61 63

Сохранить цивилизованный рынок: как украинский кризис отразился на ростовском книгоиздательстве

1809
4 минуты

Текущий кризис негативно отразился на бизнесе ростовского издательства «Феникс». Маржинальность бизнеса снизилась, а расходы на производство выросли в среднем на 30-40%

Сохранить цивилизованный рынок: как украинский кризис отразился на ростовском книгоиздательстве

Пресс-конференция о проблемах книгоиздания в Ростовской области //Фото: «Феникс»
Поделиться
Одно из ведущих российских изданий «Феникс», находящееся в Ростове-на-Дону, настраивается на импортозамещение. В компании отмечают, что нынешний кризис будет масштабнее и тяжелее по последствиям, чем предыдущие сложные 2014 и 2020 годы.

Среди основных проблем, издательство столкнулось с нехваткой импортного сырья и оборудования, с отказом в сотрудничестве от зарубежных авторов, с нехваткой «дешевых» денег для пополнения оборотных средств. Также прервались старые связи с украинскими типографиями. Результатом влияния этих факторов стал рост стоимости производства книги в среднем на 30-40%, а в некоторых случаях и на 100%. В итоге маржинальность бизнеса компании снизилась, а сейчас она переориентируется в поиске комплектующих на азиатские рынки.

В целом с момента начала СВО на Украине и введения санкций против России, отечественная промышленность испытывает ряд трудностей и пытается «перезагрузиться». Читайте также интервью с владельцами бизнеса о ситуации в промышленности. 

Проблемы ростовского издательства в 2022 году

Компания «Феникс» успешно преодолела кризис 2020 года, сохранив персонал и основную аудиторию, а также нарастив объемы продаж через интернет, рассказала в ходе открытой конференции на площадке «Интерфакс Юг», директор издательства «Феникс» Олеся Фартушная. В 2022 году планировалось, что рост выручки издательства составит 25%. Однако, СВО на территории Украины внесла свои коррективы.

«Одна из самых основных [проблем]: мы достаточно большой объем литературы печатали на Украине. В один день мы потеряли машину, она до нас просто не доехала, с товаром, очень много заказанной продукции осталось на наших типографиях в Харькове. У нас ушло примерно две недели на то, чтобы перераспределить наши заказы на те типографии, с которыми мы сотрудничали до этого. У нас все, на мой взгляд, получилось, хотя две недели для издательства — приличный срок», — рассказала Олеся Фартушная.

Новые проблемы наложились на уже существующие: в прошлом году стоимость бумаги выросла на 30%, что отразилось на стоимости конечной продукции. Основными поставщиками сырья для российских типографий до момента начала СВО были Финляндия и Швеция. Однако, в рамках санкций, поставки бумаги и других необходимых материалов приостановлены.

Как рассказала во время конференции владелец типографии «Медиа-Полис» (ключевой партнер издательства «Феникс») Светлана Сахно, у компании на момент начала кризиса были существенные запасы сырья, рассчитанные на период около шести месяцев. Однако, стоимость производства на отдельные виды продукции выросла в 2022 году до 50%.

«Материалы, в зависимости от качества, подорожали на 30-50%. А некоторые материалы, когда закончатся запасы на складах, пропадут вовсе. Это меняет отделку книг», — говорит Сахно.

Удорожание услуг типографий повлекло рост стоимости продукции. Это стало самой больной проблемой для «Феникса», а главное — не всегда очевидно из-за чего стоимость растет. 

«Например, отменили пошлину на бумагу, но я не заметила снижения цен», — пояснила глава издательства Олеся Фартушная.

Одновременно, с вышеперечисленными проблемами, появились и чисто политические. Например, некоторые зарубежные авторы, (в их числе Стивен Кинг) отказываются от сотрудничества с отечественными изданиями. Однако, как отметил главный редактор «Феникс»а Алексей Боровиков, процент отказов в издательском портфеле компании незначительный.

«Сейчас много говорят о судьбе зарубежных авторов и прав на издание их книг в России. Безусловно, существует процент авторов, которые не готовы сотрудничать с Россией. Но повальных отказов от переизданий пока нет», — заявил Боровиков.

Последствия кризиса для издательств и типографий

Как отразится текущая ситуация на прибыли издания, пока сказать сложно, говорит Олеся Фартушная.

«Сейчас мы снижаем маржинальность, но не знаем сколько сможем это делать. Главная задача сегодня — удержать читателя», — пояснила директор издательства.

Как отметил Алексей Боровиков, издательство планирует расширять издательский портфель. Сегодня особым спросом у читателей пользуются жанры ромком и фэнтези. С авторами, работающими в этих жанрах, расширяется сотрудничество. Так, например, в 2022 году «Феникс» заключил контракт с Ником Пирумовым, о чем ранее подробно писал «Эксперт Юг».

Как пояснила Светлана Сахно, для отечественных типографий кризисный момент мог бы дать дополнительные возможности. Спикер пояснила, что в ближайшие пять лет в стране появятся импортозамещающие технологии. Однако, из-за нехватки доступных кредитов и производственных площадей развиваться будет сложно.

«Типография сегодня загружена. Мы могли бы расшириться и загрузить новые площади. Но для этого нужны денежные вливания. Дешевые кредиты очень помогли бы», — говорит Светлана Сахно. Также, по ее словам, проблемой является отсутствие подходящих производственных помещений в городе.

Напомним, ранее «Эксперт Юг» публиковал интервью с заместителем директора по маркетингу издательства «Феникс» Ольгой Домрачевой.
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1