61 63

Концессия требует уточнений: обновление трамвая в Ростове затягивается

3344
7 минут

Администрация Ростова-на-Дону и компания «Синара-ГТР» уточняют условия модернизации трамвайной сети. Городские власти настаивают на более реалистичном сценарий развития, раскрывая подробности мега-проекта

Концессия требует уточнений: обновление трамвая в Ростове затягивается

3344
7 минут

Администрация Ростова-на-Дону и компания «Синара-ГТР» уточняют условия модернизации трамвайной сети. Городские власти настаивают на более реалистичном сценарий развития, раскрывая подробности мега-проекта

Концессия требует уточнений: обновление трамвая в Ростове затягивается

//Фото: donland.ru
Поделиться
О разногласиях в процессе концессионного соглашения между «Синара-ГТР» и администрацией Ростова-на-Дону стало известно в ходе последнего заседания городской думы, сообщал ранее «Эксперт Юг». На собрании обсуждался вопрос передачи некоторых земельных участков концессионеру. Однако депутаты одобрили передачу имущества только предварительно, и полагают, что к вопросу придется вернуться еще не раз из-за технических разногласий с исполнителем.

В ответ на запрос «Эксперта Юг» пресс-служба «Синара-ГТР» ответила, что соглашение о концессии сегодня корректируется, несмотря на имеющиеся разногласия.

Согласно заявленной администрацией информации, модернизация трамвайной сети Ростова-на-Дону обойдется в 60 млрд рублей. Из этой суммы 43,2 млрд вложит инвестор и 18,9 млрд — федеральный и региональный бюджеты. Концессия заключается на срок с 1 января 2028 года по 30 июня 2052 года. Расходы в период эксплуатации составят 217,5 млрд рублей. Из них эксплуатационный платеж, который администрация выплатит концессионеру составит около 111,6 млрд рублей. Также предусмотрен нвестиционный платеж из средств «Синары» — 105,9 млрд рублей.

Напомним, ранее «Эксперт Юг» публиковал подробный материал о модернизации трамвая в Ростове-на-Дону.

Ростовский трамвай заедет на эстакаду

Важные подробности проекта по модернизации трамвайной сети в Ростове власти раскрыли, рассказывая о технических решениях. Так, например, заммэра Дмитрий Симков рассказал, что для прокладки трамвайных путей на Северный и Западный построят две эстакады — от Волкова до площади Гагарина (5,8 километров) и от Станиславского до 339-й Стрелковой Дивизии (6,8 км).

Данная информация вызвала общественный резонанс. Так, например, популярный ростовский телеграм-канал «Тютина» опубликовал пост с критикой данного решения.

«Трамвай собираются загнать на эстакады над проспектами Нагибина и Стачки на всем их протяжении — то есть пойти по худшему из возможных путей. В нормальных странах так проектировали полвека назад и отказались от подобных решений по куче причин, главная из которых — уничтожение цены недвижимости в полосе отвода, то есть вдоль всех упомянутых проспектов. Более того — эстакаду планируют провести даже через частный сектор Северного посёлка; что станет с ценой земли возле постоянно гремящей (в разы сильнее, чем обычный наземный трамвай) и закрывающей солнце конструкции, предлагаем представить самостоятельно», — сообщается в посте.

По словам специалистов, с которыми побеседовал «Эксперт Юг», решение о строительстве эстакад вполне оправдано, несмотря на большую стоимость.  

«Строительство эстакад для трамвайных путей должно быть вынесено с основных магистралей на параллельные улицы, — говорит завкафедрой «Логистика и управление транспортными системами» РГУПС Энвер Мамаев.— Ландшафт в Ростове неровный и строительство таких конструкций потребует дополнительных расходов для выравнивания подъемов и спусков. Но само решение о выносе трамвайных путей с проезжей части — правильное. Именно это позволит сделать трамвай скоростным и не отнимать дорогу у автобусов и автомобилей».

Эксперт отмечает, что сегодня актуальна концепция пересадки горожан с личного транспорта на общественный. Но в Ростове в течение ближайших 10 лет нагрузка на основные магистрали будет только расти. Поэтому решение об эстакадах является оправданным, чтобы сохранить пропускную способность основных городских магистралей.

Гаага.jpg
Поделиться

Трамвайная эстакада в Гааге //Фото: topru.org

По словам главного редактора портала «Ростовский городской транспорт» Михаила Кругликова, трамвай даже на эстакаде лучше, чем его полное отсутствие.

«Относительно строительства эстакад: для маломобильных граждан (детей, пожилых людей, людей с сумками) удобнее, если трамвай будет идти по земле. Но если проект нельзя воплотить в жизнь иначе, это лучше, чем не реализовывать его вовсе», — говорит Михаил Кругликов.

Администрация не согласна с оценкой пассажиропотока трамвая

Как рассказал в ходе заседания городской думы Дмитрий Симков, концессионное соглашение с «Синарой-ГТР» требует уточнений по ряду моментов. Среди претензий администрации к концессионеру перечисляют несогласие с финансовой моделью, при которой город не сможет контролировать стоимость приобретаемого подвижного состава, отсутствие договоренности о покупке техники для обслуживания линий, а также завышенные прогнозируемые показатели пассажиропотока.

По версии «Синары», в 2028 году сеть будет перевозить 114,5 млн человек ежегодно, а в 2052 году — 117,5 млн человек. По мнению администрации, эти показатели существенно ниже — 61,5 и 80,1 млн человек в год соответственно.

По мнению заведующего Энвера Мамаева, ожидания администрации Ростова более реалистичные.

«В среднем, сегодня по Ростову весь объем пассажиропотока составляет примерно 120 млн в год. По направлениям на Северный и Западный потоки составят около трети от общего объема — 35-40 млн человек в год. Вот из этого текущего количества и будет формироваться пассажиропоток новых трамвайных линий. Поэтому версия «Синары», о том, что 2028 году сеть будет перевозить 114,5 млн человек год, выглядит неправдоподобной. Настолько завышать показатели нельзя, потому что это повлечет дополнительные эксплуатационные расходы», — говорит эксперт.

Энвер Мамаев предположил, что специалисты «Синары» пришли к таким высоким показателям, потому что взяли в расчет рост населения города, которое будет проживать в спальных районах на Северном и Западном. Спрос на трамвай определенно будет расти, но такими быстрыми темпами, говорит эксперт.

«Синара» построит новые трамвайные депо, модернизирует старые трамваи

В рамках концессии «Синаре-ГТР» передадут для реконструкции Ленгородское депо (ул. Балакирева, 27) и Пролетарское депо (ул. 36-я Линия), а также один земельный участок на ул. Орбитальной. Старые депо будут снесены и на их месте построят новые. Максимальная вместимость новых площадок составит 91 единицу трамвайных вагонов. Сейчас эти объекты принадлежат МУП «РТК», которому взамен активов передадут равноценное имущество — 34 новых троллейбуса.

Также в собственность концессионера перейдет 30 трамваев CityStar, которые сегодня работают на городских линиях. Для них предложили построить два дополнительных маршрута, а сами вагоны модернизировать.

Отдельно отмечено, что по настоянию губернатора Василия Голубева, модернизация трамвайных путей начнется не с реконструкции существующей сети, а со строительства новых линий.

«В первую очередь, новое строительство, существующую сеть мы не трогает, она работает параллельно. После завершения новой сети мы начнем работу на существующей сети, от депо на Балакирева и дальше к Центральному рынку», — цитирует Дмитрия Симкова «Donnews».

Ветку на Суворовский проложат через Орбитальную

В ходе заседания городской думы также выяснилось, что трамвайная ветка в отрезанный от города микрорайон Суворовский пройдет через ул. Орбитальную. Изначально рассматривался вариант прокладки путей через ул. Вавилова, но в итоге было принято решение класть пути по менее загруженной Орбитальной.

Планируется, что администрация проведет реконструкцию улицы в три этапа с учетом дальнейшей прокладки трамвайных путей.

«Решение о прокладке трамвайных путей через ул. Орбитальную могу оценить положительно. На ул. Вавилова, по которой планировали вести линию трамвая раньше, очень высокая нагрузка и неудобный рельеф территорий. На ул. Орбитальной больше свободного пространства и более ровный ландшафт», — считает Энвер Мамаев.

«В северную часть города есть два транспортных «коридора»: первый – проспект Будённовский и улица Вавилова, второй – проспекты Ворошиловский, Михаила Нагибина, Космонавтов. Согласно ПКРТИ Ростова, которая была утверждена осенью прошлого года, маршрут трамвайной ветки продолжен по второму из этих «коридоров». От основной линии путей будет ответвление к Верхнему Темернику и к Суворовскому, как раз через ул. Орбитальную. Таким образом, пускать трамвай по ул. Вавилова в рамках этого проекта смысла нет», — поясняет Михаил Кругликов.

Карта трамвая.jpg
Поделиться

Схема возможных маршрутов обновленной трамвайной сети Ростова //Фото: пресс-служба администрации Ростова-на-Дону

Концессионное соглашение еще предстоит заключить

Как сообщили «Эксперту Юг» в пресс-службе «Синара-ГТР», разногласия с администрацией Ростова сегодня дорабатываются.

«Мы находимся в процессе переговоров и уточнения характеристик концессионного проекта и считаем некорректным обсуждать промежуточные этапы. Работа продолжается, и мы оцениваем ее ход достаточно конструктивно», — сообщила пресс-служба «Синара-ГТР».

Сколько времени займет процесс согласования не известно. Концессионное соглашение еще не заключено. Поэтому возможные разногласия и доработки — часть процесса принятия взаимовыгодных условий.

Отметим, что в ходе ПМЭФ-2022 компания «Синара» заключила соглашение о модернизации трамвая в Краснодаре.  Также ранее «Эксперт Юг» выпускал подробный материал о проектах компании, реализуемых на территории Ростовской области.
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1