93 100 13

Как малый бизнес юга России пережил 2020 год

ЭКСПЕРТ ЮГ №7 2021
6858
12 минут

«Эксперт ЮГ» с цифрами в руках решил подсчитать потери малого и среднего бизнеса в результате кризиса 2020 года и пришёл к неожиданному выводу: сектор МСП юга России гораздо сильнее пострадал от сокращения доходов населения в 2019 году

Как малый бизнес юга России пережил 2020 год

Фото: novostidnja.ru
Поделиться

Для анализа ситуации в секторе МСП юга России мы обратились к различным источникам статистической информации: Единому реестру субъектов МСП, Росстату, информационной базе данных Seldon.Basis. Анализировали динамику в целом по ЮФО и по регионам с наибольшей деловой активностью (Краснодарский край, Ростовская область, Волгоградская область и Республика Крым). Статистическая информация рассмотрена отдельно по микро-, малым и средним предприятиям для того, чтобы понять, какой из этих сегментов пострадал в наибольшей степени.

Основные выводы таковы. Кризис в секторе малого и среднего бизнеса ЮФО начался ещё до пандемии и связанных с ней ограничительных мер. Вероятно, одной из его причин явилось снижение реальных доходов населения, которые падали на протяжении последних нескольких лет. Влияние 2020 года на ситуацию в сфере малого и среднего бизнеса не было ярко отрицательным, а в случае среднего бизнеса оказалось даже положительным. Отчасти благодаря мерам господдержки, которые хоть и не смогли в полной мере компенсировать падение доходов, но помогли предпринимателям адаптироваться к условиям и пережить кризис. Основной удар 2020 года пришёлся на микропредприятия, масштабы которых не позволили выстоять в кризисной ситуации. Основной задачей для МСП сегодня является курс на восстановление.

Основное сокращение субъектов МСП пришлось на 2019 год

Информация, представленная в Едином реестре субъектов МСП, позволила нам проанализировать динамику численности как самих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сегменте малого и среднего бизнеса, так и динамику численности занятого в нём персонала. Так, общее количество субъектов МСП в Южном федеральном округе снизилось за 2020 год на 4,2% — с 694 492 до 665 412.

Рассмотрим в первую очередь, что происходило в сфере малого бизнеса, к которому относятся предприятия с численностью сотрудников от 16 до 100 человек, выручка которых находится в диапазоне от 120 до 800 млн рублей. По результатам за 2020 год наблюдается сокращение количества малых предприятий — в целом по ЮФО оно составило 2,6%. По данным на 10.01.2021 года в реестре МСП было зарегистрировано 18524 предприятия, тогда как 10.01.2020 года — 19012 предприятий (см. график 1).

17_1.JPG

Поделиться

Если смотреть в разрезе по регионам с наибольшей деловой активностью, то мы увидим, что за 2020 год в Краснодарском крае количество малых предприятий уменьшилось на 2,4% (172 предприятия), в Ростовской области — на 2,7% (149 предприятий), в Волгоградской области — на 4,6% (112 предприятий).

Примечательно, что гораздо более заметное сокращение малых предприятий произошло годом ранее. Так, за 2019 год в целом в ЮФО оно составило 8,4% (1746 предприятий), в Краснодарском крае — 10,2% (818 предприятий), в Ростовской области — 7,9% (479 предприятий), в Волгоградской области — 11,4% (311 предприятий). В 2018 году также наблюдалась тенденция к сокращению. Причём это характерно как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей.

Из общей тенденции выпадает Республика Крым, где наблюдается увеличение количества субъектов малого бизнеса как в 2019-м, так и в 2020 году, прежде всего за счёт увеличения количества ИП. Прирост составил 4,4% и 4,2% соответственно.

Сокращение занятых меньше, чем сокращение численности

Что касается 2021 года, то по состоянию на 10 июня можно констатировать продолжающееся сокращение субъектов малого бизнеса на всей территории ЮФО, в том числе и в Республике Крым. То же самое можно сказать о динамике численности занятых в малом бизнесе ЮФО — на протяжении рассматриваемого периода она имеет тенденцию к снижению. За 2020 год количество занятых снизилось на 0,4%, за 2019 год — на 4,8%. В абсолютном выражении это 2 337 человек и 27 966 человек соответственно (см. график 1).

При этом в Ростовской области снижение составило 1,7% в 2020 году и 4,9% в 2019 году, в Волгоградской области — 3,1% и 8,1% соответственно. Краснодарский край демонстрирует снижение на 6% в 2019 году, а в 2020 году происходит увеличение численности занятых в малом бизнесе на 1,5%, несмотря на сокращение количества предприятий. Анализируемый показатель в Республике Крым демонстрирует тенденцию к повышению: на 2,6% в 2020 году и 5,2% — в 2019 году.

Как видно из цифр, темпы падения количества малых предприятий превышают темпы падения численности занятых в них сотрудников. Можно предположить, что закрывались предприятия с наименьшей численностью работников.

Основные потери МСП пришлись на оборот

Проанализировав оборот малых предприятий, мы пришли к выводу, что в 2020 году в масштабах ЮФО произошло падение данного показателя на 186,7 млрд рублей, или совокупно на 9,4%, по сравнению с 2019 годом. Наибольший вклад внесли Краснодарский край и Республика Крым, где обороты снизились на 17,9% и 8% соответственно, что объясняется курортным характером данных регионов и тотальным снижением спроса на протяжении нескольких месяцев. Из-за пандемии и ограничений курортный сектор не работал 2,5 месяца — с конца марта до середины июня, после чего отрасль запускалась постепенно. По данным различных СМИ, турпоток в Краснодарский край в 2020 году снизился примерно на треть по сравнению с 2019 годом. В Крыму падение турпотока составило порядка 15 %.

В Ростовской области снижение оборота малых предприятий составило 4,9%. Волгоградская же область, наоборот, демонстрирует прирост в 8,3% (см. график 2).

17_2.JPG

Поделиться

Средний бизнес ЮФО — совсем другая картина

Анализ сегмента среднего бизнеса ЮФО показал, что 2020 год характеризуется увеличением всех рассматриваемых показателей. Количество средних предприятий увеличилось на 5,9%, что в абсолютном выражении составляет 78 единиц. Количество занятых возросло на 6,4%, или 9321 человек. При этом предыдущие периоды характеризовались снижением рассматриваемых показателей (см. график 3).

17_3.JPG

Поделиться

Судя по положительной динамике оборота средних предприятий (увеличение составило 90,6 млрд рублей, 17,2%), 2020 год оказался вполне благоприятным и во многом способствовал исправлению тенденции, сложившейся в период, предшествующий пандемии. 2019 год был для среднего бизнеса ЮФО гораздо более сложным, несмотря на то, что проблемы бизнеса в этот период явно не бросались в глаза. Положительная динамика 2020 года характерна для всех рассматриваемых регионов ЮФО (см. график 4).

17_4.JPG

Поделиться

Падение в микробизнесе, малые и средние росли

Мы обратились к информационной базе Seldon.Basis, чтобы проанализировать, с какой динамикой в 2020 году развивались предприятия МСП в ЮФО. Из представленных в базе малых и средних организаций ЮФО порядка трети увеличили свою выручку на 30% и более. Ярко выраженных лидеров по видам экономической деятельности среди них нет, но основная часть их приходится на предприятия, занятые в сельском хозяйстве, строительстве, обрабатывающем производстве, торговле. Чуть более четверти компаний повысили выручку в диапазоне от 5% до 30%. Для 14% она осталась примерно на том же уровне. О значительном падении выручки можно говорить в отношении около 7% обследуемых предприятий (см. график 5).

17_5.JPG

Поделиться

Наибольший вклад в сокращение общего числа субъектов МСП внесли микропредприятия, что и неудивительно, поскольку их доля составляет более 95% в общей численности МСП. В свою очередь, в структуре микропредприятий более 70% занимают индивидуальные предприниматели. За 2020 год их количество сократилось на 28 670 единиц, из них 19 281 — индивидуальные предприниматели. Причём здесь мы наблюдаем интересную тенденцию: если количество предприятий уменьшалось, то численность занятых в них увеличивалась. Особенно это характерно для 2020 года (см. график 6). За прошедший период 2021 года наблюдается постепенное восстановление докризисных показателей по численному составу.

 17_6.JPG

Поделиться

Виртуальная конференция на тему «Как малый бизнес Юга пережил 2020 год»

17_7.jpg

Поделиться
Елена Марущак, руководитель департамента кредитования юридических лиц банка «Кубань Кредит»:

— Ввиду отраслевой спе­цифики южных регионов бизнес юга России пережил коронакризис без критичных потерь. Это хорошо видно на примере клиентов банка. Своевременная поддержка в форме льготного кредитования и реструктуризации ссуд позволила заёмщикам получить необходимые ресурсы для восстановления деятельности. Большую роль сыграла помощь, которую в сложных экономических условиях получил бизнес со стороны государства для сохранения и развития деятельности. Также 2020 год вывел на первый план дистанционные каналы взаимодействия банка с клиентами, в том числе из сегмента МСП. Это способствовало ускорению процессов автоматизации банковской деятельности и её перевода в цифровой формат. В начале 2021 года темпы кредитования были невысокие, но в марте количество обращений предпринимателей в банк увеличилось. В результате объём ссудной задолженности МСП вырос на 12 процентов и по состоянию на 1 июля 2021 года достиг 44,9 миллиарда рублей, что на 6 процентов превышает уровень аналогичного периода прошлого года. В 2021-2022 годах при достаточной государственной поддержке и стимулировании предпринимательской инициативы МСБ сможет внести существенный вклад в ускорение развития экономики ЮФО.

17_8.jpg

Поделиться
Юрий Кравчик, директор и соучредитель компании «Интерра»:

— На Юге существенным фактором является большое количество крупных холдинговых структур в агросекторе. Агропредприятия с потерями, но всё же продолжали активную работу. Существенные потери понесли индустрия сервиса, ресторанный бизнес, туристический бизнес. Многие предприятия закрылись и зафиксировали убытки.

Как в растениеводстве: у растений наступает точка увядания при отсутствии полива, и когда определённая точка пройдена, начавшийся полив не возвращает растение к жизни. Примерно такие последствия мы наблюдали для многих компаний юга России в начале 2021 года. Волна закрытий и банкротств ещё предстоит. Наиболее активно прошли этот этап инновационные предприятия, ИТ-компании, ритейл в некоторой его части, компании, поставляющие фармацевтику, и агропредприятия.

Произошло активное переформатирование стратегий в сторону онлайн-коммуникаций, развития онлайн-сервисов, цифровизации как создания единого информационного пространства, объединяющего сервисы предприятия. Некоторые ИТ-компании региона показали рост выручки в 40 процентов по сравнению с 2019 годом. Основные точки роста на 2022 год — это цифровизация процессов компаний, быстрое тестирование гипотез и формирование новых продуктов. В первых рядах окажутся компании, создающие онлайн-сервисы, напрямую взаимодействующие с их бизнесом и продуктами. IoT как удалённый мониторинг всего с функциями управления — это наша тематика, которая получит значительный рост. Видеть и управлять — ключевой девиз 2022 года

17_9.jpg

Поделиться
Сюзанна Подмазова, директор территориального офиса Росбанка в Краснодаре:

— 2020 год проще всего прошли те компании, которые давно на рынке и пережили ещё кризисы 2008-2014 годов. Они быстрее смогли адаптироваться, имея больше запасов, меньше задолженности и, учитывая опыт, выстроили более гибкие схемы взаимодействия с сотрудниками. Многие компании начали активно внедрять дистанционные сервисы, доставку. Банки, в свою очередь, максимально способствовали мягкому выходу бизнеса из непростой ситуации — назову программы реструктуризации кредитов, отмену комиссий и т.д. В мае Росбанк проводил исследование и выяснил, что, несмотря на то, что порядка 55 процентов компаний были вынуждены воспользоваться реструктуризацией в рамках 106-ФЗ, 45 процентов — специальными банковскими программами реструктуризации, на сегодняшний день около 60 процентов всех заёмщиков уже погасили свою задолженность. 90 процентов предприятий малого бизнеса сумели восстановить или возобновить свою деятельность и вернулись в стандартные графики платежей по кредитам. Статистика показывает, что «нулевая точка» пройдена, бизнес наращивает кредитоспособность. Прогнозы делать сложно, но хочется верить, что будет положительная динамика развития малого и среднего бизнеса в 2021–2022 годах. Сейчас статистика в Росбанке такова, что объём заёмных средств, выданных предприятиям малого бизнеса в Краснодарском крае в первом квартале 2021 года, увеличился в три раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Учитывая специфику региона, можно сказать, что сфера услуг, курортный бизнес, сельскохозяйственная сфера в ЮФО активно встают на ноги. В то же время ряд компаний — особенно связанных с экспортно-импортными операциями, арендным бизнесом и производственные предприятия — сейчас переживают не лучшие времена, им требуется финансовая поддержка.

17_10.jpg

Поделиться
Эдуард Колесников, исполнительный директор, управляющий филиалом «Южный» ПАО «Банк Уралсиб»:

— Пока рано делать выводы по росту активности, многое будет зависеть от дальнейшего развития ситуации с Covid-19. У малого бизнеса, несмотря на существенные потери в 2020 году, есть все шансы на восстановление прежних объёмов бизнеса в 2021 – 2022 году при ослаблении ограничительных мер и увеличении доли вакцинированных граждан. Малый и средний бизнес в ЮФО в большинстве своём смог адаптироваться к текущим условиям, но основной период восстановления пока ещё впереди. Главным драйвером роста в этом сегменте является транзакционное направление, а также развитие электронных каналов привлечения. Банки, как основные партнёры бизнеса, стремятся поддерживать своих клиентов в этот непростой период. Так, в начале лета «Уралсиб» обновил линейку пакетов услуг для бизнеса, которые содержат полный перечень необходимых предпринимателю банковских сервисов. Каждый клиент может подобрать для себя в новой линейке наиболее оптимальный пакет для самых разных задач и потребностей своего бизнеса.


2.jpg

Поделиться
Мария Христолюбова, заместитель начальника управления по работе с МСБ банка «Центр-инвест»:
— Самые главные результаты для бизнеса по итогам 2020 года-это опыт. Таких перемен никто не ожидал и не прогнозировал. Самые глобально конкурентно способные предприятия оказались в вакууме неизвестности и дисбаланса. Мощнейшая государственная поддержка, как оказалось, была не для всех. Только избранные отрасли могли получить денежные выплаты в обмен на сохранение численности, взяв по неволе функции сохранения социального спокойствия в обществе. Но никто сдаваться не собирался, наоборот, малый бизнес продемонстрировал трансформационное изменения в минимально короткие сроки, переход на дистанционную экономику стал спасательным кругом для бизнеса.
В 2021 году бизнес продолжил активно перестраивать процессы, начатые в предшествующем году: выход на новые рынки, развитие онлайн-торговли, перевод в «цифру» внутренних и внешних бизнес–процессов. Внутренняя структура бизнеса серьезно поменялась – дистанционная работа сотрудников (сначала воспринятая как преграда) оказалась для многих отраслей экономически интересной и эффективной. Активность предприятий восстанавливается, в Банк все больше и больше поступает кредитных заявок от бизнеса на новые инвестиционные проекты, кредитный портфель Банка в секторе МСБ за первые полгода 2021г. показал рост относительно начала года на 15%.
Работая с бизнесом не первый год, мы знаем, что после каждой волны кризисного периода, банк захлестывает волна начинающих проектов (старт-ап проектов). Малый бизнес занимает освободившиеся ниши, очень чутко реагирует на любые изменения. Отличие 21 года от предыдущих периодов - это новая свежая волна самозанятых. Простота и удобство нового бизнес-механизма оценила молодежь, которая стремится к новым подходам в работе, дающим большую самостоятельность и свободу.

1.jpg

Поделиться
Антон Бутенко, региональный управляющий Альфа-Банком в Ростове-на-Дону:
— Пандемия и самоизоляция изменили бизнес страны: МСБ перестраивали и оцифровывали процессы, привыкали к удаленной работе. Сейчас состояние компаний разное в зависимости от отраслей. Ряд отраслей пострадали более серьезно: туристические компании, гостиничный и ресторанный бизнеса, event-индустрия, а также салоны красоты. В меньшей степени - торговля товарами народного потребления, легкая промышленность, ряд обрабатывающих производств, практически не пострадали или даже выросли - фармацевтика, медицинские услуги, сельское хозяйство, онлайн доставка, курьерские службы и такси.

Среди клиентов Альфа-Банка в сегменте среднего бизнеса катастрофически пострадавших компаний нет. Большинство компаний смогли своевременно перестроиться, использовать внутренние источники накоплений и сохранить свой бизнес и коллективы. Восстановление происходит также разными темпами. Кто-то отыграл падение уже в конце 2020 года и в начале текущего, а кто-то только сейчас восстанавливает объемы деятельности.

Компании малого бизнеса быстрее всего оправились от карантинных мер и начали динамично наверстывать деловую активность. С начала июня мы фиксируем открытие новых ИП и их рост сейчас сопоставим в докризисный период.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1