфраструктуру, особенно накануне Чемпионата мира по футболу 2018 года, непременно сказываются на показателях экономики в целом: так, за последние годы перевалочные мощности региона заметно расширились — и мы видим, что исчезновение логистических препятствий повлекло рост экспорта и ВРП.

Портфель активных инвестпроектов региона понёс значительные количественные потери, но оценивать их можно по-разному. Во-первых, многие проекты были успешно реализованы, во-вторых — даже те, которые мы исключили из списка по причине возникновения факторов, затрудняющих их реализацию, отнюдь не безнадёжны. К примеру, проект создания производственного комплекса по глубокой переработке зерна, «ДонБиоТех», стоимостью 15,2 млрд рублей, который мы не смогли оставить в рэнкинге. В ноябре 2018 года арбитраж Ростовской области принял иск о банкротстве предприятия. Однако это не значит, что деньги, уже затраченные на его создание, окажутся просто закопанными в землю. Есть сведения, что Россельхозбанк, владеющий 5% в проекте, рассматривает возможность выкупа доли инвестора Вадима Варшавского, который находится под арестом. И даже если дальше заниматься «ДонБиоТехом» будет не банк, проект скорее всего, окажется так или иначе реализован: рынок продуктов глубокой переработки зерна, в частности, лизина, необходимого компонента комбикормов, достаточно объёмен, и рыночные перспективы у такого производства определённо есть. Поэтому было бы ошибкой считать, что сокращение количества инвестпроектов в регионе — какое-то фатальное событие.

Да, новых инициатив в секторе промышленности в регионе пока немного, но те, что есть, заслуживают особого внимания. К примеру, на волгодонском «Атоммаше» АО «НоваВинд» создаёт производство комплектующих для ветроэлектрических установок (ВЭУ). Здесь будут выпускаться ступицы, гондолы, генераторы и системы охлаждения для ВЭУ, которые появятся в ветропарках компании «НоваВинд» в Адыгее, Краснодарском крае, Ростовской области и на Ставрополье. Проект достаточно объёмный по размеру инвестиций — это 5 млрд рублей. Другой проект, также относящийся к отрасли машиностроения для сектора альтернативной энергетики, реализует ООО «ВетроСтройДеталь» (дочерняя структура компании «Сибгазстройдеталь», которая связана контрактом на производство башен для ветрогенераторов с «Рэд Винд Б.В.», что, в свою очередь, является совместным предприятием «НоваВинда» и нидерландской Lagerwey). Предполагается создание производства модульных стальных башен для ВЭУ, стоимость этого проекта — 1,1 млрд рублей. Такие производства — это не только количественный, но и качественный рост промышленности региона. Локализация ВЭУ улучшает экономику проектов в секторе ветроэнергетики, которых в ЮФО за последние годы было заявлено достаточно много.

Успешные проекты есть и в сельскохозяйственной сфере — так, «многострадальный» тепличный комплекс «Донская усадьба», то появлявшийся, то исчезавший из нашего рэнкинга, попав наконец в руки компании «Технологии тепличного роста», отметился успешным вводом первой очереди и началом реализации второй. Эта компания чуть было не стала владельцем другого тепличного проекта — «ТК «Донской», который развивает Алексей Фролов, владелец группы «Флэш». Такие события вносят в проект элемент неопределённости. Мы исключили его из нового рэнкинга, но это опять же именно тот случай, когда из данного события не стоит делать далеко идущих выводов о том, что проект окончательно канул в лету. Такие проекты очень перспективны: как оказалось, развитие тепличных комплексов стало мощным трендом — примерно пятая часть общего количества проектов в сфере АПК относится именно к этому сектору.

Условия для роста

Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года, которая становится новым «мастер-планом» для развития региона, предусматривает очень амбициозные цели. Например, предполагает более чем двукратный рост ВРП к 2030 году: с нынешних 1,4 трлн по итогам 2018 года до 3,8 трлн. На пустом месте такой рост невозможен, и на самом деле для того, чтобы он стал реальностью, сделано уже немало. За последние годы в регионе реализованы многие важные и крупные проекты: запущен четвёртый энергоблок Волгодонской АЭС, что помогло сгладить ситуацию с энергодефицитом ЮФО (в частности, это касается Крыма). Завершён проект строительства железнодорожного пути в обход территории Украины. Построен новый современный аэропорт, который уже за первый год работы перевёз рекордные 3 млн пассажиров. Появились новые перевалочные мощности, распределительные и логистические центры. Моногорода области (Гуково, Донецк, Зверево) получили статус ТОСЭР, а это означает особые условия для развития новых проектов на их территории.

Другая сторона работы — формирование экосистемы, в которой стало бы комфортным существование и, что ещё более важно, развитие бизнеса. Губернатор в своём инвестпослании отмечал достижения в этом плане. Например, начало работы регионального портала закупок для малого объема. На нём уже зарегистрировано свыше 5 тысяч поставщиков и совершены закупки на сумму более 3 млрд рублей. Таким образом донские предприятия получили площадку для продвижения продукции на рынок госзакупок, а экономия бюджетных средств от использования новой торговой площадки превысила 140 млн рублей, или более 5% от всех закупок малого объёма. «Считаю это нашим успешным управленческим решением, которое, кроме всего прочего, ещё и не потребовало бюджетных затрат», — отметил Василий Голубев.

Сформировавшаяся система поддержки развития бизнеса также предлагает несколько востребованных инструментов. Работают, например, «инженерные субсидии» для компенсации затрат по техприсоединению к сетям, особые преференции получают резиденты ТОСЭР. По словам губернатора, согласно предварительной оценке, суммарный объём налоговых льгот, которые получили компании в 2018 году, составил 2,8 млрд рублей — это один из самых востребованных инструментов привлечения инвесторов.

В целом в регионе появилась хорошая площадка для мощного роста, которая имеет все шансы раскрыть свой потенциал уже в ближайшее время. Судить о том, насколько востребован этот потенциал бизнесом, можно будет уже совсем скоро — дождёмся результатов РИФ-2019.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1