76 85
«ЭКСПЕРТ ЮГ» в соцсетях:

Почему нужны новации в маркетинге, чтобы люди выбирали спорт и здоровье

1195
10 минут

Руководитель Федерации функционального многоборья Ростовской области Иван Любицкий уверен, что сегодня важно создавать инфраструктурные условия для вовлечения людей в занятия спортом целыми семьями, причём желательно за пределами дома. Пока же в этой сфере спасение утопающего — дело рук самого утопающего

Почему нужны новации в маркетинге, чтобы люди выбирали спорт и здоровье

Руководитель Федерации функционального многоборья Ростовской области Иван Любицкий//Фото: из личного архива

Модель правильного образа жизни общественным организациям трудно донести до общества в период пандемии, а у государства пока другие задачи для популяризации ЗОЖ, считает Иван Любицкий. Большую роль в популяризации и становлении «моды на спорт» сегодня играют соцсети, однако человеку нужно помогать разобраться во всем многообразии предложений.

Становление здорового образа жизни — задача и для новых видов спорта, которые сегодня появляются в России. Например, в последние годы набирает популярность функциональное многоборье.  Это спорт, в котором используются многосуставные, энергоёмкие движения, объединяемые в беспрерывный комплекс упражнений. Функциональное многоборье связало спортсменов разных специализаций и любителей здорового образа жизни. Новый вид спорта был создан в РФ в 2015 году, а в декабре 2018 года Министерство спорта РФ издало приказ о наделении официальными полномочиями Федерации функционального многоборья.

Иван Любицкий2 (1).jpg

Деятельность Ивана Любицкого связана с продвижением нового вида спорта//Фото: из личного архива

Функциональный тренинг в России официально признан на государственном уровне, разработаны регламенты и стандарты соревнований. Это даёт возможность развивать детское направление, вовлекать молодёжь в систематические занятия, внедрять методики тренировок функционального многоборья в школьную программу, присваивать спортивные звания. Это отличает этот вид спорта от кроссфита, который развивается по принципам бизнес-модели, направленной на развитие фитнеса.

Разговор состоялся в рамках проекта АЦ «Эксперт Юг» «Спрос на качество жизни: потенциал партнерства».

Как транслировать правильные шаблоны поведения

— Какие тренды, связанные с повышением спроса на качество жизни, на здоровый образ жизни, вы видите в обществе в последнее время?

— На мой взгляд, нужно разделять понятия «качество жизни» и «стремление к здоровому образу жизни». Качество жизни диктуют нам социальные сети и примеры из доступных источников, к которым стремится потребитель. Он не выбирает, а использует шаблоны поведения, которые транслируются из этих источников. Здоровый образ жизни тоже пришёл через эти источники. И это понятие очень специфичное, на мой взгляд.

Моя сфера — это сфера фитнеса. Но так как я возглавляю спортивную федерацию, официально зарегистрированную в моём регионе, я стремлюсь создать предпосылки для подготовки юных спортсменов. Пусть даже на этапе вовлечения это не будет являться для них выбором вида спорта, который обыкновенно ассоциируется с традиционной моделью посещения определённых секций. Данная модель пришла к нам из советского прошлого и поддерживается Минспорта.

Многоборье1 (1).jpg

Фото: ММФ РО

Государственные ведомства, отвечающие за здоровый образ жизни и повышение качества жизни, идут своей дорогой, не пытаясь создать интересные проекты для привлечения людей, используют традиционный шаблон отчётности перед вышестоящими органами по исполнению задач со стороны правительства по оздоровлению нации либо по привлечению к спорту. Искажённая, на мой взгляд, модель.

И особняком идут люди, вовлечённые в официальные и поддерживаемые виды спорта, так как у них есть рабочие места, люди отдали спорту определённое время своей жизни... Обычным людям в моём регионе зачастую просто не хватает мест для тренировок, времяпрепровождения, инициации спортивных активностей. Происходят, конечно, изменения, но пока незначительные.

Рынок фитнеса по своим цифрам сейчас возвращается к докарантинному состоянию. Основные фитнес-клубы с традиционной моделью вернули свои позиции, люди вернулись в залы. В моём случае путь более сложный, продукт и посыл для предоставления своих услуг более узкоспециализированный, донести его очень непросто.

— Можно ли сказать, что повышение спроса на качество жизни меняет вашу сферу деятельности, формирует новые вызовы для неё?

— Я очень был бы рад, если бы спрос на качество жизни значительно изменил мою сферу. Я занимаюсь этим уже года четыре. Идеальная модель, которой я увлечён, как раз создана для того, чтобы менять качество жизни человека. Но её очень трудно донести до общества в контексте качества жизни. Хотя качество жизни и кроссфит неразрывно связаны. Доносить непросто, дорого. Стандартные шаблоны для привлечения внимания в виде ярких фитнес-картинок, на мой взгляд, — нерабочая схема для моей сферы. Я не пытаюсь использовать подобный канал. Возможно, нужно идти со всеми в ногу… Но мне хотелось бы верить, что люди, которые выбирают мой вид фитнеса, более ответственно относятся к этому. Их выбор основывается на изучении материалов, знаний об этом, консультаций с тренерами, консультаций с людьми, которые этому учатся, занимаются этим не один год. Но вывод делается поверхностный, поэтому дело тормозится.

— Какие события для вас являются наиболее важными для развития сферы общественного здоровья за последние пять лет?

— Не могу вспомнить значимые события, влияющие на сферу общественного здоровья. Я вижу, что происходят какие-то изменения в законопроектах, связанных с продажей табака, алкоголя. Но я не воспринимаю сферу общественного здоровья только через ограничительные меры, связанные с реализацией этих продуктов. У государства должно быть более глобальное представление о здоровье человека. В городах должны быть созданы инфраструктурные социальные условия для того, чтобы люди могли проводить как можно больше активного времени со своей семьёй, с возможностью использовать спортивные объекты за пределами дома.

Повлияли ли на общественное здоровье сочинская Олимпиада и чемпионат мира по футболу? Не могу сказать. Думаю, культ ЗОЖ пришёл к нам примерно в этот период времени. Благодаря развитию социальных сетей как раз и произошла передача населению этих ценностей. Произошло знакомство с понятием здорового образа жизни, правильного питания и экологии жизни. Это общемировой тренд, который пришёл к нам с других территорий.

Мода и маркетинг на страже здоровья

— Какие вызовы стоят перед сторонами, имеющими отношение к сфере общественного здоровья, в связи с возникновением новых тенденций?

— Необходимо использовать новаторские решения в сфере маркетинга, чтобы достучаться до своей аудитории и привлечь внимание именно к своему продукту. Если есть тенденция, то есть и конкуренция. Это же касается и государственной машины с её идеей ГТО. Они тратят маркетинговые бюджеты на то, чтобы привлекать людей таким образом. Определённые маркетинговые каналы у них в руках, но со стороны это часто выглядит нелепо.

— Кто, на ваш взгляд, является локомотивом тех процессов, которые идут в сфере общественного здоровья?

— Если мы ведём речь только о физическом здоровье, то локомотивом остаётся мода. Ситуация осложняется тем, что фармацевтическая пропаганда очень мощная. В её интересах — совершать те действия, которые будут приводить к росту продаж в аптечных сетях, в сфере фармацевтической промышленности. Соответственно не идёт речь о том, чтобы человек, ведя здоровый образ жизни, увеличивал её продолжительность.

Если же мы смотрим канал, посвящённый здоровью, то это большой рекламный продукт, продающий части аудитории, по мнению ведущих этого канала, важные для улучшения здоровья вещи. Другая часть аудитории, которая не смотрит телевидение, а пользуется социальными сетями, видит идеальную картинку в виде определённого представителя. И, возможно, обманывается насчёт того, как достигается такое «здоровье», как оно поддерживается. Это мода. И люди, от пищевого поведения до поведенческих привычек, пытаются «прививаться» через подобные источники. Думаю, что в данном случае локомотивом выступают средства массовой информации, включая социальные сети. Но никак не спортивные институты. А ведь они могли бы проводить просветительскую работу.

Госполитика ЗОЖ страдает формализмом

— Насколько, на ваш взгляд, сегодняшняя государственная политика в сфере здравоохранения и популяризации ЗОЖ позволит достичь ваших долгосрочных целей?

— Политика в сфере здравоохранения не может гарантировать в перспективе какой-то масштабный, осязаемый результат. После непростого карантинного периода и всех ограничительных мероприятий сложно представить, как это всё будет выглядеть через годы. Медицинские службы много потеряли в период пандемии в связи с перепрофилированием в ковидные госпитали. В плане популяризации здорового образа жизни в этот год ничего не делалось. Люди сами искали пути к здоровому образу жизни в домашних условиях. Сейчас только всё просыпается. Уже половина года прошло под знаком Года спорта. Официальные аккаунты дают цифры о росте, о достижениях. Я со стороны наблюдаю, как люди проявляют активность на каких-то спортивных мероприятиях. Да, их стало больше. Но какую-то закреплённую, ожидаемую цифру на будущее сейчас очень сложно дать. Политика популяризации здорового образа жизни сейчас не бьёт даже рядом с мишенью. Нет триггера, который бы менял общественное мнение.

Я бы сказал, что всё сейчас действует по принципу «спасение утопающего — дело рук самого утопающего». Человек сам ищет путь самостоятельного просвещения, чтобы его жизнь не требовала обращения в органы здравоохранения. Человек берёт на себя ответственность за своё здоровье, а не государство диктует ему, как лучше сделать, чтобы он прожил качественно, дольше и лучше.

— Какие задачи и проблемы сферы общественного здоровья, на ваш взгляд, получают пока недостаточно внимания со стороны государства или игроков данной сферы?

— Всё начинается с воспитания детей и подхода к их активности, вовлечения их в организацию своего досуга. Спорт — это лучший способ отвлечения детей от улиц. Родители, погружённые в добывание средств для своих семей, не уделяют им нужного внимания. Поэтому дети тратят свое время на гаджеты, на бесполезное сидение в социальных сетях. Миссия тех институтов, где ребенок находится, — удерживать интерес, активность детей. На мой взгляд, там очень невесело обстоят дела с уроками физкультуры. Мало школьных команд, школьных и университетских секций, редко проводятся состязания внутри районов и между учебными заведениями региона.

Ведь лучший способ завлечь — организовать соревновательный процесс. А если нет соревновательного процесса, то как можно показать пример? Ну, ходите на физкультуру… Но кто поймёт, зачем нужна эта физкультура? Модель других государств как раз показывает, что должен работать состязательный дух. Зрители это всё потом перенимают. Потом эти дети же, становясь взрослыми, передают новому поколению опыт того, как нужно распоряжаться своим свободным временем.

У нас пока всё очень корявое и нерабочее. Все государственные службы, задействованные в спорте, должны открыто работать с деятелями во всех социальных сетях, с заинтересованными тренерами. Просто дайте возможность общаться с вами.

Как спорт выживает в период карантина

— Как сказался на вашей работе год ограничений и самоизоляции? Каковы для вас приоритетные направления развития вашей организации?

Многоборье (1).jpg

Фото: ФФМ РО

— 2020-й практически полностью уничтожил наработки предыдущих лет. Никакого развития в связи с ограничительными мерами не получалось. Внутрирегиональной поддержки Федерации не было. У главного штаба (ФФМ) тоже ресурсов не было, потому что её коммерческая структура поддерживает (фонд Geraklion. — «Эксперт ЮГ»), и государство не спонсирует. Всем пришлось выживать в 2020 году. Был план максимально быстро найти территорию, площадь, где будет новый зал после открытия. Это тоже было очень нелегко. Арендодатели не заинтересованы в подобных объектах. Им проще сдавать помещения под точки быстрых продаж — продажу алкоголя, продуктов питания, чем иметь дело с арендатором, который будет заниматься спортом, да ещё и шумным спортом. Поэтому в 2021 году будем делать всё, чтобы это направление жило, и пытаться найти путь экономического роста.

Приоритетным для меня сейчас является сохранение того, что уже было создано. Во время карантина пришлось закрыть спортивный зал, на базе которого я начал развитие общественной организации функционального многоборья. Потом я заново его открыл, потратил на это ресурсы и силы. Непонятно, какой канал сейчас использовать для привлечения людей. Это очень непростая штука. Вроде бы и есть принадлежность к «семье», к системе государственного спорта, но там тебе не особо-то и рады. Ты должен самостоятельно искать путь — никто не подаст тебе руки.

Найти инвестора для развития Федерации функционального многоборья очень сложно. Поэтому пока мы на самообеспечении. Остаётся только мечтать об инвестициях. Нужно сделать так, чтобы этот спорт стал привлекательным для инвестора. Но в ближайшие месяцы и даже годы получать доход от этих инвестиций не представляется возможным. Сейчас идет «разведка боем» на территории, которую я взял в зону своей ответственности. И могу сказать, что есть положительные сигналы. Откуда-то помощь придёт. Пока это общественная работа, завязанная на самообеспечении и инициативности, использовании именно моих ресурсов.
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.