
Поделиться
Согласно меморандуму на территории области появится кластер вертолетостроения с головным предприятием ОАО «Роствертол». В состав кластера также войдут летно-испытательный комплекс, два сборочных производства: вертолетов типа МИ-28, Ми-35 и Ми-26 и перспективного среднего вертолета; два центра: компетенции по производству композитных лопастей и поддержки эксплуатации вертолётной техники Минобороны. Также на базе кластера будет открыт филиал вертолетной академии, пояснил губернатор.
Идею создания вертолетного кластера под Батайском Василий Голубев озвучил в ходе встречи с Дмитрием Рогозиным в Таганроге в конце апреля этого года. Как отметил глава донского региона, согласно предварительным расчетам, кластер включит в себя пять новых заводов и три вспомогательных для обеспечения производства. «Кластер позволит как развивать существующее в Ростовской области вертолетостроение, так и создавать новые производства. У нас наработан большой опыт на «Роствертоле», который выступает центром развития этой территории», – пояснил Василий Голубев. Дмитрий Рогозин эту идею поддержал.
Комментируя ситуацию с поставками техники с Украины, Дмитрий Рогозин отметил, что местные власти ввели "режим умерщвления собственной промышленности". Поэтому на ростовских предприятиях также будут производиться агрегаты военного значения второго и третьего уровня кооперации, которые ранее изготавливались на Украине.
«Я дам поручение включить Ростовскую область в список регионов, по которым будет принято приоритетное решение о поддержке», - сказал Дмитрий Рогозин.
Согласно меморандуму на территории области появится кластер вертолетостроения с головным предприятием ОАО «Роствертол». В состав кластера также войдут летно-испытательный комплекс, два сборочных производства: вертолетов типа МИ-28, Ми-35 и Ми-26 и перспективного среднего вертолета; два центра: компетенции по производству композитных лопастей и поддержки эксплуатации вертолётной техники Минобороны. Также на базе кластера будет открыт филиал вертолетной академии, пояснил губернатор.
Ориентировочный объем инвестиций в создание кластера составит 20 млрд рублей, число новых рабочих мест – 10 тысяч, уточнил Василий Голубев.
Как отмечает научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов и ряд других экспертов, ключом к успеху амбициозного проекта должны стать квалифицированные кадры, подготовкой которых необходимо озаботиться уже сейчас. «В ДГТУ есть факультет «Авиастроение» и корпоративная кафедра, выпускающая специалистов для «Роствертола», однако при значительном расширении производства этого будет недостаточно, поэтому необходимо вкладывать средства в образование заранее»,— говорит Борисов.
ДГТУ готов стать одним из главных образовательных партнеров вертолетного кластера, говорит декан факультета Алексей Мищенко. Кафедра "Авиастроение", созданная совместно с "Роствертолом", отделилась от факультета "Транспорт, сервис и эксплуатация" ДГТУ и стала факультетом в середине прошлого года. Руководство вуза и крупнейшее вертолетостроительное предприятие России пошли на такой шаг из-за активного развития отрасли в области и на юге России. На новом факультете кроме кафедры "Авиастроение", готовящей специалистов по направлению "Общее машиностроение", вскоре появятся еще две: "Сервис и техническая эксплуатация летательных аппаратов" и "Эксплуатация и организация воздушного движения".
Предполагается, что уже в этом году набор студентов на различные направления факультета будет удвоен, и в дальнейшем также планируется поступательный рост подготовки специалистов. А с учетом того, что вертолетный кластер предполагает совершенно новый уровень производства, совсем иные требования могут быть предъявлены и для университета. «Такие направления подготовки специалистов как разработка авиационных конструкций, радиоэлектронного оборудования, двигателестроение пока для нас являются недоступными, но, при соответствующем уровне поддержки, их можно было бы организовать. Это был бы очень интересный вызов для ДГТУ, дело государственной важности»,- говорит Мищенко.
Сейчас, как сообщил Алексей Мищенко, ДГТУ и «Роствертол» ведут переговоры о создании совместного конструкторского бюро. «Это будет важнейшим начинанием не только для нас, но и для самого «Роствертола»,- пояснил Мищенко. -Дело в том, что на заводе никогда не было собственной разработки, все необходимую проектную документацию они получали со стороны. Теперь же, когда «Роствертол» станет базовым предприятием крупного вертолетостроительного кластера, это направление также будет востребовано. Кроме того, это отличная возможность для студентов реализовать свои идеи под руководством опытных специалистов с действующего производства».
По словам Мищенко, одной из самых перспективных разработок, которой будет заниматься конструкторское бюро, станет создание собственного беспилотника для нужд гражданской авиации и МЧС. «Сейчас Россия экспортирует беспилотники, которые применяются для мониторинга окружающей среды, фото- и видеосъемки местности, геодезии и т.д. Ранее в нашей стране предпринимались попытки разработать собственный беспилотник, однако все проекты были признаны не отвечающими современным требованиям, и аппараты стали закупаться в Израиле»,- отмечает Мищенко. Конструкторское бюро создается не на пустом месте: у студентов ДГТУ есть не только общее видение конструкции беспилотника, но и отдельные инновационные решения, которые могут быть применены в производстве – в частности, несущие винты с закрылками на концах, которые, предположительно, будут иметь значительно большую подъемную силу.