Соучредитель ООО «Эко-спас Батайск» Татьяна Баштырева уверена в стабильном росте спроса на их продукт.//Фото из архива компании
О собственной технологии по переработке грунта, загрязненного нефтепродуктами грунта (нефтешлама) «Эксперту Юг» рассказали в ООО «Эко-спас Батайск», которое более 20 лет занимается в донском регионе утилизацией и переработкой промышленных отходов, придумали, как из загрязненного нефтепродуктами грунта (нефтешлама) получать рекультивант. Это —технический грунт, который используют для рекультивации мусорных полигонов, отработанных карьеров и так далее. По словам замдиректора компании по экологии Дмитрия Афонина, несколько лет назад, еще до старта «мусорной реформы», они обратили внимание на то, что на Юге накапливается большое количество нефтешламов, промасленной ветоши, электронного лома, отработанных стройматериалов и других промышленных отходов. Как правило, они вывозились на старые полигоны.
«Их мощности исчерпаны, а создание новых объектов сейчас идет с большим трудом, — отмечает г-н Афонин. — Реформа уделяет много внимания особо опасным и твердым коммунальным отходам (ТКО). Создан институт региональных операторов, строят полигоны и перерабатывающие комплексы, формируется система раздельного сбора мусора. Но значительно меньше уделяется внимания отходам промышленным, которые также представляют опасность для экологии и которые по новому законодательству запрещены для захоронения. Их надо либо утилизировать, например, сжигать, либо перерабатывать. Мы решили сконцентрироваться на переработке таких отходов: стали разрабатывать и применять соответствующие технологии».
По словам главного эколога «Эко-спаса», в основе их метода получения рекультиванта из нефтешламов — последовательность химико-физических реакций, в результате которых из грунта полностью убирается нефть и другие загрязнения. Сначала поступающая с нефтепромыслов или нефтепроводов пропитанная «земля» поступает в бетонированные подземные резервуары («амбары»). Оттуда равными партиями загрязнённый грунт отправляется на специальную установку (сердце процесса), где перемешивается «с абсорбирующим материалом». Эта масса орошается раствором биореагента и отправляется на конвейерную ленту, с которой «сырец» перегружается в грузовик. Груз доставляется на площадку размещения, где в крытых «амбарах» выдерживается неделю. Затем лаборатория предприятия отбирает пробы готового продукта и, если он соответствует нормам, отправляет заказчику.
«С одной стороны, это более дорогой метод, в сравнении с традиционным для утилизации нефтешламов сжиганием, но он и более экологичный, — уверен Дмитрий Афонин. — Мы пробовали использовать более дешёвые реагенты, но эффект получался хуже ожидаемого. С другой стороны, наш рекультивант в несколько раз дешевле аналогичного материала из чистого грунта, при схожих характеристиках. Свой метод мы запатентовали. Патент также есть и на установку, основные элементы которой по нашему заказу изготовили заводы-партнёры. Чистоту технологий подтвердила государственная экологическая экспертиза».
За минувшие полтора года «Эко-спас Батайск» переработал 250 тысяч кубометров нефтешлама. По словам г-на Афонина, объём очищенного грунта был такой, словно на нескольких стандартных футбольных полях разместили горы, каждая высотой 10 метров.
Сейчас компания готовится к реализации масштабного проекта — строительство экокомплекса по обращению с отходами производства площадью 11 гектаров в Кагальницком районе Дона. Как рассказала «Эксперту ЮГ» соучредитель ООО «Эко-спас Батайск» Татьяна Баштырева, проект прошёл общественные слушания и госэкспертизу: «Всего экспертиз будет три: экологическая, строительная и санитарно-защитной зоны. Как только получим положительные заключения, приступим к строительству комплекса “Донэкопром”. Весь проект надеемся реализовать за полтора года. Общий размер инвестиций составит 850 миллионов рублей. Вложенные средства, надеемся, окупятся за девять лет».
Планируемая мощность комплекса — 128 тысяч тонн отходов в год. Из них почти 40 тысяч тонн будут направляться на «обработку, утилизацию, обезвреживание». Например, из них станут готовить компост (3,6 тысячи тонн в год) и рекультивант (29,9 тысячи тонн в год). Его «по запатентованной технологии» будут делать из отходов нефтешламов, а также гальваношламов, металлургических шлаков, отработанных стройматериалов и маслосодержащих отходов. Ещё 4,5 тысячи тонн отходов в год будет проходить так называемую «досортировку». Речь идет о полимерах, картоне, резине, металлах, электронике и прочем «мусоре», кроме пищевого.
В перспективе, говорит г-жа Баштырева, возможна его более глубокая переработка. «Так, например, из полимеров можно делать вторичную гранулу и отправлять в качестве исходного материала производителям пластмассовых изделий. Из отработанных автопокрышек возможно получение резиновой крошки, которая также является сырьём для соответствующих заводов. Такое оборудование, разработанное нашими конструкторами, уже работает на одной из действующих площадок компании в Ростовской области. Наконец, почти 90 тысяч тонн отходов, непригодных для утилизации и переработки будут размещены в экопарке на современном полигоне с соблюдением всех экологических норм», — обещает Татьяна Баштырева.
Гендиректор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков считает переработку любых твердых отходов набирающим силу направлением бизнеса.
«Это мировой тренд: многие виды переработки отходов (например, пластика, шин, алюминиевой банки) с учетом развивающихся технологий, цен на первичное сырье — уже вполне себе окупаемые проекты, — отмечает эксперт. — Например, значительная часть алюминиевых радиаторов сегодня выпускается из переработанного алюминиевого лома. Основная сложность проектов по переработке именно промышленных отходов — это затраты, связанные с организацией сбора таких отходов, а также объемы и сбыт полученных в итоге полезных фракций».