93 100 13

Погоня за «знаком качества»

618
5 минут

По данным «Руспродсоюза», официальные европейские знаки качества дают рост продаж производителям вплоть до 40-50%, что является заметным стимулом для соответствия установленным нормативам. В России уровень доверия к отечественному знаку составляет около 30%, что является хорошей базой для его дальнейшего развития.

Погоня за «знаком качества»

Поделиться

Автономная некоммерческая организация «Российская система качества» (Роскачество) в текущем году совместно с Минпромторгом России проведёт исследования молочной и мясной продукции, бакалеи, школьной формы, алкогольных напитков, антивирусов и др. Учреждённое два года назад АНО призвано проводить независимые исследования качества товаров (бесплатную добровольную сертификацию), представленных на полках российских магазинов и выдавать лучшим отечественным товарам российского «знака качества». Об этом «Эксперт Юг» беседует с директором «Руспродсоюза» (один из cоучредителей Роскачества) Денисом Флеровским.

- Что из себя представляет Роскачество, в чём его ценность для потребителей?

- Роскачество – единственная в России структура, которая уполномочена отбирать определённые товары и присваивать им премию «знак качества» - буква «К», заключённая в пятиугольник. За последние полтора года в сознании потребителей либо восстановлена старая советская символика этого достоинства, либо у более молодых людей она внедрена как новинка. Сегодня не менее 25-30 процентов россиян уже доверяют этому знаку. Основная наша задача – чтобы потребитель ассоциировал определённую маркированную продукцию, как товар повышенного качества. Это гарантия того, что она проверена в профессиональных лабораториях, не фальсифицирована, соответствует высоким экологическим и качественным требованиям. Наша задача – вложить в головы производителям и потребителям, что это знак имеет существенный вес, влияющий на продажи.

- Какова мировая практика использования подобной символики?

- К примеру, в Финляндии продукция, отмеченная соответствующим значком (лебедь в круге), гарантировано повышает уровень продаж на 40-50 процентов. В Австрии рейтинг доверия знаков «АМА»(знак «BIO» в круге) составляет не менее 40 процентов. В Латвии продажи продукции со знаком качества возрастают вдвое.

- В последнее время возникла идея введения опережающих стандартов качества продукции. Это будет касаться уже существующих товаров или тех, которые только пробивают себе дорогу на магазинные полки?

- Первое, что делает Роскачество после определения изучаемой категории товаров, это создаёт опережающие стандарты, включающие методики исследования и требования к тем товарам, которые могут претендовать на государственный «знак качества». В 2016 году был разработан 61 такой стандарт. Он устанавливает повышенные требования к качеству определённых продуктов. Зачем это нужно? У нас система не гармонизирована с европейской, и многие производители берут за основу именно европейские критерии. Мы считаем, что это позволит выводить продукцию на должный уровень качества. Сама совокупность тех факторов, которая позволяет качественным продуктам появляться на полках, позволяет принимать решение в комплексе проблем. Ибо иногда нерадивые производители в погоне за маржой пытаются принести в жертву качество.

- Неужели с качественными продуктами так плохо в стране?

- На территории России вполне достаточно производителей, выпускающих как раз качественные товары. Есть, к примеру, исследования Роскачества по мёду и куриному мясу. Их результаты показали, что остатков антибиотиков в конечном продукте нет. Но существует уже устойчивый миф, что куры просто напичканы антибиотиками, а в мёд добавляют сахар. Или миф о полифосфатах, которые якобы увеличивают вес мяса. О хлорсодержащих веществах, якобы курицу поливают раствором и прочее. Живучи оказались мифы о яйцах и сальмонелле, о «птичьем гриппе», АЧС и т.п. Не найдено также у нас и ГМО-продуктов, они в стране под запретом. Хотя маркетологи вовсю используют надпись «без ГМО» на своей продукции в качестве рекламной «фишки».

- На ваш взгляд, появление подобных мифов – это пример недобросовестной конкуренции?

- Отчасти да. Тут надо разбираться в каждом конкретном случае. Иногда сам потребитель, благодаря неким информационным вбросам, может формировать негативное отношение к определённому товару и ретранслировать его. К примеру, некоторые телевизионные передачи чуть ли не ежедневно рассказывают зрителям о негативном воздействии той или иной продукции на здоровье. Непонятно, откуда они черпают информацию. Это корректирует сознание потребителя против того или иного товара. Особенно, когда в кадре появляется некий «человек в белом халате». В подсознании граждан – это эксперт, и его мнение вполне авторитетно. Хотя это может быть просто проплаченной рекламой в интересах определённого производителя.

- На юге России в ряде регионов уже введены в обиход территориальные «знаки качества». Вроде «сделано на Дону» или «сделано на Кубани». Они могут быть аналогами федеральной качественной отметки или это просто ход региональных властей по поддержке своих производителей?

- Вопрос о том, как происходило введение этой практики. Если с поддержкой официальных властей, это вполне понятно. Но сейчас есть уполномоченный государственный орган – Роскачество, который даёт трезвую оценку той или иной продукции. Эта структура заключает соглашения с конкретным субъектом федерации по исследованию конкретной продукции. И если цели региональных властей совпадут с оценкой Роскачества, то сомнений в качестве товара вряд ли может возникнуть.

- Только ли продовольственные товары маркируются «знаком качества» или есть и другие виды продукции?

- Мы проверяем как продукты питания, так и одежду, пуховики, обувь, нижнее бельё, женские колготки, детская форма, постельное бельё, краски, бытовую технику, электронику, смартфоны и пр.

- Если производитель хочет маркироваться этим знаком, куда он должен обратиться?

- В дирекцию Роскачества в Москве. На официальном сайте структуры есть вся необходимая информация. Просто люди пока ещё плохо с ней знакомы и не знают, где искать.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1