94 100 13

Как вырастить кадры для южной экономики

2762
6 минут

Опыт Донского государственного технического университета по подготовке специалистов для крупнейших предприятий региона показывает, что, как бы ни была остра кадровая проблема, её можно решить. Нужно лишь правильно использовать основные инструменты взаимодействия — такие как производственная практика, целевая подготовка специалистов и базовые кафедры

Как вырастить кадры для южной экономики

2762
6 минут

Опыт Донского государственного технического университета по подготовке специалистов для крупнейших предприятий региона показывает, что, как бы ни была остра кадровая проблема, её можно решить. Нужно лишь правильно использовать основные инструменты взаимодействия — такие как производственная практика, целевая подготовка специалистов и базовые кафедры

Как вырастить кадры для южной экономики

Поделиться

«Если работодатель приходит за выпускником в момент получения им диплома, то такой работодатель опоздал на несколько лет, — говорит Бесарион Месхи, ректор ДГТУ. — Скорее всего, ему придётся потратить значительное время и средства для адаптации бывшего студента к рабочему месту. Да и выбор у такого работодателя будет невелик». Действительно, для эффективного трудоустройства, при котором молодой специалист начинает приносить прибыль или значимую пользу предприятию, и студенту, и работодателю необходимо осознавать, что действовать надо заблаговременно, используя имеющиеся у университета опыт и стратегию подготовки.

Решение основной задачи опорного вуза — обеспечение экономики региона кадрами — невозможно без тесных партнёрских отношений между университетом и производством. На сегодняшний день у ДГТУ — более 170 стратегических предприятий-партнёров, которые являются базами для прохождения студентами производственной практики, потребителями научно-технических разработок и дополнительного образования, предлагаемого вузом. Нередко руководители и ведущие специалисты этих компаний — бывшие выпускники университета, которые активно участвуют в образовательном процессе.

Практика как мост в реальность

Формирование компетенций студента начинается с первого курса. Чтобы выпускник был готов к последующей работе, ему необходимо так или иначе регулярно сталкиваться с реальным производством. Для получения такого опыта важны и экскурсии на предприятия, которые проводятся как для обучающихся, так и для профессорско-преподавательского состава и администрации ДГТУ.

Конечно, для чёткого представления реальных задач одних экскурсий недостаточно. Поэтому особое внимание в университете уделяется производственной практике. Ежегодно ДГТУ заключает более 4 тысяч договоров на её прохождение, часть из которых — это многопрофильные контракты с крупными предприятиями, обеспечивающими свыше 5 тысяч мест для более чем 70 направлений и профилей подготовки. Нередко уже после производственной практики перспективному, с точки зрения работодателя, студенту предлагается стажировка или работа в свободное от учёбы время — и это яркий показатель качества обучения в университете.

«Мы стремимся к тому, — комментирует Бесарион Месхи, — чтобы во время практики обучающихся вместе с ними находились их руководители, осваивая современное оборудование и производственные отношения, а также укрепляя связи с руководством и специалистами предприятий. Такая практика способствует выявлению возможных точек приложения научно-технического потенциала университета».

Целевая подготовка и базовые кафедры: ключ к решению

Действительно, самым эффективным путём решения кадрового вопроса в компании является заключение договоров на целевую подготовку студентов, лучшим образом зарекомендовавших себя на производственной практике. В этом случае она закрепляет за собой необходимого специалиста, в траектории обучения которого принимает непосредственное участие. В свою очередь студент получает дополнительную именную стипендию от предприятия и гарантированное место работы после окончания университета. ДГТУ практикует такие формы сотрудничества со многими организациями, среди которых — ФГУП

РНИИРС, ООО «Комбайновый завод “Ростсельмаш”», ПАО «Роствертол», группа компаний «Турбулентность-Дон» и другие.

«Компании региона активно заключают договоры с абитуриентами о целевом обучении в ДГТУ, — говорит Бесарион Месхи. — В этом направлении мы успешно сотрудничаем с предприятиями ОПК по линии Минпромторга и заинтересованы в расширении круга партнёров».

Огромное значение в деле подготовки кадров имеет развивающаяся в университете система базовых кафедр, которая даёт возможность наилучшим образом привести учебный процесс в соответствие с потребностями предприятий. На сегодняшний день в ДГТУ таких кафедр 17; некоторые из них уже давно сформировались и эффективно работают, а другие созданы недавно, но уже интенсивно развиваются. Особую роль играют 5 выпускающих: «Авиастроение» на базе ПАО «Роствертол»; «Технические средства аквакультуры» на базе ЮНЦ РАН; «Эксплуатация транспортных систем и логистика» на базе ООО ИКЦ «Мысль»; «Массовые коммуникации и мультимедийные технологии» на базе ЗАО «Медиагруппа “Южный регион”»; «Технологии и оборудование переработки продукции агропромышленного комплекса» на базе ГНУ СКНИИМЭСХ Россельхозакадемии.

Кафедра «Авиастроение», созданная в 2002 году, — одна из старейших базовых кафедр в ДГТУ и наиболее эффективно работающих. Михаил Флек, заведующий кафедрой, д. т. н., профессор, заместитель управляющего директора ПАО «Роствертол», говорит об этом сотрудничестве так: «Основная задача, решаемая предприятием с помощью кафедры, — это подготовка собственных перспективных кадров, адаптированных к работе в заводских условиях, что особенно актуально в последнее время, когда мобильность молодых специалистов резко снизилась».

«ПАО “Роствертол”», являясь серийным производителем современной авиационной техники, постоянно сталкивается с проблемами освоения новых технологий, авиационных материалов, технического перевооружения, выполнения оригинальных конструкторских разработок, — подчёркивает Михаил Флек. — Сотрудники кафедры, являясь ведущими высококвалифицированными специалистами предприятия, в силу своих производственных обязанностей участвуют в решении перечисленных проблем. А методы их решения, все внедряемые технические и технологические новшества находят своё отражение в учебном процессе, тем самым значительно ускоряя процесс адаптации студентов к условиям будущей профессии и повышая их готовность к решению всего спектра инженерно-технических задач: от чисто прикладных до исследовательских, требующих научного подхода».

Нельзя сказать, что в процессе взаимодействия предприятий и университета не возникает никаких проблем. Так, Михаил Флек отмечает, что потенциальный работодатель в принципе практически не защищён от того, что выпускник по уровню подготовки окажется «средним»: «Важной проблемой является несовершенство типового трёхстороннего договора о целевой подготовке специалистов, согласно которому студенту, продемонстрировавшему в процессе учёбы весьма посредственные знания, но не отчисленному за неуспеваемость, должно быть в обязательном порядке предоставлено место работы на предприятии-заказчике. Этот подход совершенно неприемлем в авиастроительной отрасли, предъявляющей исключительно жёсткие требования к подготовке, работоспособности и дисциплине инженерных кадров».

Так или иначе, практическая ценность такой работы высока. Сергей Подуст, заведующий базовой кафедрой «Транспортное машиностроение», председатель совета директоров ООО «ПК “НЭВЗ”», также положительно оценивает практику взаимодействия: «Базовая кафедра предоставляет широкие возможности студентам, специализирующимся в соответствующей профессиональной области. Молодые люди постоянно включены в решение практических задач, они на деле реализуют потенциал теоретико-методологических знаний и исследовательских навыков, полученных на более ранних этапах образования в университете».

Трудоустройство как показатель

О важности работы ДГТУ с предприятиями региона говорят показатели трудоустройства студентов, проходивших обучение на базовых кафедрах: более 95% выпускников остаются работать на предприятии или в отрасли по специальности. «Эффективность этого взаимодействия подтверждается отсутствием острой потребности у предприятия в высококвалифицированных специалистах конкретного технологического профиля», — поясняет Сергей Подуст.

На производстве также удовлетворены уровнем подготовки выпускников. «Эффективность адекватно оценивается в результате работы кадровой службы предприятия путём постоянного отслеживания профессионального роста выпускников кафедры, результативности их участия в отраслевых профессиональных конкурсах, — говорит Михаил Флек. — Примерно с 2005 года ежегодно три-четыре выпускника становятся победителями и лауреатами конкурсов “Авиастроитель года”, “Вертолёт 21-го века”, Инженерной академии, удостаиваются звания “Инженер года”».

Однако не только выпускники базовых кафедр ДГТУ оказываются востребованными на рынке труда специалистами. В университете более 10 лет успешно работает Центр содействия трудоустройству выпускников (ЦСТВ), который является региональным. По результатам 2015 года (итоги за прошедший год ещё не подведены) он занял третье место среди всех регионов страны как представитель Ростовской области.

Как минимум два раза в год ЦСТВ организует в университете масштабные ярмарки вакансий, в которых принимают участие около полусотни предприятий региона и тысячи соискателей. Кроме того, университет всегда активно участвует в региональных и городских ярмарках вакансий.

«Если студент эффективно пользуется возможностями, которые ему предлагают университет и его партнёры, и добросовестно учится, проблем с трудоустройством у него не будет, — говорит Бесарион Месхи. — С развитием взаимодействия ДГТУ и предприятий региона количество не определившихся с будущим местом работы в момент вручения диплома постоянно сокращается, что объясняет высокий уровень трудоустройства выпускников ДГТУ».

На правах рекламы

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1