76 85
«ЭКСПЕРТ ЮГ» в соцсетях:

Как создать экосистему на волне спроса на ЗОЖ

1591
11 минут

Спрос на повышение качества жизни становится мощным трендом, влияющим на развитие самых разных индустрий. Дальнейшее развитие связанных с этим процессов нуждается в выработке общей стратегии, считает социальный предприниматель Дмитрий Бочкарёв

Как создать экосистему на волне спроса на ЗОЖ

Этим материалом «Эксперт ЮГ» открывает серию публикаций, посвящённых тому, как спрос на качество жизни влияет на развитие различных сфер общества, бизнеса и медицинской науки. Проблема здорового образа жизни уже давно вышла на первый план на государственном уровне. Принята стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля инфекционных заболеваний до 2025 года, в которой сформулированы масштабные цели. Например, снижение уровня смертности населения на 25%.

Ключевые принципы, на которых основывается стратегия — научная обоснованность мер, а также взаимодействие госорганов с общественными организациями и бизнес-сообществом. Принцип диалога и заложен в самой стратегии, но стороны пока плохо друг друга слышат — об этом говорят сами эксперты. Между тем повышение спроса на качество жизни может стать реальным инструментом борьбы со смертностью в стране.

С решением таких системных проблем, как создание доступной профилактической медицины и изменение моделей поведения граждан, государственное здравоохранение самостоятельно не справляется. Поэтому задача проекта — вовлечение в диагностику и выработку повестки развития ключевых представителей сферы медицины, здравоохранения, науки и социально ориентированного бизнеса юга России.

Компания «МастерСлух» находится на острие этих процессов — её сверхзадача, помимо лечения и протезирования, видится в смене самой жизненной парадигмы граждан, в смене требований, которые они предъявляют к качеству своей жизни. Повышение же качества собственной жизни — осознанный выбор, который должен сделать каждый, кто хочет прожить дольше и при этом не в статусе «социального инвалида», считает сооснователь сети медицинских центров «МастерСлух», учредитель фонда «Я слышу жизнь» в поддержку детей с нарушениями слуха Дмитрий Бочкарёв.

Проработка нулевой терпимости к болезням

— Можно ли сказать, что повышение спроса на качество жизни меняет вашу сферу деятельности, формирует новые вызовы для неё?

— Для нас важны изменения в законе по поводу ОМС. Это был важный тренд. Для многих участников рынка частной медицины это был сигнал со стороны государства о том, что отношение к частной медицине меняется. Для всех стало очевидно, что вопрос качества жизни становится более важным. Происходит существенное расслоение и целевой аудитории. Снижение слуха в определённых пределах становится вариантом нормы. Но я считаю, это вопрос выбора качества жизни. Тугоухость является третьим по распространённости заболеванием, уступая болезням сердца и артритам. Распространённость этого рода заболеваний будет расти всё сильнее и сильнее. Поэтому вопрос, какой образ жизни выбрать, с нашей сферой связан напрямую.

Я как-то прочитал одно определение, которое мне близко. Качество жизни — это мера того, как сильно в жизни ты готов «терпеть». Терпеть неудобства вместо того, чтобы жить. По этому принципу, на мой взгляд, хорошо заметно разделение. Сейчас мы наблюдаем, как растёт поколение тех, кто родился в эпоху новых технологий, как они думают. Если говорить о наших пациентах, то это слабослышащие и глухие от рождения. Им повезло, потому что уже доступны такие технологии, как кохлеарная имплантация — это вживлённые во внутреннее ухо «слуховые протезы». Доступны цифровые программируемые слуховые устройства. Всё это очень дорого (неважно, за государственный счёт или за личный). Это реабилитация длиною в жизнь. Сюда же можно включить и обслуживание устройств, которые помогают слышать.

В России, к сожалению, не принято делать выбор в пользу себя и качества своей жизни, особенно у старшего поколения. А это значительная часть наших клиентов. Они нередко живут ради других: детей, внуков, ремонтов, покупок чего-то другого важного. Да, слух — не заболевания сердца. От снижения слуха не умирают скоропостижно. С этим живут. И живут долго. Но каково качество такой жизни?

— Безусловно, оно снижается…

— Фактически речь идёт о медленном угасании когнитивных способностей, так как слух и звуковое «раздражение» определённых долей мозга связаны напрямую. Когда слух по каким-то причинам ухудшается, то на одну чашу весов всегда ложится перспектива вынужденной изоляции. На другой чаше — выбор в пользу недешёвого пути коррекции своего слуха, чтобы сохранить то самое «качество жизни». Становиться или нет инвалидом по социальному статусу, не по медицинскому, повторюсь, а именно по социальному, каждый решает сам. Возможности есть, но чаще всего «терпеть» — осознанный выбор.

— Кто, на ваш взгляд, является локомотивом тех процессов, которые идут в сфере общественного здоровья?

— Это экспертное сообщество. Государство на себя эту роль всячески примеряет и декларирует, но, если смотреть по существу, всё здравое и новое рождается в той сфере, где есть экспертное сообщество. Это те люди, которые занимаются либо бизнесом, либо какими-то другими проектами. Рано или поздно человек, который претендует на какие-то качественные изменения, становится носителем определённых знаний и идёт в те объединения и сообщества, которые способны влиять на политическую или экономическую повестку дня, на выработку новых норм и стандартов.

Выбор развития в постковидной реальности

— Каковы приоритетные направления развития вашей организации? Какой работы и объёмов инвестиций они требуют?

— Наш продукт — это сложная медицинская услуга, которая опирается на технические средства реабилитации. Технологии развиваются лавинообразно. Мы не продаём «коробочки с гаджетами». Всё, что было сложно и стоило дорого в техническом плане, рано или поздно станет «товаром народного потребления». Мы всё-таки строим компанию знаний и компетенций — это не обесценится никогда.

Снижение слуха — «болезнь века». И не только 21-го. По прогнозам ВОЗ, к 2050 году каждый четвёртый человек на Земле будет тугоухим. Это пожизненный диагноз, и поэтому на первый план выходят не технические решения, а то, как с этим диагнозом жить. Слух можно восстановить, но им нужно научиться пользоваться. Либо с «нуля» — тем, кто родился без этой физической способности. Либо восполнить утраченное, забытое. Поэтому реабилитация пациентов с потерями слуха и речи — педагогическая, медицинская, социальная — как раз то самое приоритетное направление, в котором мы планируем развиваться.

Если говорить об инвестициях, то я приведу один конкретный пример: у нас есть в планах строительство Центра диагностики и реабилитации слуха и речи в Ростовской области с возможностью круглосуточного пребывания и базой для дополнительного профессионального образования. Такой проект потребует, на начальном этапе, от 25–30 миллионов рублей инвестиций.

Ещё одно приоритетное направление развития — знания и экспертиза. За годы работы мы накопили колоссальный «портфель» практических знаний. Сопровождение пациентов с нарушением слуха. Не только диагностика и врачебное сопровождение, коррекция слуха, но и педагогическая реабилитация. Обучение специалистов смежных специальностей — тех врачей и педагогов, которые могут по роду деятельности сталкиваться с людьми с нарушениями слуха. Это педиатры, неонатологи, логопеды, ЛОР-врачи, особенно в поликлиниках. Нередко они не знают, что делать с такими пациентами, в силу очень узкой специализации. Ещё один вопрос — модная нынче инклюзия. Слабослышащих детей берут в общеобразовательные школы, в массовые классы. Это в тренде, это пропагандируется. А вот дальше возникает вопрос: что с ними делать и как учить? По каким методикам? Отсутствие положительных результатов потом тоже «прячут». Это сложные дети, особенно в массовых школах, к ним нужен свой подход. Вот с этими специалистами нужно делиться знаниями и опытом. Какой системы и инвестиций это требует? Сложно оценить в деньгах. Сколько стоит, к примеру, «Яндекс.Школа»? Безусловно, это создание образовательной платформы, на которой можно поделиться знаниями об особенностях патологии слуха, а также о том, каких педагогических методик требуют дети с нарушениями слуха.

— Как 2020 год изменил приоритеты развития вашей организации и вашей сферы в целом? Каков план на 2021 год?

— По предварительным оценкам, оборот сети вырос на 30–40 процентов. Если раньше среда и условия рынка были благоприятны к тому, чтобы развиваться и расти «вширь», то во время кризиса силы перераспределены на освоение внутренних ресурсов. Мы перестали ждать, когда пациент сам осознает потребность и придёт к нам. Мы пошли туда, где может быть наш пациент. Логичным продолжением этой работы стал выездной формат. Мы очень долго не могли решиться: ограничивали страхи, сомнения в экономической целесообразности и т. п. Но кризис подтолкнул к выбору.

Выездная работа разделилась на два направления: это выезды на дом к пациентам и «гастроли» наших «топовых» специалистов в те города и центры, где был коллективный запрос пациентов на их консультации.

На время пандемии мы также остановили открытие новых офисов.

Рост показателей прибыли за время пандемии, по сравнению с прошлым годом, составил 37 процентов. Количество первичных пациентов, обратившихся за сурдологической помощью, выросло на 10 процентов. Повторные продажи услуг и обращений выросли на треть

В этом году учредили фонд «Я слышу жизнь». Будем системно заниматься сбором средств для детей, у родителей которых нет финансовой возможности обеспечить коррекцию слуха. У нас в компании и раньше существовала такая практика, но в каждом случае мы принимали решение индивидуально и потом адресно искали для каждой семьи благотворителя.

В целом наш план состоит в расширении и углублении направления реабилитации. Особенно в Ростове-на-Дону. Это первый город, где в систему ОМС включили замену речевых процессоров и реабилитацию. Сейчас занимаемся тем же самым в Ставрополе и Калининграде. Наши сурдологические центры будут оказывать услуги по ОМС.

«Дорожная карта» развития общественного здоровья

— Какие задачи и проблемы сферы общественного здоровья, на ваш взгляд, получают пока недостаточно внимания со стороны государства или игроков данной сферы? Какие задачи должны выходить на первый план?

— На первый план должен выходить проект, посвящённый формированию здорового образа жизни у россиян. Это проект должен иметь разные возрастные категории и прежде всего ориентироваться на детей, но при этом не стоит забывать и поколение, рождённое в 60–70 годах двадцатого века. Актуальность этого проекта очевидна, потому что 60 процентов всех влияний на здоровье человека, на продолжительность его жизни — это его образ жизни. В него входят пища и режим питания, режим физической активности, уровень стресса и деструктивное поведение, то есть самоотравление человека теми компонентами, которые вредны для здоровья, прежде всего это алкоголь и алкогольные напитки при их неумеренном употреблении, табачные изделия и заменители табачных изделий — электронные сигареты, вейпы и так далее.

Поэтому этот проект должен иметь три большие блоковые составляющие. Первая — это создание условий для того, чтобы можно было вести здоровый образ жизни: спортивные площадки, стадионы, секции, уличные комплексы здоровья. Второе — маркировка продуктов питания на предмет их пользы для здоровья. Необходимо закрепить маркировку для продуктов с повышенным содержанием сахара, а также законодательно закрепить требования к маркировке продуктов, которая должна содержать полную и легкочитаемую информацию о калорийности, содержании насыщенных животных жиров, углеводов и соли. И третья важнейшая часть этого проекта — это, безусловно, информационно-коммуникационная кампания, которая должна пройти, с одной стороны, очень массово, с другой стороны, выверенно, с микротаргетированием по разным социальным группам в зависимости от пола, возраста, интересов этой социальной группы.

Задача — создать такие креативные материалы, которые бы воздействовали на конкретные социальные группы, не вызывая отторжения.

Как можно говорить о правильном питании, если почти 20 миллионов человек в стране живут ниже черты бедности, и им не до выбора питания? Возможно, нужно организовывать сети столовых и кафе с нормальной здоровой едой, делать их бесплатными или дотационными.

Как воспитывать культуру питания, если на российском телевидении реклама вредной еды — сладких газированных напитков, чипсов, фастфуда, шоколадных батончиков, других кондитерских изделий с избыточным содержанием жира и сахара, колбасных изделий — правит бал и формирует норму поведения?

В любом случае, каждое направление в частной медицине старается разработать свою «дорожную карту» повышения качества жизни. ЗОЖ — это не только неупотребление вредных продуктов, но и профилактика болезней, у которых высокий риск развития. У государства есть определённая классификация приоритетных заболеваний. При этом заболевания слуха к ним не относятся.

— Сегодня много говорят о необходимости развивать профилактическую медицину. Что мешает это делать? Как эффективнее вовлекать граждан в работу по сохранению своего здоровья?

— Профилактика и ранняя диагностика — эта связка работает на любом уровне, её и необходимо развивать. Мало кто пользуется этими мерами, хотя вся инфраструктура для этого есть. Это зачастую вопрос образованности населения. Если бы к системе профилактики ЗОЖ подходили бы так же, как к информированию о выборах, думаю, что с профилактикой всё было бы прекрасно. Рассуждать об этом можно бесконечно. Для одной части общества можно сделать это модным, для другой — обозначить список преимуществ, которые они получат. Возможно даже, в рамках продвижения по карьерной лестнице.

Существует и немало общественных объединений, вовлекающих граждан в заботу о здоровье, но самый мощный партнёр — это государство. Если на государственном уровне под программы ЗОЖа найдутся средства, а продвигать их будут эксперты, то к этому подтянутся и остальные. Если за этим проектом будут стоять деньги, идеи и эксперты, возможно и создание, условно говоря, какого-нибудь «Яндекс.ЗОЖ» — экосистемы продуктов, которая объединяла бы всё, что связано с ЗОЖ — от онлайн-тренингов до заказа продуктов. Эта тема должна объединить разнообразные проекты в сфере ЗОЖ и персонифицировать их. Такая система могла бы иметь успех.
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.