92 100 13

Нефть — новый драйвер крупного бизнеса на юге России

ЭКСПЕРТ ЮГ №9 2018
4297
13 минут

Динамика развития крупного бизнеса в ЮФО снижается второй год подряд. Драйверы 2016 года уже через год перестали работать. Но нефтегазовая индустрия сформировала несколько очагов взрывного роста, который вполне может стать долгосрочным трендом

Нефть — новый  драйвер крупного бизнеса на юге России

Поделиться

Результаты данного исследования будут представлены 28 сентября в Краснодаре на XII межрегиональном форуме крупнейших компаний ЮФО «Флагманы будущего роста»

Ежегодный форум крупнейших компаний ЮФО — главное мероприятие, в рамках которого оценивается вклад регионального крупного бизнеса в экономику территории.

Если сравнивать динамику роста крупного бизнеса с предыдущими годами нашего исследования, то на первый взгляд всё выглядит тревожно. По результатам 2017 года предприятия, вошедшие в рэнкинг 250 крупнейших компаний ЮФО, показали рост выручки всего 8,3%. Это самая низкая динамика за всю историю рэнкинга «Эксперта ЮГ», если не считать кризисный 2009 год (см. график 1). В прошлом году этот показатель составлял 8,9% — почти сопоставимые величины. Отметим, что это происходит на фоне снижения динамики основных показателей бизнеса главной компании рейтинга — ПАО «Магнит», которое формирует 20% от общей выручки (1,1 трлн рублей).

Рэнкинг крупнейших компаний ЮФО по объёму реализации продукции в 2017 году

Впрочем, если отталкиваться от данных Росстата, видно, что рост по итогам 2017 года всё же более значителен, так как он происходил на фоне рекордно низкой инфляции. По итогам прошлого года она составила всего 2,5% (исторический минимум), тогда как по итогам 2016 года этот показатель равнялся 5,4% (прежний исторический минимум).

Поделиться

Среди негативных трендов отметим и сокращение чистой прибыли компаний — на 5,6% (до 385 млрд рублей, см. график 2) и, пусть и небольшой по сравнению с прошлым годом, но всё же рост убытков — на 3,3% (до 28,6 млрд рублей). И это притом, что количество убыточных компаний в нынешнем рэнкинге меньше, чем в прошлогоднем, — 24 против 26. Однако нельзя не отметить, что крупный бизнес на Юге сегодня находится в процессе трансформации: отдельные локомотивы рос­та сдают позиции, но на их место приходят новые. Да и показатели прибыли по итогам 2016–2017 годов — самые высокие за всю историю рэнкинга.

Поделиться

Появление же новых очагов роста может стать и долговременным трендом — это касается прежде всего нефтегазовой промышленности, строительства, а также цветной и черной металлургии. А вот отрицательная динамика машиностроительной и пищевой отраслей, а также АПК, учитывая беспрецедентную господдержку этих направлений в рамках программ импортозамещения, пока действительно самый тревожный сюжет нынешнего рэнкинга.

В целом рэнкинг компаний обновился на 20% — в основном за счёт самого массового сектора — компаний оптовой торговли. Доля новичков в общем объёме выручки составила всего 4%.

Смена лидирующей отраслевой тройки

Прошлогодний рэнкинг в части отраслевого среза высветил несколько интересных трендов. Во-первых, укрепление тяжёлой индустрии (машиностроение и металлообработка), которая показала рекордные 86% роста, а также возвышение легпрома (+58% к выручке) и рост АПК (+26%). При этом важно, что перечисленные отрасли хорошо зарабатывали, накапливая инвестиционный потенциал. Нынешний рэнкинг показывает, насколько ненадежен рост, зависящий буквально от нескольких лидеров. Машиностроение и металлообработка просели на 12,9%. Легкая промышленность показала посредственный рост в 7,4%. Правда, в нынешнем рейтинге отрасль представлена всего одной компанией («Глория Джинс»), тогда как в прошлогоднем рейтинге присутствовал ещё и крупный производитель тканей и спецодежды «БТК Текстиль». На сей раз эта компания оказалась за пределами рэнкинга крупнейших компаний из-за снижения выручки. Падение выручки АПК составило 2% — довольно опасная тенденция для отрасли, считающейся для Юга ключевой. Если прибавить сюда ещё и обвал пищевой промышленности (–16,3%), которая взаимосвязана с АПК, то можно констатировать серьёзные отраслевые проблемы. Впрочем, флагманские компании это падение обошло стороной, но об этом чуть позже.

В нынешнем рэнкинге (см. таблицы 1, 2) наибольший прирост совокупной выручки отмечен в таких отраслях, как угольная промышленность (153%), цветная металлургия (43%), а также неф­тегазовая промышленность (41,8%). Заметен и рост в чёрной металлургии (18,2%). С этими данными нужно разобраться детальнее.

Поделиться

Рост угольной промышленности во многом закономерен, однако не показателен. В рейтинге эта отрасль представлена всего двумя компаниями: ООО «Шахтоуправление Садкинское» (входит в Южную Угольную Компанию) и АО «Шахтоуправление Обуховская» (входит в украинский энергохолдинг «ДТЭК» Рината Ахметова). Оба предприятия находятся в Ростовской области. Правда, на эти компании приходится свыше 77% выручки всей отрасли (20 млрд рублей, Ростовстат). Общая выручка этих предприятий составила в 2017 году 15,5 млрд рублей (+153%). Для угольной отрасли 2017-й в целом оказался одним из наиболее удачных за последние годы ввиду резкого скачка цен на коксующийся уголь. Мировая цена на него в начале 2017 года выросла в три раза (до 320 долларов за тонну) и затем не опускалась ниже отметки 140 долларов за тонну. Производство угля в России и в мире росло вслед за ценами.

Поделиться

В Ростовской области угольные компании по итогам 2017 года добыли 5,8 млн тонн угля, что на 37% выше показателей 2016 года. Донские шахты при этом заработали на 63% больше, чем годом ранее. Несмотря на это, ситуация в отрасли довольно непредсказуемая, поэтому записывать этот рост в долгосрочный тренд пока не стоит. Ещё два года назад мировые цены на уголь были на уровне 2000 года, и нет гарантии, что они снова не обвалятся, так как в мире наблюдается устойчивая тенденция к перепроизводству угля. В то же время к 2021 году планируется постепенное закрытие 8 из 9 энергоблоков на Новочеркасской ГРЭС — основном потребителе донского коксующегося угля (от 2,5 до 3 млн тонн в год). Выбытие такого потребителя может стать фатальным не только для отдельных донских угольных шахт, но и для отрасли в целом.

Что касается цветной металлургии, то её «восхождение» связано с работой двух участников рейтинга: АО «АМР» («Алюминий Металлург Рус», которому принадлежит Белокалитвинский алюминиевый завод, входит в Alcoa), а также Новочеркасского электродного завода (ОАО «ЭНЕРГОПРОМ — НЭЗ»). Первое предприятие успешно наращивает бизнес на протяжении последних пяти лет и сегодня обеспечено заказами Объединённой авиастроительной корпорации. Второе выпускает графитированные электроды, которые применяются в металлургии (для выплавки стали в электродуговых печах), и проводит программу модернизации, которая позволит удвоить объёмы производства. Свои перспективы предприятие связывает с освободившейся после ухода дешевого китайского импорта нишей, а также с заключением долгосрочных (до 5 лет) контрактов с металлургичес­кими предприятиями, в том числе и на Юге (подробнее — на с. 22 в интервью с генеральным директором ГК «ЭНЕРГОПРОМ» Виктором Нечуятовым).

На другой растущей отрасли — неф­тяной и нефтегазовой промышленнос­ти — остановимся отдельно.

Нефтегазмонтаж правит ростом

Всё же безусловным драйвером роста стоит сегодня считать нефтегазовую индустрию. «Нефтянка», как показывает наше исследование, ещё и самая эффективная отрасль. Выручка 15 представленных в ней компаний — свыше 1 трлн рублей (второе место после торговли в рейтинге), причем чистая прибыль этих компаний — самая высокая среди всех отраслей. Совокупно они заработали свыше 124 млрд рублей — вдвое выше, чем, например, в сфере торговли. В «нефтянке» также самая высокая выручка на одну компанию — 66,8 млрд рублей. Темп роста отрасли — 41,8% — один из самых высоких в рэнкинге.

Крупные нефтегазовые компании, например дочерние структуры «ЛУКОЙЛА», прочно закрепились в верхней части рэнкинга. В первой пятёрке сразу три компании: «ЛУК­ОЙЛ-Волгограднефтепереработка», «ЛУК­ОЙЛ-Нижне­волжск­нефть» и «ЛУК­ОЙЛ-Интер-Кард». Важность нижневолжского региона для «ЛУКОЙЛА» сегодня сложно переоценить, так как здесь реализуется крупнейший на Юге инвестпроект по освоению нефтегазового месторождения на Каспии. Именно с этим связан резкий скачок «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефти» с 23-го места в прошлогоднем рейтинге на третье в нынешнем.

Стоит остановиться и на отдельных компаниях-«газелях», взлёт которых во многом закономерен. Это, например, «Славянск ЭКО» (+78,3% роста выручки) — один из крупнейших неф­теперерабатывающих комплексов Краснодарского края, который сейчас реализует инвестпроект по удвоению производства. Или ООО «НефтеГазИндустрия» (+34,8%), которое управляет не менее крупным Афипским НПЗ, где также сейчас проходит глубокая модернизация.

Но главное здесь то, что рост даёт мультипликативный эффект: вместе с «нефтянкой» развиваются смежные производства. Например, большинство компаний, представленных в рейтинге отрасли «Строительство», являются специализированными организациями, выполняющими монтаж нефтегазового оборудования или строительство нефтегазовых объектов. Таковых в рейтинге 7 из 11. Мы видим целый ряд организаций, заявивших о себе на подрядах «ЛУКОЙЛА» с его проектом по освоению Каспийского шельфа и других неф­тегазовых гигантов. Например, ООО «Волгоградская фирма НЗМ», входящая в «Глобалстрой-Инжиниринг», одну из крупнейших компаний в секторе проектирования, снабжения и строительства (EPC) для компаний нефтегазовой отрасли в России и СНГ.

Развиваются также и металлургичес­кие (АО «Тагмет», +22,3%), и сервисные компании (АО «НПО “Спецнефтегаз”», рост в 12,5 раза).

Интересно, что по итогам прошлогоднего исследования нефтегазовая промышленность не показывала столь стремительного роста — он составлял всего 1,2%. А доля выручки компаний, входящих в этот сектор, в общем «котле» была всего 14,3%. Напрашивался вывод, что нефтегазовый локомотив становится на запасной путь, однако это предположение оказалось неверным. Отечественный нефтегазовый сектор сегодня растёт на волне импортозамещения. Крупные промышленные компании ЮФО активно включаются в процесс замены оборудования в добывающей отрасли, например «Волгограднефтемаш». Отдельные игроки рынка начинают впервые работать с «нефтянкой», наращивая объём производства, например волгодонский завод «Атоммаш» (филиал «АЭМ-Технологии»). По данным ПАО «Газпром нефть», до 2025 года потенциал импортозамещения в плане внедрения компонентов российского производства в нефтегазовой отрасли составляет 1 трлн рублей.

Флагманы отраслей не всегда в тренде

Как упоминалось выше, среди самых провальных отраслей — пищевая промышленность, АПК и родственная им табачная промышленность. Табачный рынок сегодня действительно переживает не лучшие времена: так, объём производства сигарет в России в 2017 году сократился на 25,8%. Это, безусловно, отразилось на падении выручки «Донского табака» (–40,7%) и «Империал Тобакко Волга» (–27%), представленных в рэнкинге. Но, как отмечает представитель «Донского табака», резкое снижение показателя — исключительно технический момент, связанный с переносом сроков начисления акцизов. Реальные показатели компании по результатам 2017 года будут отражены в итогах 2018-го, об экономических проб­лемах компании речь не идёт. Напомним, что в этом году «Донской табак» был продан японской JTI.

Флагман АПК, Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева, по совместительству является ещё и самой быстрорастущей компанией прошлого года — прирост выручки не менее 15% в год у неё наблюдался на протяжении пяти лет до 2016 года. По итогам 2017-го компания показала рост всего в 4,3%. Зато впечатляющий рывок по итогам года совершил ТД «Агрохолдинг “СТЕПЬ”» (+81,9%). Отрицательную динамику продемонстрировали ООО «Евродон» (–30,9%), производитель индейки, пострадавший в прошлом году от вспышки птичьего гриппа, а также агроконцерн «Каневской» (–56,6%).

Лидеры пищевой промышленнос­ти — «Астон», Кореновский молочно-консервный комбинат, «Нестле Кубань», а также целый куст предприятий, связанных с масложировой отраслью, показали рост. Общую картину подпортили сахарные заводы, винодельческие компании и (в виде досадного исключения) крупнейшее предприятие в своей отрасли на Юге — МЭЗ «Юг Руси». Отрицательный результат по динамике этих компаний в целом и оказал влияние на отрасль.

Характерный пример стабильного роста являет собой и крупнейший зернотрейдер России ТД «РИФ», выручка которого составила по итогам года 70,4 млрд рублей (+30%). Это связано с конъюнктурой рынка и вовремя использованными возможностями по строительству собственного терминала в Азове. В планах компании — финансирование проекта по строительству нового зернового терминала в Новороссийске мощностью 12,5 млн тонн стоимостью 8 млрд рублей.

Ещё один пример стремительного рос­та — ТД «СИА ГРУПП» (см. таблицу 4). Это «дочка» одного из крупнейших российских фармацевтических дистрибьюторов СИА «ГРУПП». В 2017 году компания стала субхолдингом в составе инвестиционной компании MarathonGroup Александра Винокурова. Давняя цель менеджмента компании по вхождению в тройку ведущих дистрибьюторов фармацевтической продукции в России становится всё ближе.

Нельзя не отметить низкие темпы развития (ниже основных конкурентов) второй год подряд у ПАО «Магнит» — рост всего 6,4% по выручке при отрицательной динамике (–14,3%) по прибыли. Это фактор, который влияет на положение дел во всей отрасли, которая растёт схожими темпами — 6,2%.

Региональный срез: Ростовская область отстаёт от лидера

Лидерство компаний Краснодарского края по объёму выручки на протяжении многих лет исследования по-прежнему неоспоримо (см. таблицу 3), даже без учёта лидера рейтинга ПАО «Магнит» (1,1 трлн рублей выручки). Без этой компании совокупная выручка компаний края — 1,7 трлн рублей, всего в рейтинге представлено 116 компаний (на 4 больше, чем в прошлогоднем рейтинге). Но вот доля этих компаний в общем объёме выручки немного снизилась — до 54,2% (на 1,6 п.п.). У крупнейших компаний ближайшего конкурента края — Ростовской области — выручка 1,2 трлн рублей, при этом область — единственный регион в рейтинге, который показал отрицательную динамику выручки (снижение составило 4,6%). Также сократились представительство областных компаний (с 81 до 70) и доля их в общей выручке (до 22,2% — на 0,8 п.п.).

Поделиться

Наивысшую динамику показала Республика Крым, которая теперь представлена 16 компаниями (ранее их было 11). В основном это предприятия сферы торговли (10 штук). Причём чистая прибыль всех крупных компаний Крыма (43,5 млрд рублей) превосходит даже прибыль 35 компаний такого промышленного гиганта, как Волгоградская область (35,7 млрд рублей).

Впечатляющий рост продемонстрировали предприятия Астраханской области — по выручке он составил 53%, а по чистой прибыли компании выросли в 11 раз. Правда, представительство компаний осталось прежним — их 9. Здесь рост, как и ожидалось, обеспечен предприятиями нефтегазодобывающей отрасли (структуры «ЛУКОЙЛА» и «Газпрома»).

Поделиться

Поделиться

Куда подует инвестиционный ветер

Еще год назад было логично предположить, что прибыль, которую крупный бизнес Юга показывает второй год подряд, выльется в инвестиционный бум. Однако эти предположения пока сбываются лишь отчасти. В нашем исследовании, посвященном крупным инвестпроектам на Юге (№ 1–2 за 2018 г.), мы анализировали проекты стоимостью от 300 млн рублей. Их количество немного сократилось по сравнению с 2016 годом (на 18%, до 234 инвестпроектов), но при этом их стоимость, пусть символически, но выросла — до 3,51 трлн рублей (рост 4,2%). В то же время мы увидели, что в этом году количество проектов, начало реализации которых запланировано на 2017 год или позже, составило 60 (25% от всех проектов), но их стоимость — всего 447,6 млрд рублей, или 12,7% от совокупного портфеля. Для инвестиционного бума на текущем этапе этого пока недостаточно, но задел в сфере инвестиций на юге России очевидно имеется.

Принимая во внимание рост нефтегазового сектора и связанных с ним отраслей, можно сделать вывод, что основной поток инвестиций пойдёт через это направление, что потянет за собой развитие смежных отраслей. А вот ситуация в сельском хозяйстве и пищевой промышленности может негативным образом отразиться на машиностроении, представленном такими крупными игроками комбайностроения, как «Ростсельмаш» или CLAAS. Совокупно эти компании сейчас формируют более 25% выручки сектора. В любом случае вес отдельных отраслей на фоне растущего нефтегазового гиганта имеет все предпосылки к дальнейшему снижению.

В подготовке материала принимали участие Константин Кирицев и Денис Чуканов

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1