94 101 13

Комьюнити взаимного роста

1001
9 минут

Инженерный центр «Фабрика» в Ростове-на-Дону — первое креативное пространство для производителей. Его создатели поймали тренд на развитие мелкосерийных уникальных производств и упростили мастерам вход в предпринимательство

Комьюнити взаимного роста

1001
9 минут

Инженерный центр «Фабрика» в Ростове-на-Дону — первое креативное пространство для производителей. Его создатели поймали тренд на развитие мелкосерийных уникальных производств и упростили мастерам вход в предпринимательство

Комьюнити взаимного роста

Поделиться

«Моя цель — открывать каждый месяц новое направление производства. Сегодня у нас семь направлений. Я не могу сказать, сколько их будет через год, — говорит руководитель “Фабрики” Алексей Санин. — Сейчас у нас только дерево, а к Саше (Александру Кулешову. — “Эксперт ЮГ”) обращаются люди с предложением организовать швейное производство, обработку металла и т.д. Это фабрика всего».

«Фабрику» создали управляющие офисного пространства Creative Space Александр Кулешов и Алексей Санин. Инженерный центр находится в здании бывшего завода. Территорию в 500 кв. м отремонтировали и увеличили до 680 кв. м за счёт второго яруса (проект архитектора Андрея Герцена). В инженерном центре 11 мастерских — большая мастерская площадью 72 кв. м, 4 мастерских площадью 32 кв. м и 6 мастерских по 10 кв. м. Помимо мастерских, на «Фабрике» есть два общественных пространства — производственное, с оборудованием, обеспечивающим весь цикл работ по дереву, и event-площадка, где проходят мастер-классы, лекции, обучающие курсы и встречи с предпринимателями города.

Вырастить из ремесленников-гаражников бизнесменов

«Создавая “Фабрику”, мы закупили большой объём оборудования, — продолжает Алексей Санин. — В этих десятиметровых мастерских располагаются совсем маленькие предприниматели, и чтобы они начали свой бизнес, им ещё на старте нужно было бы потратить 300–400 тысяч на оборудование. Представьте, у вас есть идея, вы тратите 300 тысяч, чтобы превратить её в продукт, но ещё не знаете, будет он продаваться или нет. А здесь мастер может взять оборудование в аренду, попробовать выпустить этот продукт и увидеть, будет ли на него спрос. Это реальное снижение издержек и, что важно для начинающих предпринимателей, рисков». По его словам, задача инженерного центра — вырастить из ремесленников-гаражников бизнесменов.

«Фабрика» задумывалась как инфраструктурный проект, который упростит вход в предпринимательство мастерам, готовым начать своё дело, и объединит их на одной площадке. Второй компонент не менее важен, чем первый: это принцип «креативной экономики», который был реализован в Creative Space и перекочевал в инженерный центр. Александр Кулешов и Алексей Санин называют его «комьюнити взаимного роста», когда резиденты взаимовыгодны друг другу, общаются друг с другом, учатся друг у друга.

На чём зарабатывает «Фабрика»

25% выручки «Фабрики» приходится на аренду мастерских. Около 20% — образовательная программа. Всё остальное — это собственное производство. «Фабрика» делает мебель в стиле лофт, будки для собак, доски для подачи блюд, детские кровати-чердаки. Резиденты в технологическом процессе управляющей компании выступают в качестве партнёров или подрядчиков: делают комплектующие, гравировку и т.д. Заказы могут перераспределяться между ними. Таким образом, у резидентов два канала заказов — собственная клиентская база и база «Фабрики», сформированная контекстной рекламой в поисковиках.

Образовательное направление «Фабрики» — часть стратегии её развития. Инженерный центр искал мастеров, которые способны создавать мастер-классы. Здесь проходит до 20 мероприятий в месяц — от профильных (курсы столярного мастерства, мастер-классы по реставрации мебели) до программ обучения предпринимателей и встреч с бизнесменами города. К примеру, в 2016 году на «Фабрике» прошёл бесплатный курс для МСБ по бухгалтерскому учёту, трудовому и налоговому законодательству, в котором приняло участие 175 начинающих предпринимателей.

«Зачем нам нужна образовательная площадка? Мы создаём лояльное к “Фабрике” сообщество. За счёт мероприятий мы очень быстро растём с точки зрения узнаваемости бренда. А это потенциальные клиенты», — объясняет Алексей Санин.

«Фабрика» была запущена в сентябре 2016 года. Проекту чуть более полугода. Но он уже около операционного нуля. Его создатели считают, что такой формат нужно масштабировать: «Фабрика — это минимальная версия продукта, маленькая модель того, что можно делать в разных масштабах — разместить не 11 компаний, а 111. И это уже будет другой эффект для города и региона».

Кто работает на «Фабрике»

«У нас было ощущение, что рынок ждёт»

Поделиться

Кто: Антон Богославский и Иван Космынин

Бренд: Meteor

Что делают: элементы декора, сувенирную продукцию, вывески, навигацию.

Meteor — первый резидент «Фабрики». Заехали ещё на стадии ремонта с фразерно-гравировальным станком в полкомнаты. Собственно, идея «Фабрики» родилась именно благодаря им. Антон и Иван были резидентами Creative Space. Оба — фотографы. Два года назад в перерыве между фотографической проектной работой купили станок и начали заниматься мелкотиражной сувениркой. Раздражали других резидентов Creative Space шумом и производственной пылью. «Так появилась идея глобального центра для производственников, где можно решить все задачи — от прототипирования до изготовки изделия и сохранить атмосферу Creative Space, — вспоминает Антон. — С ней мы пришли к Алексею Санину. И он нас поддержал».

В мастерской Meteor куча образцов сувенирной продукции для крупнейших компаний Ростова — банков, торговых сетей, ресторанов. Антон проводит экскурсию по столу и показывает подставки для телефонов, пеналы для перчаток, упаковку, подарочные карты из дерева. Все сувениры с гравировкой. Спрос на штучные деревянные изделия Антон почувствовал, работая с дизайнерами, архитекторами, рестораторами в качестве фотографа. Они же стали первыми клиентами. «Это всё мелкотиражное производство. Мы делаем от одного экземпляра. И есть возможность переделки дизайна, его дотачивания. Клиенту не надо звонить куда-то в Китай и ждать заказа месяцами, — говорит он. — У нас было ощущение, что рынок ждёт».

Meteor — самое автоматизированное производство на «Фабрике». Станки позволяют быстро делать сложную гравировку и резать материал. Поэтому Meteor главный по гравировке на «Фабрике» — сюда за нею обращаются все резиденты. В планах компании создание серийного и легко тиражируемого производства мебели. «Авторские изделия и уникальные продукты каждый раз новые. Но все эти вещи отнимают много времени, и на эксперименты, и на разработку, и на монтаж. Они неплохо стоят, но пока мы их разрабатываем, наше оборудование простаивает, — объясняет Антон. — Нам нужно загрузить мощности. Пока мы станем создавать уникальный дизайн, станки будут работать на серию».

Бармен-столяр

Поделиться

Кто: Денис Косяков

Бренд: SBC-Wood

Что делает: деревянные изделия для индустрии гостеприимства (рестораны, бары, гостиницы).

Денис Косяков — бармен, и лозунг его производства — «Бармен для барменов». «Фабрика» рекомендовала его как человека, который за полгода снял сначала мастерскую в десять квадратов, потом занял две такие мастерские, и сейчас снова расширяется, въезжает в мастерскую площадью 32 кв. м. Денис делает мебель, барные стойки, в том числе и раскладные для кейтеринга, доски для подачи, разделочные доски, деревянную посуду. Он начал заниматься столяркой полгода назад, не имея ни опыта, ни знаний. Его мастерская родилась из двух вещей — желания развивать культуру подачи и возмущения тем, сколько это стоит на внешнем рынке. «Мне всё время хотелось удивлять гостей. Коктейли и еда уже у всех вкусные. Надо было что-то придумывать. Понял, что нужно развивать подачу, — говорит Денис. — В первый раз доски для подачи увидел в Питере, но цена была баснословная! Меня это возмутило, ценник был завышен в несколько раз. Я прикинул, что если бы купил себе эти доски для бара, он бы разорился. Дерево создано, чтобы дарить наслаждение, громадной ценой все эти положительные эмоции будут съедены».

SBC-Wood заботится о двух вещах — доступности изделий и экологичности. Древесина покупается необработанная и только у поставщиков с сертификатами соответствия на экологичность производства. Денис и его партнёры сами обрабатывают доски. И только потом создаётся само изделие. «Это позволяет нам с уверенностью говорить, что с наших досок можно подавать еду, с нашей посуды можно есть», — объясняет он. Мастерская — это продолжение барной культуры, позволившей создать продукт, который ждёт индустрия.

Сейчас SBC-Wood делает интерьерную зону, сварочную мастерскую. В планах — автоматизация процессов, закупка ЧПУ-станков. «Фабрика» и SBC-Wood появились одновременно. Я спрашиваю, где бы Денис развивался, если бы не было «Фабрики». «Мы давно бы уже могли съехать, у нас уже есть парк оборудования, понимание, что эта тема работает, но не хочется, потому что комьюнити питает: спустился, спросил совета», — отвечает он.

Столяры новой школы

Поделиться

Кто: Николай Воинов и Светлана Полторжицкая

Бренд: NRD Woodcraft

Что делают: продукцию для фотографов и видеографов (фотофоны, альбомы), бизнес-сувениры, подарочную упаковку,

предметы интерьера.

Николай — самый опытный столяр на «Фабрике». Работает с деревом больше 20 лет. В последние годы занимал руководящие должности. Светлана — профессиональный управленец с двумя высшими образованиями и опытом работы в крупных компаниях. Работу по найму бросили одновременно в марте прошлого года и открыли свою мастерскую. Большого стартового капитала у NRD Woodcraft не было, и сейчас выдернуть оборотные средства на оборудование невозможно. Оно арендуется у «Фабрики».

«Я работал в отделе закупок в компании, которая занималась обеспечением офисного пространства. Каждый год в преддверии праздников клиенты задавались вопросом, что дарить. Всё уже было дарено-передарено. Все устали от типовых вариантов», — рассказывает Николай.

«Мы делаем штучные бизнес-сувениры. Наши клиенты приходят с картинкой из интернета и говорят “Мне вот так”. А так как Коля — самый опытный, то с картиной приходят и резиденты, когда никому не понятно, как делать», — смеется Светлана. По словам Николая, столярка ушла далеко вперёд, и у клиентов появилось новое отношение к дереву: «Сейчас есть даже такие понятия, как столяры старой школы и столяры новой школы, мы здесь, на “Фабрике”, столяры новой школы, которые экспериментируют с деревом, с обработкой, подачей, сочетанием с другими материалами».

Ещё одно направление работы мастерской — декораторские краски. NRD Woodcraft — партнёр московского стартапа по производству меловых красок ручной работы. Они сами используют только эти краски и учат работать с ними других на своём мастер-классе «Краски-перекраски». «Декораторские краски дают совершенно другую фактуру, с ними легче работать, чем с производственными, они интересны для домашних интерьеров, реставрации старой мебели», — рассказывает Светлана.

«Мы изначально задумывали мастерскую, чтобы и мастер-классы вести, и столяркой заниматься. “Фабрика” стала совпадением всех интересов», — добавляет Николай.

Фото Марины Меркуловой

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1