93 100 13

Капиталисты-патриоты сделали год

2952
17 минут

Пятёрка героев 2016 года на юге России по версии журнала «Эксперт ЮГ» выглядит так — Олег Дерипаска, Сергей Галицкий, Мишель Литвак, Пётр Ходыкин и Вадим Ванеев. Если их что-то объединяет, то почти иррациональное желание развивать родной регион и национальную экономику

Капиталисты-патриоты сделали год

2952
17 минут

Пятёрка героев 2016 года на юге России по версии журнала «Эксперт ЮГ» выглядит так — Олег Дерипаска, Сергей Галицкий, Мишель Литвак, Пётр Ходыкин и Вадим Ванеев. Если их что-то объединяет, то почти иррациональное желание развивать родной регион и национальную экономику

Капиталисты-патриоты сделали год

Поделиться

Глава «Базового Элемента» Олег Дерипаска прописал свои компании и себя лично в Усть-Лабинском районе с целью платить налоги на «малой родине» — в ответ район обязался половину этих средств вкладывать в развитие. Помимо этого, «Базэл» заявил проект частного индустриального парка и масштабную реконструкцию краснодарского аэропорта. Сергей Галицкий, гендиректор «Магнита, запустил в 2016 году лучший стадион в стране и начал инвестиции в промышленность Краснодара. Первое лицо компании ОТЭКО Мишель Литвак в этом году заключил соглашения, делающие реальным его огромный проект по развитию порта Тамань и индустриального парка рядом с ним. Бенефициар торгового дома «РИФ» Пётр Ходыкин с большим отрывом закрепился на позиции крупнейшего российского экспортёра сельхозпродукции — и заявил программу расширения перевалочных мощностей в Азовском порту. Гендиректор «Евродона» Вадим Ванеев спас бизнес от попытки захвата, чтобы по итогам года показать прирост на 50% по производству индейки и продемонстрировать первые значительные результаты в производстве утки. Это самое яркое, что было в деловой жизни уходящего года. Среди героев истекшего сезона в очередной раз обошлось без чиновников.

Поделиться

Олег Дерипаска — миллиардер с малой родины

Это тот редкий случай, когда Олег Дерипаска лично сделал щедрый подарок своей «малой родине» — Усть-Лабинскому району Краснодарского края, где у дедушки с бабушкой провёл всего четыре года своего детства в возрасте 7-11 лет. Те места запомнились на всю жизнь. В мае 2016 года стало известно, что краевые и районные власти подписали соглашение с группой «Базовый Элемент», согласно которому вновь создаваемые дочерние организации «Базэла» будут становиться на налоговый учёт в Усть-Лабинском районе. Кроме того, на налоговый учёт в Усть-Лабинском районе встанет и сам Олег Дерипаска. А это значит, что в район придёт весьма ощутимый НДФЛ с доходов российского миллиардера.

Олег Дерипаска по размеру состояния входит в Топ-50 самых богатых людей в стране. Он является единоличным бенефициаром Группы «Базовый Элемент», в состав которого входят множество крупных компаний в России. В их числе — «РУСАЛ», «Группа ГАЗ», авиационный завод «Авиакор», Военно-промышленная компания и многие другие. В ЮФО «Базовый Элемент» представлен такими предприятиями, как Агрохолдинг «Кубань», являющийся одним из крупнейших агропредприятий региона, и «Базэл Аэро» — оператор аэропортов в Сочи, Краснодаре, Геленджике и Анапе. Обоим этим предприятиям даже в непростые времена удаётся год за годом интенсивно развиваться.

«Базэл Аэро» в этом году заявил проект реконструкции аэропорта в Краснодаре объёмом 14 млрд рублей. В следующем году планируется завершить проектные работы. Реконструкция предполагает строительство терминала площадью 50 тысяч кв. м, перрона, дороги к аэропорту. После завершения аэропорт будет соответствовать II категории ICAO, что позволит принимать практически все воздушные суда современных типов. «Пропускная способность нового терминала будет задекларирована в размере 1600 человек в час. Это те мощности, которые мы имеем сейчас», — поясняет генеральный директор «Базэл Аэро» Леонид Сергеев. Реконструкцию аэропорта планируется завершить к 2019 году. В нынешнем году ключевой проект компании — строительство нового терминала международного аэропорта Анапы. Параллельно идёт работа над проектированием нового терминала в Геленджике. После завершения всех проектов общая сумма инвестиций «Базэл Аэро» в аэропорты Краснодарского края достигнет 32 млрд рублей.

На протяжении уже многих лет поступательно наращивает свои показатели и Агрохолдинг «Кубань». В 2015 году выручка компании выросла с 7,3 до 10 млрд рублей — на 36%. Однако не только ростом объёмов бизнеса «Кубань» известна жителям региона: холдинг является одним из локомотивов не только в сфере АПК, но и в социальной, а в перспективе — и в промышленном секторе. Так, агрохолдинг выступил инициатором создания индустриального парка в Усть-Лабинске. «Проект индустриального парка будет реализован на площади более 900 гектаров, — говорит Андрей Олейник, генеральный директор Агрохолдинга“Кубань”. — Финансовая модель проекта рассчитана до 2025 года. Учредителями новой управляющей компании выступили компания “Главстрой-Усть-Лабинск”, “ЕвроСибЭнерго-Кубань”, сахарный завод “Свобода“ и Агрообъединение “Кубань”. Базовой компанией, на земельных участках которой будет развиваться промышленный парк, является Агрохолдинг “Кубань”. В апреле зарегистрирована управляющая компания “Индустриальный парк Кубань”, которая ведёт работы по разработке мастер-плана нового парка».

Ожидается, что мощности и потенциал нового промпарка позволят создать 20–25 предприятий различного профиля, что повлечёт за собой создание более 3 тысяч рабочих мест. Деятельность самой управляющей компании и резидентов промпарка позволит ежегодно направлять в бюджеты всех уровней более 2,2 млрд рублей налоговых отчислений, в первую очередь в местный бюджет Усть-Лабинска.

Индустриальный парк станет катализатором развития транспортной и инженерной инфраструктуры города. Так, в целях комплексного инфраструктурного обеспечения перспективных объектов Усть-Лабинска выполнено проектирование нового канализационного коллектора протяжённостью 15,4 км и пропускной способностью 7 тысяч куб. м в сутки. Объём инвестиций в новый проект — около 300 млн рублей. В перспективе предусмотрено строительство новых очистных сооружений в зависимости от потребностей новых строящихся предприятий, а также нескольких водозаборов с «закольцовкой» их с водозаборами промышленных предприятий. Помимо инженерных сооружений, предусматривается строительство дорожных развязок по территории промпарка.

Столь активное проектное включение крупного российского предпринимателя в развитие домашнего региона мы посчитали достаточным для получения звания человека года на Юге по результатам 2016 года.

Поделиться

Сергей Галицкий — драйвер Краснодара

Галицкий попадает во всевозможные бизнес-рейтинги, его компания «Магнит» является крупнейшей в ЮФО много лет, да что там — она уже третья по размеру в стране. «Магнит» входит в Топ-100 инновационных компаний мира. Казалось бы, называть героем года на юге России Галицкого — повторять очевидное. Но в 2016 году мы не можем этого не сделать — набралась критическая масса поводов.

Сергей Галицкий в уходящем году стал героем околоспортивных новостей: домашний стадион ФК «Краснодар», введённый в эксплуатацию осенью, называли лучшим в России самые разные лица — от министра спорта РФ Виталия Мутко и нападающего сборной России Артёма Дзюбы до муниципальных чиновников и спортивных журналистов. Галицкий вложил в его строительство около 20 млрд рублей. «Мы в России должны научиться строить не только для себя, но и для своих детей, — сказал он на пресс-конференции. — Этот проект, конечно, никогда не окупится. Двадцатью играми в год его не окупить. Но это всё-таки чуть больше, чем стадион — это одна из точек притяжения в городе».

Домашний стадион ФК «Краснодар» устроен так, что каждый зритель, независимо от места на трибуне, имеет полноценный обзор футбольного поля, стадион адаптирован к людям с ограниченными возможностями и оснащён системой инфракрасного обогрева. Коммерческая продуманность и комфортность объекта, создание парка вблизи радует урбанистов и городских активистов, которые понимают, что ни муниципалитет, ни регион такой проект бы не потянули. А фраза «У нас же нет Галицкого» стала расхожей в среде футбольных болельщиков региональных команд, находящихся в перманентном состоянии долгов и нестабильного финансирования.

Тем временем созрели и индустриальные инвестиции. Сергей Галицкий в 2015 году подписал инвестсоглашение о строительстве промпарка в Краснодаре. На первоначальном этапе в индустриальном парке ЗАО «Тандер» будет создано 14 производств в области лёгкой промышленности (пищевые продукты, бытовая химия, выращивание грибов). В 2016 году в промпредприятия было инвестировано 5 млрд рублей. Как уверяет Галицкий, объём инвестиций в промышленность ежегодно будет удваиваться. В интервью телеканалу «Россия-24» ритейлер рассказал, что планирует вложить в производства «Тандера» 52 млрд рублей в течение 6 лет. Если эти планы будут реализованы, можно будет говорить о том, что компания вывела промышленность Краснодара, который никогда не воспринимался как индустриальный центр, на новый уровень.

Этих двух поводов для звания человека года на Юге более чем достаточно.

Между тем, торговая сеть «Магнит» замедлила темпы строительства новых магазинов и взяла курс на реконструкцию старых. По словам Сергея Галицкого, магазины «у дома» после реконструкции показывают рост продаж от 20 до 60%. В 2016 году «Магнит» обновит 150–160 магазинов, а уже в 2017 году количество обновлённых магазинов может достигнуть 1,5 тысячи объектов. По итогам десяти месяцев 2016 года «Магнит» увеличил выручку на 14,2% — до 786,7 млрд рублей. Ранее много лет компания росла темпами 25–35% в год.

Поделиться

Мишель Литвак — главный инвестор Тамани

Владелец группы ОТЭКО Мишель Литвак в уходящем году сделал значительный шаг в реализации своего основного проекта — строительства универсального порта на Таманском полуострове. Его группа подписала соглашение с ФГУП «Росморпорт» о строительстве там нескольких специализированных терминалов, что к 2020 году должно увеличить портовые мощности Азово-Черноморского бассейна почти на 60 млн тонн. В планах г-на Литвака значится создание к 2025 году многопрофильного перевалочного комплекса общей мощностью более 100 млн тонн. Кроме того, ОТЭКО собирается строить в порту индустриальный парк, в котором появится сразу 8 промышленных предприятий. К началу уходящего года компания уже вложила в свой мегапроект свыше 2 млрд долларов (общий заявленный объём — до 8 млрд долларов), что, по сути, сделало её крупнейшим частным инвестором в портовую инфраструктуру юга России. Реализация планов позволит компании г-на Литвака в начале следующего десятилетия вывести Тамань на второе место среди главных портов страны, создав серьёзную конкуренцию многолетнему лидеру Новороссийску.

У уроженца северной столицы (ныне — гражданин Бельгии) г-на Литвака самые разнообразные интересы — от транспорта и нефти до кинопродюсерства и футбола. Причём практически в каждой из этих сфер он добивался определённого успеха. До запуска трубопровода КТК в 2002 году его железнодорожная компания ЗАО «Русский мир» (после поглощения основного конкурента SFAT) входила в число крупнейших перевозчиков нефтеналивных грузов с парком цистерн почти в 15 тысяч вагонов.

Создание АО «Объединённая транспортно-экспедиторская компания» (ОТЭКО) сделало её одним из главных игроков на отечественном рынке перевозок (25 млн тонн в год). А начало реализации дочерней компанией ЗАО «Таманьнефтегаз» проекта строительства первого в России терминала по перевалке СУГ на мысе Железный Рог Таманского полуострова вывело г-на Литвака в число знаковых нефтетрейдеров России (20 млн тонн нефти, нефтепродуктов и СУГ в год).

Параллельно глава ОТЭКО является достаточно успешным голливудским продюсером (фильмы «Легион», «Второй фронт», «Тепловой удар», «Стрингер», «Одержимость» и др.), а в уходящем году стал ещё и стратегическим инвестором футбольного клуба «Кубань» (Краснодар), получив 75% акций ФК. Таким образом, в кубанской столице он стал уже вторым частным «футбольным» владельцем наряду с Сергеем Галицким (ФК «Краснодар»).

В 2016 году Мишель Литвак значительно продвинулся в реализации своего основного проекта. На экономическом форуме в Петербурге было заключено соглашение о вложениях в развитие Таманского порта и строительстве там терминала навалочных грузов и зернового терминала мощностью до 14,5 млн тонн, перевалочной базы крупногабаритных и тяжеловесных грузов, нефтяного терминала и базы СУГ. «Таманьнефтегаз» совместно с РЖД займётся развитием железнодорожной инфраструктуры. Она будет крайне необходима для ещё одного замысла ОТЭКО — индустриального парка, в котором появятся заводы по производству аммиака, карбамида, метанола, нафты, СУГ и др.

«К 2018 году вся инфраструктура для него будет готова, то есть нам надо будет построить только сами заводы, — заявляет генеральный директор ОТЭКО Сергей Губинец на сайте компании. — В планах до 2021 года: завод по производству аммиака мощностью 2,5 миллиона тонн в год. Второй завод — это карбамид, 2 миллиона тонн в год. Третий — метанол, 3,5 миллиона тонн мощности. Следующий завод — это завод по переработке широкой фракции лёгких углеводородов мощностью порядка 1 миллиона тонн в год. Затем завод по производство высокооктановых компонентов для бензина из нафты мощностью на 1 миллион, и из СУГ — тоже мощностью на 1 миллион. Дальше мы планируем ещё переработку сои на 1 миллион тонн. Потом 0,5 миллиона — производство комбикормов».

После завершения строительства Тамань превратится в настоящий индустриальный центр Кубани, для которого потребуются тысячи новых рабочих мест. Его продукция будет переваливаться через те же терминалы ОТЭКО. Дноуглубительные работы в порту позволят принимать Тамани суда дедвейтом до 220 тысяч тонн, которые сегодня заходят только в Новороссийск. Однако Тамань логистически более выгодна грузоотправителям, так как находится ближе для российских и казахстанских зерновиков и экспортёров углеводородов.

Поделиться

Пётр Ходыкин — непубличный зернотрейдер

Компании, принадлежащие донскому бизнесмену Петру Ходыкину, второй год подряд становятся лидерами отечественного зернотрейдинга. Всего за несколько лет из никому на рынке не известного игрока ТД «РИФ» превратился в мощного экспортёра, подвинувшего с российского «зернового Олимпа» глобальные мировые компании. В сезоне 2013–14 годов компания г-на Ходыкина сначала вошла в топ крупнейших экспортёров сельхозпродукции в стране, вплотную приблизившись к традиционным лидерам — МЗК (дочка международного оператора Glencore), «Югу Руси», Louis Dreyfus и «Аутспан интернешнл». А в минувших двух сезонах «РИФ» и вовсе вышел на безусловное первое место, оторвавшись от ближайшего конкурента — 4,3 млн тонн против 3 млн тонн у МЗК.

Основной бенефициар нескольких компаний Пётр Ходыкин — человек не публичный и не стремится им стать. Его фотографии не украшают обложки ни деловых, ни гламурных изданий. Их вообще крайне сложно достать. Мало кто сегодня может достоверно поведать, откуда у возмутителя спокойствия на крайне конкурентном трейдерском рынке ТД «РИФ» появился первоначальный капитал и как он смог столь стремительно сдвинуть с первых строк рейтинга давно устоявшихся лидеров рынка. Одни считают, что этому способствовали семейные связи бизнесмена, другие — что за ним стоит некая «очень мощная структура», не желающая себя афишировать. Этот сюжет ещё ждёт летописцев.

Формально ТД «РИФ» и ООО «Промэкспедиция», входившее в рейтинг южнороссийских компаний-«газелей», принадлежат ряду кипрских и виргинских оффшоров. В обоих случаях лицом, имеющим право действовать без доверенности, является близкий г-ну Ходыкину человек Вадим Саркисов, представленный в «СПАРК-Интерфакс» как директор обеих компаний. Летом 2014 года сам г-н Ходыкин признался в интервью агентству Bloomberg, что является бенефициаром торгового дома.

«РИФ» специализируется на зерноторговле, осуществляя перевалку через собственный терминал в Азовском порту. «Промэкспедиция» — это как раз терминал, компания оказывает транспортные услуги. Свой терминал — важное конкурентное преимущество трейдера. Но «РИФ» активно использует также порты Ростова и Новороссийска.

Последние годы у компаний наблюдался галопирующий рост финансовых показателей.

Если в 2011 году выручка «РИФа», согласно данным «СПАРК-Интерфакс», составляла 3,32 млрд рублей, то в 2014 году — уже 16,1 млрд рублей, а через год — сразу 49,9 млрд рублей. «Промэкспедиция» растёт «газельными» темпами как средний бизнес при крупном трейдере — выручка в 2011 году составляла 235,3 млн рублей, в 2015 году — 2,5 млрд рублей.

Последние два года компания сделала упор на отгрузку зерна по «малой воде». Этому способствовало завершение реконструкции Азовского элеватора «Промэкспедиции» с наращиванием мощности его единовременного хранения с 30 сразу до 105 тысяч тонн. Таким образом «РИФ» смог сэкономить на перевалочных расходах, развивая за их счёт бизнес по транспортировке. Кроме того, путь донских грузовиков-зерновозов от местных поставщиков до Азова куда короче, чем вагонов-хопперов до Новороссийска — экономится ещё и время. Малые суда из Азовского порта доходили до керченского порта и порта Кавказ, где перегружались на большие суда. Такой метод позволял «РИФу» закупать зерно по более привлекательным для контрагентов ценам. «Сейчас стало проще считать деньги. Раньше приходилось всё складывать в уме. Была тетрадка, я в ней что-то писал. А сейчас у меня автоматизация большинства процессов, самые современные технологии и оборудование», — признавался сам г-н Ходыкин в одном из редких интервью.

В этом году на инвестиционном форуме в Сочи было подписано соглашение с ФГУП «Росморпорт» об увеличении портовых мощностей в Азове. К 2019 году «Промэкспедиция» рассчитывает нарастить перевалку здесь с нынешних с 2,5 млн тонн в 2-3 раза. Новый специализированный терминал сможет обслуживать суда дедвейтом до 5 тысяч тонн. В состав гидротехнических сооружений морского терминала войдут три причала (два для погрузки зерновых культур и один для погрузки генеральных грузов). Для формирования судовых партий отгрузки зерна предполагается строительство элеватора на 50 тысяч тонн единовременного хранения, а для формирования судовых партий отгрузки генеральных грузов планируется создание открытых складских площадок.

Эти инвестиции очень своевременны. То, что делает Ходыкин, идеально укладывается в восходящий тренд — политику федерального центра, направленную на поиск альтернативы углеводородам и общую поддержку экспорта. Успев занять ведущие позиции к текущему моменту, «РИФ» вполне может оказаться компанией, на которую сделает ставку государство. Но для этого Петру Ходыкину придётся осваивать не только современные технологии, но и публичные коммуникации.

Поделиться

Вадим Ванеев — птицевод-везунчик

Вадима Ванеева любят СМИ: этот человек заложил в России фундамент для нового рынка — рынка индейки — в перспективы которого в нашей стране десять лет назад почти никто не верил. Однако начало 2016 года для «Евродона» было достаточно печальным. К этому моменту давний партнёр компании Внешэкономбанк (ВЭБ) уже давно срывал сроки финансирования инвестпроекта по увеличению мощностей по производству индейки, строительству ряда вспомогательных производств. Соглашение с ВЭБом о финансировании инвестпроекта было заключено в 2012 году, оно оговаривало 17,9 млрд рублей. Но пришли к началу 2016 году только 6,9 млрд, работы по строительству грозили встать, а структура — по умолчанию оказаться проблемным клиентом, который не может вернуть деньги в связи с невозможностью реализовать инвестпроект, для которого они были привлечены. А в феврале случилась попытка захвата предприятия компанией А1, входящей в «Альфа-Групп». «Эксперт ЮГ» подробно осветил этот сюжет (см. №№ 3,4 за 2016 год). Коротко скажем, что «Евродон» вполне могли бы отобрать — опытные юристы, представляющие миноритария, быстро наши брешь в обороне компании. Но случилось то, на что вряд ли мог всерьёз рассчитывать и сам Вадим Ванеев — вмешались высшие силы. Спустя 27 дней после начала атаки было объявлено, что ВЭБ приобретёт 40% долей «Евродона» у А1, все иски были тут же отозваны. «Как бы я ни хотел, это не в моих силах — заставить ВЭБ купить у А1 долю в нашей компании», — заявлял Ванеев в интервью «Эксперту ЮГ». Основная версия произошедшего — подключение к ситуации художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева, ещё одного влиятельного миноритария «Евродона».

И вот по итогам 2016 года группа выпустит 75 тысяч тонн индейки; годом ранее было 47 тысяч. Для сравнения, весь российский рынок оценивается сегодня в 120 тысяч тонн. На проведённой в конце года встрече с прессой Вадим Ванеев заметил, что в декабре его компания выпустит рекордные 11,6 тысячи тонн продукции в живом весе — десять лет назад, в 2006 году, компания столько выпускала в год. В планах компании на 2017 год — дальнейшее расширение производства и увеличение объёмов продукции до 120 тысяч тонн.

В разговоре с «Экспертом ЮГ» Ванеев признался, что в 2016 году отношения с ВЭБом существенно улучшились. А главное — финансирование возобновилось. При этом, замечает Ванеев, новое руководство госкорпорации инициировало реструктуризацию кредита «Евродону», в результате которого размер финансирования будет несколько урезан. Но ресурсы для развития компания получила. В начале года она уже имела перерабатывающие мощности на 150 тысяч тонн, но не могла построить достаточное количество птичников для того, чтобы загрузить предприятие. Сейчас же мы видим, как быстро наращиваются объёмы.

При этом, правда, не совсем оправдала ожиданий пекинская утка — в этом году объём её производства составит около 26 тысяч тонн, в прошлом году было 24 тысяч. Ванеев признаётся, что ожидал более быстрого роста, но «рынок утятины оказался привередливее, чем сегмент индейки». Всего предприятие располагает мощностями, которые позволяют получать до 80 тысяч тонн утятины.

Новая инициатива «Евродона» — превратиться в агрохолдинг, то есть обзавестись собственными сельхозугодиями. Ванеев заявил о планах приобрести порядка 100 тысяч гектар земель для производства зерна. Логика такова: компания имеет собственный комбикормовый завод мощностью 26 тысяч тонн в год, строит ещё один, гораздо более мощный, и при этом сильно зависит от поставок зерна со стороны. Земли подыскиваются в Ростовской области. Но это дело будущего, пока же мы признаём Вадима Ванеева человеком года на юге России в 2016 году за чудесное спасение очень яркого бизнеса и возобновление его феноменального роста.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1