Реконструкция стиля, или эксперимент продолжается

482
2 минуты

В Таганроге состоялось открытие выставки «После графа». Авторами, чьи работы были экспонированы, стали ученики известного художника и преподавателя рисунка и живописи Леонида Стуканова.

Реконструкция стиля, или эксперимент продолжается

Поделиться

Известный таганрогский художник Леонид Александрович Стуканов (1947-1998) – бесспорная веха в живописи не только Таганрога, но и, пожалуй, целого поколения художников, чьи имена сегодня знают не только в России, но и за рубежом. Вместе с художниками Авдеем Тер-Оганьяном, Юрием Шабельниковым, Валерием Кошляковым, Александром Кисляковым, поэтом Мирославом Немировым, музыкантом Сергеем Тимофеевым и многими другими он входил в товарищество «Искусство или смерть», основанное в сентябре 1988 года, одну из самых ярких художественных арт-групп перестроечных лет. Его имя объединило современных художников и сегодня.

25 февраля в Таганроге в выставочном зале союза художников состоялось открытие выставки «После графа». Авторами, чьи работы были экспонированы, стали ученики известного таганрогского художника и преподавателя рисунка и живописи школы им. С. Блонской Леонида Стуканова. Работы Юрия Шабельникова, Натальи Дурицкой, Надежды Швец, Владислава Протопопова (1961—2015), Василия Слепченко (1960—1991), Вадима Кривошеева, Юрия Акопянца, Владимира Вельтмана, Алексея Яковлева явились не только реконструкцией стиля мастера, но и продолжением эксперимента в живописи.

Если история человечества – это история событий, то история искусства – это история ценностей, и выставка «учитель-ученики» призвана еще раз это доказать. Однако в данном случае мы имеем дело не совсем с учениками как последователями. Многие присутствующие на открытии, даже не являясь учениками Леонида Стуканова, «графа», как называли его знакомые и друзья, отметили, что мастер скорее вдохновлял, подсказывал, направлял, нежели поучал и наставлял. Ценность творчества как эстетический идеал, без которого нет художника, получила развитие гораздо больше, чем следование определенному стилю. Хотя и стилистическое разнообразие как метод поиска нужных слов для самовыражения был основным принципом Стуканова.

Можно ли говорить о школе Стуканова? Скорее, да. Причем это школа идей, свободы и абсолютного растворения в живописи. Искусство или смерть, смерть автора. Организаторам пришлось собрать работы из разных уголков мира, т.к. Юрий Шабельников живет в Москве, Надежда Швец работает в Харькове, а некоторые работы таганрогских и ростовских художников были предоставлены их родственниками и коллекционерами.

Леониду Стуканову в феврале 2017 г. исполнилось бы 70 лет, его преподавательский гений позволил жить его идеям не только на собственных полотнах, некоторые из которых для сегодняшнего зрителя не доступны по причине утраты, но и на полотнах учеников. Все авторы разные. Однако, будь это концептуализм, модернистские декорации к спектаклям, легкая акварель, лиричная графика или любимые графом экспрессивные пейзажи и натюрморты в каждой из работ есть мистическое начало, загадка, приглашающая зрителя к сотворчеству. И еще одно объединяющее начало – культ мастера, безграничное уважение в нем художника и несомненное доверие преподавателю.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1