
Поделиться
Далее Петров пишет, что рейтинг социально-политической устойчивости фонда «Петербургская политика» как относил, так и относит республику к регионам со слабой устойчивостью. Из всех ее соседей хуже только в Дагестане. Занимающая, согласно институту «Центр развития» ВШЭ, первое место по доле федеральных трансфертов в доходах бюджета (88,7%) республика является одним из лидеров по объему задолженности (ее долг составляет 108% от годового дохода) и аутсайдером по уровню инновационного развития.
На предпоследнее место по инновационности ставит Ингушетию и рейтинг Ассоциации инновационных регионов России. В первую десятку с конца республика попала в рейтинге социально-экономического положения Минрегионразвития. «В начале года в Ингушетии в очередной раз сменился вице-премьер по вопросам социально-экономического развития, что никак не свидетельствует о большом благополучии»,- указывает Петров. По его мнению, со времен ухода Руслана Аушева Ингушетии не очень везет на глав. Шесть из 22 лет самостоятельного существования республики ее возглавляет Евкуров, сравнявшийся, таким образом, по длительности работы со своим предшественником Муратом Зязиковым.
Петров напоминает, что Юнус-Бек Евкуров был сначала назначен врио главы республики президентом Д. Медведевым в 2008 году, пройдя впоследствии процедуру утверждения парламентом, а потом переназначен в прошлом году уже президентом В. Путиным, хотя тогда были собраны подписи практически половины избирателей Ингушетии за проведение прямых выборов главы, то есть фактически за смену Евкурова.
«На посту главы республики Евкуров оказался на удивление не воинственным, хотя не очень политически умелым и по-солдатски прямолинейным. Он быстро умудрился настроить против себя многие силы в местной элите и во многом общественное мнение. В 2009 году он пережил серьезное покушение, оправившись после которого, произвел радикальные перестановки в правительстве, ставшие его фирменным стилем и демонстрирующие отсутствие стабильного элитного консенсуса»,- пишет профессор «Вышки». По его мнению, перед республикой сейчас, как и шесть лет назад, когда Евкуров пришел к власти, остро стоит традиционный букет кавказских проблем: экономическая отсталость региона, высокая – под 40% – безработица (согласно официальной статистике, она, находившаяся на уровне 50% все годы правления Евкурова, вдруг заметно – на 10 пунктов – снизилась в 2013 году) среди граждан, коррупция и семейственность в элитах, что в небольшой по размерам республике особенно очевидно; зашкаливающие масштабы нецелевого расходования бюджетных средств»,- указывает Николай Петров.
При этом Петров признает, что Евкуров с этим борется. Например, в мае по его распоряжению началась кампания против кумовства на госслужбе. В министерствах, ведомствах и мэриях республики было выявлено почти 300 сотрудников, имеющих родственные связи с начальством. Более 50 из них пришлось уволиться. На их места будут трудоустроены безработные из числа недавних выпускников вузов.
«Проблема в том, что все это создает большие напряжения в элитах, а граждане позитивных результатов не ощущают. Люди по-прежнему идут «в лес», сражаются добровольцы-ингуши и на Украине», -отмечает эксперт.
Также к существенным негативным моментам работы Евкурова политолог относит и коррупционные скандалы, в которых замешаны многочисленные родственники самого главы республики, например его братья Ахмед и Юсуп, связанные с нанесшей значительный вред бюджету сделкой по завышенной цене административных зданий в Назрани, «подаренными» за помощь в получении поста министра квартирами и пр. Еще один брат главы, Увайс, согласно публикациям, причастен к теневым схемам Ингушнефтегазпрома, как и племянник Евкурова Ахмед Шовхалов.
«Соответствует ли весьма благостная ситуация в плане социально-экономической динамики, которую рисуют власти Ингушетии, действительности, и если да, то почему она, как и прикладываемые Ю.-Б. Евкуровым усилия в отношении переговоров с боевиками и их родственниками, не приводит к стабилизации ситуации в республике?»- задается вопросом Николай Петров.