94 100 13

Новошахтинский НПЗ снова сменил владельца

1987
5 минут
Новошахтинский НПЗ снова сменил владельца

Поделиться

На Новошахтинском заводе нефтепродуктов (НЗНП), одном из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий России, в очередной раз сменился собственник. Эксперты считают, что это никак не отразится на ходе реализации масштабной реконструкции, которая ведётся под патронажем Министерства энергетики РФ.

Предприниматель из Уфы Игорь Мнушкин стал бенефициаром нескольких компаний, которые входят в группу НЗНП, следует из данных аналитической системы «СПАРК-Интерфакс» на 6 апреля.

В периметр сделок вошло непосредственно АО «НЗНП», а также входящие в одноимённую группу ООО «Торговый дом НЗНП» (оптовая торговля твёрдым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами), ООО «НЗНП инжиниринг» (Москва, деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика), ООО «Югтранс-НЗНП» (автомобильные грузовые перевозки) и ООО «Роузвуд шиппинг» (судоходная компания).

Контролируемое Мнушкиным ООО «Петон Инвест Технолоджи» прибрело 93% уставного капитала ООО «Юг Энерго» (Ростов-на-Дону), основным активом которого является НЗНП.

«Юг Энерго» прежде было аффилировано с агрохолдингом «Юг Руси» ростовского бизнесмена Сергея Кислова. В 2018 году владельцами компании стали кипрские офшоры: Ventolor Investments Ltd (60%) и Teteos Global Ltd (33%). Осенью того же года украинские СМИ, ссылаясь на выписку из торгового реестра Кипра, сообщили, что конечным владельцем «Юг Энерго» является супруга украинского политика Виктора Медведчука телеведущая Оксана Марченко. Теперь эти доли оффшоров перешли «Петону». Ещё 7% «Юг Энерго» осталось у самого НЗНП.

Нового собственника и группу НЗНП связывают давние отношения (подробная информация об этом размещена на сайте холдинга «Петон») в рамках реализации проекта модернизации новошахтинского завода, который был запущен в октябре 2009 года. Масштабная реконструкция НЗНП предусмотрена соглашением с Министерством энергетики РФ и предусматривает развитие вторичной переработки нефти и выработку продукции, соответствующей стандартам качества «Евро-5». Планируется, что проект будет завершён до 2027 года, объём инвестиций составит 177 млрд рублей.

Ещё в июле прошлого года Научно-исследовательский институт нефти и газа (НИПИ НГ) «Петон» (Уфа) и «НЗНП Инжиниринг» подписали договор на проектирование комплекса глубокой переработки нефти. В состав комплекса в том числе должны войти установки гидроочистки керосина и дизельного топлива, установки гидрокрекинга и замедленного коксования, установки производства серы и водорода.

В ноябре 2020 года по итогам тендера НИПИ НГ «Петон» стал генеральным проектировщиком объектов инвестиционной программы НЗНП.

В январе 2021 года был подписан договор, который предусматривает инженерную подготовку площадки и устройства здесь временных зданий и сооружений «для обеспечения комплексного управления организацией работ» по строительству третьей и четвёртой очередей НЗНП. Причём за месяц до этого на стройплощадке успели забить первую сваю в ознаменование начала работ.

В марте НИПИ НГ «Петон» и «НЗНП Инжиниринг» заключили контракт на выполнение строительно-монтажных работ на комплексе по производству автомобильных бензинов, соответствующих требованиям «Евро-5», в рамках строительства третьей и четвёртой очередей завода. Этот проект планируется завершить в декабре 2023 года.

Сегодня мощности НЗНП по переработке нефти составляют 5 млн т в год. Предприятие выпускает бензины, включая экспортный прямогонный, печное, судовое и дизельное топливо, а также топочный мазут. На заводе действует линия по производству дорожных битумов мощностью 700 тысяч тонн в год.

Эксперты считают, что ничего экстраординарного в смене собственника нет, и проект модернизации производства продолжится.

«Проект уже сейчас реализуется, и смена собственников на НЗНП, если она произошла, никак не повлияет на ход его реализации, — сообщил “Эксперту ЮГ” высокопоставленный источник в правительстве Ростовской области. — Есть соглашение с Минэнерго РФ, в рамках которого идёт модернизация предприятия. Имеется достаточно серьёзная поддержка со стороны российского правительства, с нашей стороны. Завод работает стабильно, мы видим это по показателям. Всё работает как часы».

Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев также уверен, что проект будет реализован, поскольку перед промышленностью, в том числе обрабатывающими отраслями, стоит задача увеличивать выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.

«Россия в числе первых в мире по производству нефти, а вот бензина у нас не хватает, и керосина, продуктов перегонки. У нас мало обрабатывающих мощностей, в том числе по перегонке нефтепродуктов. Доходит до абсурда. Мы продаём за рубеж нефть и взамен частично покупаем готовые продукты, в том числе бензин светлых фракций, — говорит Алексей Коренев. — Уже на самом верху пришло осознание, что пора слезать с нефтяной иглы, нужно не только добывать нефть, но и перерабатывать, а затем продавать за рубеж продукцию с высокой добавленной стоимостью. Это будет выгодно для страны и с точки зрения понижения цен на топливо, и с точки зрения рабочих мест, и с точки зрения в целом развития экономики страны, повышения производительности труда».

Ещё один эксперт, знакомый с ситуацией на нефтегазовом рынке, также уверен, что с учётом соглашения с Минэнерго НЗНП «обречён пройти модернизацию».

«Завод работает, будет производить продукты по ГОСТу. Смена собственников — кто там из одного кармана перекладывает деньги в другой — на это никак не повлияет», — отметил он.

По его информации, в 2020 году «Юг Энерго» приобрело новосибирскую компанию «ВПК-Ойл», Марийский и Анжерский НПЗ и «Альянснефтехим» (битумный терминал) в Рязани: «То есть я вижу, как они обрастают активами. Ещё сеть АЗС развивают. Может, они это делают и покупают для кого-то».


0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1