94 101 13

«ОМС необходимо приблизить к традиционному страхованию»

892
5 минут

Дмитрий Альперович, директор филиала «Росгосстрах-Медицина» в Ростовской области, официальный представитель Межрегионального союза медицинских страховщиков (МСМС) в регионе, считает, что законодательное регулирование отрасли обязательного медицинского страхования недостаточно эффективно. Возлагая на страховщиков дополнительные расходы и уменьшая финансирование, государство ограничивает их возможности по развитию инфраструктуры. Крупные игроки отрасли, однако, смогут удержаться на плаву.

«ОМС необходимо приблизить к традиционному страхованию»

892
5 минут

Дмитрий Альперович, директор филиала «Росгосстрах-Медицина» в Ростовской области, официальный представитель Межрегионального союза медицинских страховщиков (МСМС) в регионе, считает, что законодательное регулирование отрасли обязательного медицинского страхования недостаточно эффективно. Возлагая на страховщиков дополнительные расходы и уменьшая финансирование, государство ограничивает их возможности по развитию инфраструктуры. Крупные игроки отрасли, однако, смогут удержаться на плаву.

«ОМС необходимо приблизить к традиционному страхованию»

Поделиться

— Как можно описать основные тренды в отраслевом законодательстве, регулирующем систему обязательного медицинского страхования?

— Законодательство развивается в сторону повышения требований к финансовой устойчивости и клиентоориентированности компаний, занимающихся обязательным медицинским страхованием. К 2017 году страховые медицинские организации обязаны нарастить минимальный размер уставного капитала до 120 миллионов рублей. Это, возможно, не та сумма, которая сможет серьёзно повлиять на финансовую устойчивость, но шаг, безусловно, сделан в верном направлении. Помимо этого, уже сегодня каждый застрахованный имеет право лично выбрать страховую компанию. Ранее для работающего населения страховую компанию выбирал работодатель, а для неработающего – администрация субъекта по результатам конкурса. Это повысило конкуренцию, и страховые компании были вынуждены двигаться в направлении лучшего обслуживания, делать офисы более доступными, а услуги – более интересными для клиентов.

— Как новации в этом законодательстве повлияли на эффективность работы страховщиков?

— Принятие нового закона и нормативных актов многократно увеличило объём работы страховых компаний на рынке ОМС. Но параллельно с увеличением объёма работы уменьшилось финансирование – к сожалению как страховых компаний, так и клиентов. Когда финансирование снижается на десятки процентов, компании становится сложнее развиваться. А сегодня страховые компании должны быть высокотехнологичными, поскольку работают с серьёзным программным обеспечением, причём у нас в отрасли самый высокий класс секретности для персональных данных клиентов.

— Какими новшествами обернётся это законодательство для страхового рынка в нынешнем году?

— В этом году игрокам отрасли предписывается создание центров страховых представителей. Они будут иметь три уровня обслуживания: первый – call-центр. Каждый звонок, который попадает в него, должен проходить по выделенной линии, специалисты должны будут суметь ответить на все первичные запросы, связанные с больницами, полисами, облегчить поиск информации, и так далее. Если возникает какая-то проблема на этапе медицинского обслуживания, начинает работать второй уровень, на котором подключаются медики страховой компании. А на третьем ведутся расследование, экспертиза и другие, более сложные виды деятельности. Организация такой трёхуровневой системы обслуживания будет вменяться всем страховым компаниям, работающим в системе ОМС. Параллельно система взаимодействия с пациентами реализуется в Фонде обязательного медицинского страхования, который организовал для этого специальный портал. При этом фонд ранее не работал с клиентами, он занимался проверкой страховых компаний, и только.

— Это негативно скажется на развитии рынка?

— Средства на содержание страховых компаний, из которых они оплачивают работу своих сотрудников и собственное развитие, с каждым годом уменьшаются. Я думаю, что финансово устойчивые, крупные компании окажутся в более выгодном положении, поскольку смогут обеспечить качественную страховую защиту большому потоку клиентов. Если же поток небольшой, то, как бы ты ни оптимизировал свои расходы, ты будешь вынужден выйти из бизнеса. Я полагаю, что рынок страховых компаний будет сужаться, причём не только в сегменте ОМС. Мы наблюдаем эту тенденцию довольно давно. Когда я начинал работу в этой отрасли, на рынке было более 2,5 тысячи страховых компаний: сегодня их порядка двухсот, и их число продолжает уменьшаться.

— По вашему мнению, консолидация рынка – это отрицательная тенденция? Возможно, государство хочет вывести из этого сегмента слабейших игроков?

— Мне кажется, любая монополизация вредит рынку, и в первую очередь клиентам. Страховой рынок – это индикатор развития экономики. Если есть что страховать, он развивается: тенденция отчётливо идёт снизу вверх. Если общество состоит из людей, которые не имеют собственности, то, естественно, страхового рынка не будет. Вопрос не в страховой культуре или традициях, а в реальных экономических условиях. Я сторонник рыночного развития любых экономических сегментов, развития по каким-то объективным законам. Полагаю, что чем ближе ОМС будет к классическому рисковому страхованию, тем выгоднее будет нашим клиентам. Тогда это будет по-настоящему клиентоориентированный рынок. Мы видим это на примерах развития самых разных отраслей рыночной экономики. Там, где есть монополизация, обслуживание ухудшается. Если рынок работает в полном объёме и в полную силу, отрасль становится эффективной.

— Каковы ваши прогнозы развития рынка обязательного медицинского страхования в этом году? Удастся ли ему показать рост, несмотря на понесённые страховщиками затраты?

—На протяжении последних нескольких лет рынок ОМС достаточно активно развивался. Три или четыре года назад правительство выделило на здравоохранение дополнительное финансирование размером в несколько сотен миллиардов рублей. Потом произошло увеличение финансирования системы ОМС, связанное с появлением новых медицинских услуг и технологий: ввели дорогостоящую и высокотехнологичную медицинскую помощь, естественно, вместе с деньгами. Новые медицинские услуги в рамках ОМС появятся и в этом году, и я думаю, что в связи с этим небольшое увеличение в рублях всё же будет. Что касается регионального рынка, то не думаю, что произойдут какие-либо потрясения: рынок сохранит тех игроков, которые работают на нём сегодня. Естественно, что сейчас многие компании начинают экономить деньги, и мы видим примеры, когда и федеральные, и региональные компании закрывают свои офисы с целью оптимизации. В большем или меньшем объёме мы наблюдаем это и в Ростовской области. Есть компании, которые закрывают один-два офиса, а есть и такие, которые уже закрыли больше половины, из-за чего нередко появляются разные панические слухи. Так, в связи с закрытием около двух десятков пунктов выдачи полисов страховой компании «Максимус» в районах Ростовской области и за её пределами, возникли слухи о прекращении деятельности самой компании, хотя компания всё ещё работает. В Ростовской области в этом году действуют шесть страховых медицинских компаний: федеральные «АльфаСтрахование-ОМС», «Макс-М», «СОГАЗ-Мед» и «Росгосстрах-Медицина» и региональные игроки «Максимус» и «Панацея». Уверен, что в ближайшее время все они продолжат свою деятельность. Полагаю также, что новых игроков пока не появится. Хотя определённая тенденция к этому есть: несколько федеральных страховых компаний получили лицензии на работу в Ростовской области, так что слияния и поглощения возможны.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1