Шамсудин Якубов
Нальчикский молочный комбинат (ООО «НМК») — одна из самых динамично растущих компаний России. За пять лет выручка компании выросла почти в 16 раз: с 278,8 млн рублей в 2014 году до свыше 4,4 млрд рублей — в 2018-м. Созданное в 1998 году практически с нуля, сегодня ООО «НМК» входит в число крупнейших в РФ производителей молочной продукции, перерабатывая до 700 тонн сырья в сутки. Производственные площади занимают 70 тысяч кв. м. Продукты под флагманским брендом «Чабан» представлены в большинстве федеральных и местных сетей в 20 регионах страны.
По мнению гендиректора и учредителя ООО «Нальчикский молочный комбинат» Шамсудина Якубова, основная причина роста — инвестиции в производство и расширение мощностей, применение самых современных европейских технологий в производстве молочной продукции. На сегодняшний день балансовая стоимость имущества предприятия составляет около 2,1 млрд рублей. Её увеличение, согласно данным ИАС Seldon.Basis, произошло за счёт вложений в активы.
«Чабан» в помощь
— Каковы основные вехи развития компании?
— В 2018 году нашему заводу исполнилось 20 лет. Его историю сложно разбить на отдельные этапы, поскольку на протяжении двух десятилетий не было ни одного года, чтобы мы не развивались. Это одна такая большая веха.
В 1998 году мы только начинали работать на отечественном оборудовании. Однако довольно быстро поняли, что оно не позволяет выпускать качественные (по нашим меркам) молочные продукты, что работа на таком оборудовании нерентабельна. Поэтому было принято решение о создании высокотехнологичного производства. Проект подготовили в сотрудничестве с немецкой фирмой Trubatec — одной из ведущих в Европе компанией по проектированию молочных заводов. И постепенно приобретали, монтировали и запускали новые линии. От передовых зарубежных поставщиков. В итоге, на территории предприятия было создано шесть производственных цехов, оснащенных современным оборудованием из Германии, Франции, Италии, США, Дании, Голландии и из России. В 2016-2017 годах, например, мы получили для упаковки молока две японские машины Shikoku, использующие технологию Ultra Clean. Это позволяет увеличивать срок хранения продукции без потери вкуса и качества. И это, заметьте, натуральная продукция. Без консервантов.
Сегодня мощности завода позволяют перерабатывать до 700 тонн молока в сутки. НМК выпускает более 200 наименований продукции, линейка состоит из восьми торговых марок. Наиболее известные из них — «Чабан», «Горянка» и «Новая деревня». В ассортименте — традиционные продукты (молоко, кефир, масло, сметана, йогурты) и уникальные. В частности, соленый творог «Къалд» (продукт вайнахского происхождения). Это — популярный на Северном Кавказе солоноватый обезжиренный творог с мягким вкусом, который широко применяется в кулинарии при приготовлении национальных блюд, но также «Къалд» можно потреблять и как аналог привычного всем рассыпчатого творога. Нальчикский молочный комбинат — единственное предприятие в России, которое выпускает «Къалд».
Сейчас продукты торговой марки «Чабан» реализуют более 20 тысяч торговых точек по всей России: от Кабардино Балкарии и Дагестана до Сургута и Челябинска. На Юге, кроме названных регионов, мы представлены практически во всех регионах (в Чеченской республике, на Ставрополье, Кубани, Крыму, в Ростовской и Волгоградской областях). Сотрудничаем с федеральными и локальными сетями, крупными оптовиками, поддерживаем развитие розничных «точек» и интернет-магазин чабан.рф.
— Почему свой флагманский бренд вы назвали «Чабан»?
— Мы начали выпускать продукцию под этим брендом почти девять лет назад. Поначалу название марки вызывало смущение и у сотрудников отдела продаж, и у наших кавказских торговых домов. Многие считали, что это слово неподходящее и были уверены, что молочная продукция с таким названием будет отталкивать потребителей. Но всё же, на мой взгляд, слово «чабан» ассоциируется, прежде всего, с горами, природой. Этим названием мы хотим сказать потребителю: вы покупаете настоящую, экологичную продукцию, с кавказских гор. Я сам сторонник натуральных и полезных продуктов и был уверен, что продукция Чабан найдет отклик у потребителей. В итоге, надежды оправдались: потребителям и название, и продукция пришлись по вкусу, особенно в Москве.
— Последние пять лет, с конца 2013 года, вы весьма динамично росли. Например, по выручке средний прирост год к году у вас был на уровне 35–40 процентов. За исключением 2016 года, когда, согласно данным из системы «СПАРК», выручка вашего предприятия выросла более чем в десять раз: до 3,6 миллиарда рублей, против 348,5 миллиона рублей годом ранее. Благодаря чему вы растёте?
— Факторов роста несколько. Во-первых, это — высокая инвестиционная активность. Работая на таком непростом, высококонкурентном рынке, как наш, надо быть в постоянной технологической форме. Поэтому много лет назад приняли решение, что часть прибыли будем направлять на инвестиционные цели: приобретение оборудование, техники, расширение мощностей. Во-вторых, — расширение географии продаж, активный поиск новых рынков сбыта. Мы используем эффективные маркетинговые инструменты и активно продвигаем свою продукцию. Сегодня наша продукция под брендами «Чабан», «Новая деревня», другими марками НМК продается более чем в 20 регионах России. Но это, поверьте, не предел. В-третьих, и это, пожалуй, самый главный фактор, — команда. У нас работают сильнейшие технологи, благодаря которым мы выпускаем не просто качественную молочную продукцию, а уникальную по своим свойствам и вкусу.
Всё это вместе (инвестиции, маркетинг, команда) позволяет нашему комбинату увеличивать продажи, выручку.
— Сколько средств вы уже вложили в производство и сколько намерены инвестировать в ближайшие годы?
— Было вложено не мало средств в развитие производства за эти годы, и продолжают вкладываться. Линии, оборудование, инновации от таких известных в мире поставщиков, как GEA, Bekum, Elopack, Thimonier, Shikoku стоят дорого. Но экономить на этом — всё равно, что экономить на качестве. Это недопустимо и неперспективно.
Есть у нас и план дальнейшего развития предприятия, наша стратегия, в которой определено сколько, когда и на какие цели мы намерены инвестировать. Это, по сути, детальный план перспективного развития комбината на ближайшие пять лет, который мы будем реализовывать вместе с нашими партнерами из компании Trubatec GmbH. Мы готовы расширять производство. Однако от конкретных цифр я воздержусь.
— В чём состоял изначальный замысел бизнеса? Насколько существенно он изменился впоследствии?
— С первых дней мы хотели производить качественную молочную продукцию, которой в конце 90-х не хватало в нашей стране, и обеспечить такой продукцией ближайшие северокавказские республики. Задачу выполнили и теперь решаем её в масштабах России. Мы развиваемся, совершенствуем качество, расширяем ассортимент, ищем новые рынки сбыта. Видим высокую потребность в нашей продукции не только на Северном Кавказе и в дальних регионах России, но и в ряде зарубежных стран. Мы участвуем во многих крупных российских и некоторых зарубежных выставках. В 2018 году мы принимали участие в дубайской выставке Gulfood с целью презентации нашей продукции местному рынку и обсуждения будущих поставок в ОАЭ.
— В таком случае, насколько важной для вашей компании является экспортная активность?
— Мы понимаем, насколько важен экспорт для дальнейшего успешного развития комбината. Но пока что для нас такая задача не является ключевой. Ещё довольно много неохваченных рынков в России. Есть хороший потенциал для развития внутри страны. Возможно, чуть позже, через несколько лет, мы начнём активно прорабатывать экспортные направления.
Работать на Кавказе — уже преимущество
— Как вырабатывались конкурентные преимущества компании?
— Мы очень требовательно подходим к вопросам качества. На всех звеньях производственной цепи: от выбора поставщиков и закупки сырья до отправки готовой продукции потребителям. У нас на заводе аккредитованная лаборатория. Все поступающее к нам молоко обязательно проверяется. И только после того, как сотрудники лаборатории убедятся, что молоко действительно высокого качества и не содержит антибиотиков, вредных примесей и болезнетворных бактерий, оно принимается на завод.
Завод работает по международной системе менеджмента качества ХАССП . Более того, завод ежегодно проходит аудит Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России на соответствие стандарту Халяль продукции «Чабан» . Для не мусульман поясню: значок «халяль» — это не религиозный символ, это своего рода знак качества. Если на продукте стоит такой значок, значит, мы гарантируем высокое качество такого продукта и несём полную ответственность. В наших продуктах нет ингредиентов, которые могут нанести вред здоровью. Недавно продукция «Чабан» прошла международный аудит «Халяль» от агентства по сертификации RACS, расположенное в Дубаи (ОАЭ). Мы стали первым российским молкомбинатом, прошедшим аудит столь авторитетного агентства. Это дает нам возможность поставлять как минимум во все страны Персидского залива, уже не говоря о том, что мы еще раз подтвердили качество своего производства и выпускаемой продукции на международном уровне.
Наша продукция реализуется через торговые дома в 17 регионах России. Туда продукция доставляется напрямую с завода и далее уже развозится по магазинам и в Horeca. Делать это нужно очень быстро, поскольку сроки хранения у многих наших продуктов небольшие. Конечно, мы легко могли бы увеличить срок годности, добавив консерванты, но наша миссия — давать потребителям максимально натуральный продукт.
Для нас серьёзным преимуществом является месторасположение нашего завода. Местная природа благоприятна для развития АПК, в частности животноводства. И молоко здесь очень высокого качества уже потому, что практически круглый год коровы едят настоящую зелёную траву, пьют родниковую воду — ту самую, которую в Москве покупают в магазинах. Приэльбрусье — это территория, которая получила в России статус экозоны. Именно это молоко даёт нашим продуктам неповторимый вкус.
В приоритетах — рынки и инновации
— Какие приоритетные задачи вы решаете сейчас? Что для вас наиболее актуально?
— Развитие новых направлений, расширение географии и каналов сбыта, что должно привести к росту объёмов производства, продаж, росту выручки. Мы намерены усилить позиции в Москве и в Подмосковье. Помимо этого, готовимся к экспансии в те регионы России, где наша продукция ещё не представлена. Таких, к сожалению, большинство.
— Для более динамичного развития нужны люди. Насколько сильно вы ощущаете дефицит кадров?
— Мы его ощущаем. Но такой дефицит не является для нас критичным. Мы самостоятельно развиваем персонал, проводим обучение. Регулярно наши специалисты выезжают на стажировку на предприятия Европы, посещают российские и зарубежные заводы, отправляются на образовательные курсы и выставки, тем самым, повышая квалификацию и уровень компетенций. По мере роста нашего завода мы привлекаем специалистов на новые направления и проекты. Мы открыли обособленное подразделение в Москве, и многие задачи решаются там.
Знаете, у нас хорошая компания. Многие хотят работать у нас или с нами сотрудничать.
— Ранее вы упомянули такую составляющую качественного производства, как инновационность. Какую роль играют инновации в вашей отрасли?
— Это означает внедрять всё самое передовое и не бояться быть первыми. Так, НМК стал первым в России заводом, который рискнул разливать молоко в специальные пластиковые канистры, внедрил самую современную фасовку. На тот момент подобные канистры можно было увидеть в США, Великобритании и других зарубежных странах. В России мы были первыми, кто такую технологию применил. Остальные (предприятия) внедряли уже после нас.
Приведу еще пример. С конца 2018 года под брендом «Чабан» мы выпускаем два продукта – биокефир и биойогурт, в состав которых вошли пробиотики LGG, эффективность которых для здоровья человека подтверждена многолетними исследованиями. Выбор нами самого клинически исследуемого пробиотика в мире (LGG) объясняется не только стремлением к инновациям, но и подчеркивает особенное отношение к здоровью и правильному образу жизни. Это показательный пример гармоничного тандема: аутентичность бренда и достижения науки.
Господдержкой по вызовам
— Каковы основные вызовы, с которыми компания сталкивается сегодня?
— Если кратко, то это повсеместная фальсификация, низкая покупательская компетенция и не всегда эффективные меры надзорных органов.
В последнее время меня очень тревожит негатив, возникший в обществе по отношению к молочной продукции. В СМИ много говорят о кошмарных добавках, которые в ней находят. Разумеется, человек должен понимать, что он покупает, что употребляет в пищу. Но зачем запугивать покупателей?! Почему, говоря о вредных добавках, СМИ чаще всего приводят в пример именно молочную продукцию? Да, конечно, здесь есть случаи фальсификации. Однако я вижу, что с недобросовестными производителями ведут борьбу и Россельхознадзор, и Роспотребнадзор. Эта борьба где-то приносит результаты, а где-то — нет. Но почему не рассказать о пользе настоящих, натуральных молочных продуктов, о том, насколько они ценны для нашего здоровья.
— Считаете ли вы достаточным уровень государственной поддержки, существующий сейчас в молочной отрасли?
— Уровень господдержки ощутим. Сегодня существует много действующих программ. Но, на мой взгляд, этого уровня недостаточно для полноценной поддержки. Особо в ней нуждаются производители молока — у нас нехватка качественного молочного сырья. Государству следует уделить большое внимание развитию предприятий, способных качественно и в необходимых количествах производить сырое молоко. Стимулировать развитие таких предприятий (фермерских хозяйств, семейных ферм) при помощи различных грантов, субсидий, компенсаций затрат и тому подобных мер. Уверен, что это поможет.