93 100 13

На Юге — повышенная облачность

720
11 минут

На фоне общего спада рынка информационных и коммуникационных технологий сфера облачных услуг интенсивно растёт двузначными показателями. Очевидно, возможности для снижения издержек, предлагаемые облаками, для многих перевешивают опасения по поводу сохранности своих данных

На Юге — повышенная облачность

720
11 минут

На фоне общего спада рынка информационных и коммуникационных технологий сфера облачных услуг интенсивно растёт двузначными показателями. Очевидно, возможности для снижения издержек, предлагаемые облаками, для многих перевешивают опасения по поводу сохранности своих данных

На Юге — повышенная облачность

Поделиться

Два-три года назад участники ИКТ-рынка на кризисные периоды смотрели без страха, полагая, что ужесточение экономических реалий потребует от бизнеса увеличения эффективности работы, что закономерно может способствовать росту востребованности ИТ-продуктов. На деле кризис показал, что финансовые трудности не способствуют росту в сфере информационных и коммуникационных технологий: по данным IDC, за 2015 год российский ИКТ-рынок потерял почти 40% в долларовом исчислении, и прогнозы на 2016-й тоже не слишком радужны.

Однако не все сегменты демонстрируют удручающую статистику. Скажем, сектор облачных решений чувствует себя очень неплохо. На самом деле стремление бизнеса сэкономить, используя современные информационные технологии, не исчезло, но деньги предприятия предпочитают направлять на те проекты, которые не требуют серьёзных капитальных инвестиций, но, тем не менее, позволяют решать ключевые задачи — снижать издержки и повышать эффективность работы. Как следствие, сектор облачных решений, по словам представителей ИКТ-компаний, работающих на юге России, ощущает уверенный рост спроса.

Рост в облаках

«Год назад, в мае 2015 года, мы вывели на рынок обновлённую версию облачной телефонии, — рассказывает Инна Пак, заместитель директора филиала — директор по B2B АО “ЭР-Телеком Холдинг” (“Дом.ru”). — Только за период с 1 мая по 1 октября 2015 года количество новых подключений выросло на 64 процента по сравнению с аналогичным периодом 2014 года (данные касаются компании в целом. — «Эксперт ЮГ»). Кроме того, мы запустили облачное видеонаблюдение (VSaaS) во всех городах нашего присутствия. В 2015 году востребованность интеллектуального видеонаблюдения среди наших клиентов выросла более чем на 30 процентов».

Экономическая обстановка, по словам г-жи Пак, способствует росту интереса к облачным технологиям. Компании стали более внимательно подходить к планированию бюджета на телекоммуникационные услуги и ИТ, стремясь управлять расходами более эффективно.

Прекрасную динамику показывают и федеральные игроки, специализирующиеся именно на облачной телефонии/виртуальных АТС. «Наши продажи на юге России растут очень быстро, — говорит Даниил Козьяков, специалист по PR компании MANGO OFFICE. — Например, рост выручки в ростовском филиале, открытом в 2013 году, составил 98 процентов в 2014 году и 43 процента в 2015 году. В Краснодаре мы открыли филиал в 2014-м, и уже в следующем году выручка выросла почти втрое. Во многом это объясняется тем, что рост с нуля всегда высок, однако эти цифры позволяют говорить о том, что спрос на наши услуги среди предприятий ЮФО достаточно велик».

Игроки телекоммуникационного рынка также развивают облачный сектор. Это вполне логично — облачные сервисы невозможны без каналов связи, а одновременное развитие как средств доставки услуг, так и самих услуг даёт синергический эффект. Впечатляющие цифры роста озвучил заместитель директора макрорегионального филиала «Юг» ПАО «Ростелеком» Руслан Танашев: «Значительно растёт и количество абонентов, и объём потребляемых мощностей. Количество клиентов, подключивших те или иные облачные услуги, в 2015 году утроилось по отношению к 2014 году. Если смотреть на динамику объёмов потребления, в прошедшем году мы видим увеличение в шесть раз по отношению к позапрошлому году». О явно положительной динамике говорит и Дмитрий Прозоров, директор по развитию корпоративного бизнеса Кавказского филиала «МегаФон»: «Выручка от облачных сервисов в Кавказском филиале за 2015 год выросла в два раза. Ежегодно число региональных контрактов “МегаФона” по “облакам” увеличивается в среднем вдвое, что подчёркивает высокую популярность данных услуг».

О потенциале облачного рынка ещё несколько лет назад задумались и местные игроки — так, компания TheCloud.ruизначально создавалась как провайдер именно в облачной сфере. И результаты работы, по словам Галины Зикунковой, руководителя проекта, обнадёживают: «Если сравнить показатели бизнеса TheCloud.ru за IV квартал 2014 и аналогичный период 2015 года, то мы констатируем рост количества клиентов на 36 процентов и оборотов — на 58 процентов. Конечно, наш бизнес ещё молод, но растём мы достаточно уверенно». По мнению г-жи Зикунковой, одним из конкурентных преимуществ небольшой компании является гибкость и отзывчивость в вопросах построения взаимоотношений с клиентом.

Продажи облачных услуг в канале, традиционно занятом поставкой обычного ПО, пока не достигли заметных объёмов. По словам Евгения Рыбасова, директора ООО «IT Центр Рыбасова», ассортимент предлагаемых сервисов пока не слишком велик: «Из всех облачных решений мы распространяем только “1С: Fresh” — облачное решение от компании 1С. Это те же самые программные продукты линейки “1С: Предприятие”, но клиент работает с ними в облаке. Продажи идут достаточно вяло относительно общего объёма продаж продуктов 1С. Говорить о росте спроса пока трудно — из-за небольших объёмов. Но интерес к облачным решениям растёт, и не в последнюю очередь потому, что облачная “1С: Fresh” во многих типовых случаях выгоднее конфигураций, работающих on-premises».

Не только телефония, не только МСБ

По количеству предложений видно, что самой востребованной облачной услугой в b2b-секторе является сервис облачной АТС. В этой нише успешно работают как компании, для которых подобный сервис является основным продуктом, так и игроки смежных секторов — например, телекоммуникационные операторы. Даже «Яндекс» не так давно отметился на этом рынке с сервисом «Яндекс.Телефония» (правда, доступен он пока только в Москве и Петербурге).

По мнению Даниила Козьякова, причины такой популярности лежат на поверхности: «Облачные коммуникации — это один из немногих стабильных бизнес-инструментов во время “экономических штормов и бурь”. Потому что благодаря им ничего из того, что обычно делают компании во время кризиса — ни переезд, ни перевод части персонала на удалённую работу, ни открытие или закрытие филиалов — никак не сказывается на связи сотрудников с клиентами и друг с другом». По словам эксперта, раньше значительная доля клиентов приходила из микробизнеса — это компании до 6 человек, которые воспринимают виртуальную АТС как альтернативу обычной телефонии с голосовым меню и удобной переадресацией на мобильные. Но сегодня становится всё больше компаний из среднего бизнеса — свыше 100 сотрудников, 20–50 человек «на телефоне». «Средним компаниям недостаточно просто звонить, они начинают активно использовать дополнительные возможности ВАТС — групповую обработку звонков, различные алгоритмы балансировки нагрузки операторов в группах, анализируют статистику по звонкам и так далее, — рассказывает Даниил Козьяков. — К облакам обратился и крупный бизнес — мы получаем всё больше запросов от банков и других финансовых организаций, нефтегазовых компаний, заводов, крупного ритейла».

Инна Пак рассказывает о спросе на облачные сервисы в отраслевом срезе: «Среди корпоративных клиентов “Дом.ru Бизнес” облачная телефония в первую очередь востребована компаниями, которым необходима масштабируемая телефония: предприятиями сферы услуг и розничной торговли, гостиничным и ресторанным бизнесом, а также корпоративными call-центрами и компаниями с большим количеством удалённых сотрудников. При этом самым быстрорастущим сегментом, где используется облачная телефония, стал сегмент малого и среднего бизнеса. Что касается облачного видеонаблюдения, то мы отмечаем наибольший спрос в гостиничном и ресторанном бизнесе, сегменте розничной торговли, банковском секторе, в торговых и бизнес-центрах, а также на промышленных предприятиях и объектах общественного пользования».

Работу с видеоданными как основной драйвер роста спроса на облачные услуги отмечает и Руслан Танашев: «Основной сервис, который мы сейчас видим “точкой роста” — это хранение и обработка информации, в первую очередь видео. Это проекты, связанные с безопасностью жизнедеятельности, с фиксацией нарушений ПДД и другие. Они уже вышли за рамки видеонаблюдения, став аналитическими комплексами полного цикла — от фиксации проблемы до её решения. Видео — это большие объёмы информации, хранение и обработка которых требует серьёзных вычислительных мощностей. У “Ростелекома” сегодня семь крупнейших ЦОДов по всей стране, которые позволяют обслуживать проекты такого масштаба». Основные клиенты здесь — заказчики, чья деятельность связана с обеспечением безопасности среды, улучшением качества жизни населения, то есть профильные министерства и ведомства.

Галина Зикункова отмечает, что наиболее востребованы сервисы, относящиеся к классу IaaS (инфраструктура как услуга), а вот услуги SaaS (программное обеспечение как услуга) пользуются меньшим спросом. «В основном наши клиенты — представители среднего бизнеса, — говорит г-жа Зикункова, — а также государственные организации. Как ни странно, при том, что изначально наш сервис был ориентирован на малый бизнес, оказалось, что в целом более высокий уровень готовности пользоваться нашими облачными услугами демонстрируют средние компании. Дело в том, что у небольшой компании мало сервисов, которые требуют доступности 24 часа 7 дней в неделю. Их требования к ИТ-инфраструктуре достаточно низкие. Интересно, что в основном компании, которые пользуются нашими услугами — из нашего же региона. Почему это так, хотя принцип облачной модели предоставления услуг предполагает отсутствие территориальной привязки — не вполне понятно. Возможно, играет роль сама возможность выйти на прямой контакт с людьми, которые предоставляют тебе услуги, “заглянуть им в глаза”».

Преодолевая преграды

Несмотря на то, что облачные сервисы известны потенциальным клиентам уже несколько лет, всплеск востребованности мы увидели только совсем недавно. Однако хотя облака демонстрируют хорошую динамику, эксперты говорят о том, что по-прежнему многие потенциальные клиенты не решаются перейти к использованию таких услуг.

По словам Инны Пак, главное препятствие — низкий уровень ИТ-грамотности населения, в том числе и руководителей бизнеса: «Есть предприниматели, которым слово “облако” пока ни о чем не говорит, они не знакомы с возможностями и преимуществами облачных сервисов, многие вообще смотрят на эти технологии с недоверием. “Дом.ru Бизнес” постоянно работает над повышением информированности населения об облачных технологиях, регулярно проводя встречи с предпринимателями и руководителями компаний. Также сложности создаёт низкий уровень проникновения качественного ШПД в России. Когда этот показатель увеличится, то и облаками будут пользоваться чаще».

«По моему мнению, основная проблема развития облачных сервисов сегодня — это низкий уровень осведомлённости об услугах и их преимуществах, — считает Руслан Танашев. — В понимании специфики облачной модели огромную роль сегодня играет личный опыт. Если человек использует облако для личных нужд, он понимает, как это работает, не боится доверить сервису свою информацию и, следовательно, проецирует облачную модель и на работу своей организации. Динамика подключений Cloud-сервисов как раз говорит о том, что таких клиентов становится всё больше. В общем объёме услуг, предоставляемых “Ростелекомом”, доля облачных сервисов пока ещё незначительна. Однако мы понимаем, что динамика роста спроса говорит о широких перспективах этого направления».

Галина Зикункова считает, что наиболее часто препятствием для клиента на пути к использованию облачных сервисов становятся опасения относительно безопасности их использования: «Ещё бы, ведь незнакомым людям клиент собирается доверить самое дорогое — коммерческую информацию. Однако на деле чаще всего оказывается, что внутренние стандарты информационной безопасности многих компаний проработаны значительно хуже, чем у провайдера облачной услуги.

Кроме того, почему-то представители бизнеса иногда не воспринимают текущие расходы на обслуживание своего собственного серверного парка (которые могут достигать на самом деле внушительных сумм, если принять во внимание стоимость электричества, поддержания микроклимата в серверной, обслуживания и ремонта аппаратной части) как существенный фактор — они относятся к ним как к неизбежным. В результате очень удивляются, когда узнают путём нехитрых подсчётов, во что им на самом деле обходится содержание серверов».

Естественно, опасения по поводу безопасности конфиденциальной информации не всегда беспочвенны. «Пока далеко не все компании среднего и малого бизнеса готовы переносить свои данные в облако, — говорит Елена Усенко, директор МТС по работе с бизнес-рынком на юге России. — Здесь срабатывает некая стереотипность мышления, например, опасения утечки коммерческих данных. Некоторые просто не до конца понимают, как можно хранить какую-то важную информацию вне офиса, на чужом оборудовании. Но в современном мире очень быстро меняются подходы к организации бизнеса, иначе оставаться на плаву просто невозможно. Активный спрос на такие сервисы — это вопрос времени. Потенциал огромен, поскольку облачные решения при существующих скоростях доступа к интернету практически отменяют необходимость иметь собственный сервер и офис, а также физическую привязку к ним, дорогостоящее техническое оборудование, содержать штат ИТ-специалистов. Облачные сервисы с ежемесячной платой позволяют использовать лицензионные решения, практически не вкладывая средства в закупку и модернизацию имеющихся продуктов и оборудования».

Похожего мнения придерживается и Дмитрий Прозоров: «Одним из основных рисков облачных сервисов для бизнеса эксперты часто называют безопасность корпоративных данных. Но если сравнивать ИТ-безопасность локальных систем в малых или средних компаниях и безопасность в облаках, то, конечно, последние — безопаснее. В облаке за безопасность отвечает компания, которая его создала и имеет соответствующую компетенцию. Она берёт на себя все заботы о резервном копировании, сохранении информации, исключении несанкционированного доступа. Для клиентов мы организуем виртуальную сеть VPN, обеспечивающую защиту и целостность передаваемых данных. Кроме того, мы предлагаем защиту от DDoS-атак, возможность криптозащиты и шифрования информации».

Так или иначе, облачные операторы смотрят в будущее с оптимизмом, ожидая весьма существенного дальнейшего роста. Так, Даниил Козьяков говорит: «Поскольку общий экономический кризис способствует развитию рынка облачных услуг, мы настроены оптимистично. Скажем, на этот год мы планируем рост бизнеса примерно на 30 процентов, по предварительным оценкам. В прошлом году нам удалось реализовать такой план. Поскольку сейчас инструменты, которые помогают бизнесу сократить расходы и обнаружить скрытые ресурсы, очень востребованы, мы ждём высокого спроса на облачные коммуникационные сервисы, особенно со стороны средних и крупных компаний».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1