92 100 13

Слабости стратегической ставки: что не учла команда ростовского сити-менеджера

4357
13 минут

Программа развития донской столицы до 2035 года, предложенная командой Алексея Логвиненко в «Сколково», имеет сомнительные перспективы реализации, считают эксперты

Слабости стратегической ставки: что не учла команда ростовского сити-менеджера

Фото: Денис Демков
Поделиться
Глава Ростова-на-Дону, пройдя обучение в школе управленцев по программе ВЭБ.РФ и «СКОЛКОВО», защитил стратегическую ставку развития донской столицы до 2035 года. Амбициозный проект ростовских властей вызвал немало вопросов у тех, кто не понаслышке знаком со спецификой города. Как в Ростове будет развиваться транспортная система? Сохранятся ли в городе зеленые зоны? Каковы риски застройки левого берега Дона? Эти и другие вопросы поднимают опрошенные нами эксперты. Мы собрали мнения архитекторов, общественных активистов, специалистов по IT-технологиям, социологов, чтобы понять, каков потенциал реализации стратегической ставки развития.

Артемий Зайцев, координатор сообщества «Урбанистика»: «Презентация Логвиненко – всего лишь заявление о намерениях».

Артемий Зайцев.jpg
Поделиться


«Презентация Логвиненко в школе Сколково — это всего лишь заявление о намерениях, — говорит координатор сообщества «Урбанистика» Артемий Зайцев. — Картинки взяты из различных проектов, которые нарисовали застройщики. Относиться к этому серьезно нельзя. Когда Логвиненко сменит другой чиновник, начнется тоже самое.

По словам Зайцева, ростовских урбанистов особенно беспокоит сокращение зеленых зон в городе, которых «и так не хватает по нормативам». Застройщики не скрывают, что мечтают застроить все рощи и парки, чтоб дороже продать «эко-жилье». «Мы не видим, чтобы кто-нибудь высаживал леса и парки. В частности, нас беспокоит очередная вырубка рощ на Левом берегу, — говорит Зайцев. — Строительство на затапливаемых территориях, осудили многие архитекторы, мы предполагаем, что строительство – это банальное продолжение застройки зеленых территорий. У нас нет ответственного человека, который бы составлял градостроительные документы и требовал их исполнения».

В 2018 году был принят новый генеральный план, но на сегодня огромное количество территорий предназначенных для создания рабочих мест уже отдано под жилую застройку, говорит Зайцев.
«Застройщики просто приносят в администрацию свои проекты, и администрация их утверждает без учета мнения архитекторов. Так потихоньку, шаг за шагом, мы уходим от генерального плана без всякой логики», — говорит Зайцев.

Роман Забродин, исполнительный директор «РНДСОФТ»: «Чтобы достигать поставленных целей, цифровая трансформация должна идти рука об руку с трансформацией системы управления».
Р. Забродин.jpg
Поделиться


«Заявлена задача сделать экономику «умной», при этом цифровизация (цифровые сервисы) городской среды и системы управления, должны появиться только на третьем этапе в 2030 году. Как это понимать?», — недоумевает исполнительный директор «РНДСОФТ» Роман Забродин.

«Касаясь городских сервисов, в Ростове-на-Дону еще в 2014 году до принятия МинЖКХ стандарта «Умного города» был запущен ряд цифровых сервисов «Активный ростовчанин», «Благоустройство города», «Паспорт застроек города» и другие. Они позиционировались как инструменты управления инфраструктурой города. И в первые годы так и было. Инициативы оперативно рассматривались, сообщения граждан по городским проблемам отрабатывались в течение 10 дней. И это в 2014 году! Администрация города имела полную статистику участия граждан и работы муниципальных служащих по обработке сообщений граждан.

Но что мы видим сейчас? Контроль потерян, на каком этапе множество не отработанных инициатив в сервисе, не понятно. Сообщения в сервисе «Благоустройство города» обрабатываются некачественно. Статистика и накопленные за годы данные не используются в управленческих решениях.

«Палочкой выручалочкой» стал запуск федеральной «Платформы обратной связи» (ПОС) частично дублирующей функционал сервиса «Благоустройство города». При этом муниципалитет стал чистым исполнителем, он не видит всю статистику, он не может влиять и развивать платформу.

В презентации упоминается модель частно-государственного партнерства. Так еще до внедрения ПОС разработчиками существующих городских сервисов предлагалось бесплатно модернизировать их. На это никто не откликнулся. На текущий момент технологии в их основе устарели, из-за этого, например, перестали работать мобильные приложения. Были попытки реанимировать тему, но они растворились в административной рутине.

В процессе модернизации новые бизнес-процессы должны оцифровываться, то есть, чтобы достигать поставленных целей, цифровая трансформация должна идти рука об руку с трансформацией системы управления.

Поэтому в целом структура и реализация заявленной программы вызывает пока больше вопросов. И важно помнить: федеральные институты, предоставляющие доступ к своим платформам, никогда не работают безвозмездно. Городу такие дары могут обойтись в разы дороже, а будут они не всегда эффективнее. В целом нужны эффективные цифровые каналы взаимодействия», — говорит Роман Забродин.

Геннадий Крольман, краевед, координатор движения «МойФасад»: «Есть ощущение, что плана по развитию Ростова у администрации нет».

Г. Крольман.jpg
Поделиться


«Программа настораживает. Уже с самых первых слайдов — по ним в Ростове ради застройки собираются уничтожить еще две рощи. Одна — на восток от стадиона. По спутниковым снимкам там целый лес. На его месте хотят жилой микрорайон. Вторая — возле Ворошиловского моста. Сейчас это единственное место на левом берегу, где можно посидеть в тени деревьев, а не жариться на сковороде из плитки в новом парке. С парком ДГТУ тоже проблемы — судя по рендерам, его часть тоже собираются застроить.

По презентации есть ощущение, что плана по развитию Ростова у администрации просто нет. Создание сети скоростного трамвая запланировано на 2030 год. Но в городе в час пик уже огромные пробки. Когда закончат строительство новых жилых комплексов в районе Ленина, Нансена и пары бывших заводов, Нагибина станет намертво. Так и с другими вопросами.

«Восстановление исторического центра» начнут в 2025 году. Почему оно стоит только во втором этапе программы, непонятно. Неужели продление набережной важнее? Туристы едут в Ростов не только ради прогулок у Дона. Они едут сюда за красивыми домами, атмосферой старого города и вкусной едой. Проблем у центра с каждым годом все больше — те же аварийные дома и постоянные сносы. Но о их решении не сказано ничего. И это пугает еще больше. Ибо то, что отличает Ростов от других городов России и то, что привлекает к нам огромное число людей, мы можем легко потерять».

Александр Дятлов, социолог, завкафедры экономической социологии и регионального управления ИСИР ЮФУ: «Менеджеризм не должен подменять менеджмент».

А. Дятлов.jpg
Поделиться


«Представлено красиво, но что по сути? Предлагается программа, имеющая два подраздела. Первое — развитие наукоемких технологий и информационной среды. Второе — территория перспективного развития. Вопрос, возникший у меня как у горожанина: представлялась ли программа, заявленная в «Сколково» жителям Ростова, проводились ли общественные слушания, интересовалась ли команда сити-менеджера, что в первую очередь волнует ростовчан? Если мы говорим о становлении основ гражданского общества в городском социуме, то подобные проекты должны проходить через общественную палату и обсуждение с народными активистами.

По поводу первого направления программы. Цифровизация – это здорово. Однако существующие «сервисы обратной связи» не в полной мере отвечают запросам горожан. Цифровизация не всегда способствует повышению уровня сервиса и производительности. Кроме того, о преимуществах высокотехнологичного общества мы часто говорим, забывая о старшем поколении и его способности адаптироваться к новым условиям. Развитие же научных центров в ВУЗах возможно только при наличии у них соответствующих ресурсов. В данный момент на вопрос о том в какой мере городская администрация способна обеспечить ими ВУЗы ответить сложно. Хотя такие взаимоотношения на договорной основе возможны.

По второму направлению стратегической ставки могу сказать следующее. В городе большие проблемы с транспортной логистикой. Но в программе, кроме общих слов о транспортной системе практически нет информации. Транспортное кольцо вокруг Ростова, презентованное как часть проекта, нужно для того, чтобы объехать вокруг города. А вот о том, как комфортно проехать к нему из центра донской столицы, что на легковом транспорте, что на общественном, пока конкретики не чувствуется. Обойдена стороной и очевидная проблема – отсутствие достаточного и доступного парковочного пространства в городе.

Стоило бы осветить и системное решение социальных вопросов – в первую очередь существенные проблемы с медицинским обслуживанием. К сожалению, то, что заявляют о положении в этой сфере власти и реальное состояние дел – разные вещи. При наличии медицинского университета в городе дефицит кадров, что порождает в том числе и социальную напряженность.

Никто не спорит о том, что городу нужно новое жилье. Но необходимо строить своевременно и объекты социальной инфраструктуры. В данный момент, мы наблюдаем ситуацию, когда на крупный микрорайон Левенцовки одна поликлиника, откуда уходят врачи из-за большой нагрузки и огромный дефицит школ.

Новое строительство городу необходимо. Но строить ценой сокращения зеленых зон в центре города – плохая идея. Мы живем в степной зоне, площадки для строительства организовать возможно.

Прежде чем разрабатывать аналогичные программы, следует проводить специализированную социологическую экспертизу, чтобы понимать, что обеспечит удобство и качество жизни горожанам. Нужно понимать, какие городские проблемы в первую очередь волнуют ростовчан.

Менеджеризм (имитация управленческой деятельности) не должен доминировать в сити-менеджменте. Сторонники менеджеризма извращают сущность процесса, создают своеобразный «культ менеджеров», провозглашая последних носителями единственной творческой силы, которая приводит в движение человеческие ресурсы и призывают к исследованию человеческих отношений, для того чтобы создать атмосферу «делового партнерства» между горожанами и властью.

Мне кажется, одна из главных проблем в том, что городами управляют варяги. Им чужд ценностный набор, отражающий городскую специфику. К сожалению, и многие вещи, которые составляют культурный код Ростова, утрачиваются. Должны быть определены скрепы, которые цементировали бы городское общество, смягчали социальное расслоение и вели совместно горожан и власть по пути развития донской столицы.

Сергей Трухачев, директор «НПО"ЮРГЦ"» (Южный градостроительный центр): «Проекты застройки зоны «Ковша» — бомба замедленного действия для всего Ростова».

С. Трухачев.jpg
Поделиться


Легко планировать на 15 лет вперед, особенно такие категории, как валовый городской продукт. Тем не менее, планировать надо. И прежде всего то, что относится к пространственной структуре города. Решения, предусмотренные сегодня, смогут стать актуальными через множество лет.
В части социально-экономического развития в проекте заложено множество идей и показателей, реализация которых относится скорее к зоне ответственности федеральных властей или бизнеса. От муниципалитета здесь мало что зависит.

Заявленный лозунг про «качественную среду, способствующую самореализации горожанина», вступает в резкий диссонанс с действительностью, где городскую среду формируют тридцатиэтажные «сундуки» с множеством пивных и аптек на первых этажах. Какого-либо изменения тенденции уродующего город высотного строительства не наблюдается. Надеюсь, что в своей программе сити-менеджер предложил какие-то механизмы изменения ситуации, которые остались «за кадром». Ведь говорить о комфортной среде в условиях преобладающего сегодня в Ростове высотного жилья просто смешно.

Так что в этой части, скорее, надо говорить о разном понимании целей – высотки будут построены, в этом нет сомнения, но приведёт ли это к созданию комфортной среды – нет, и еще раз нет.
Отдельно остановлюсь на проекте застройки левого берега небоскребами на месте «Ковша» (промзона в районе залива «Ковш» на левом берегу Дона) и зеленой зоны перед ним. Эти проекты в случае реализации станут бомбой замедленного действия для всего Ростова, поскольку экологические последствия такого массового строительства с учетом гидрологического режима поймы Дона просто непредсказуемы. И платить за это придется нам и нашим детям и внукам, в то время как люди, «снявшие пенки» с этого «чуда» градостроительной мысли, будут нежиться на средиземноморском солнышке.

Транспортный раздел проекта радует отсутствием метрополитена, благо недавно всем городам миллионникам на эту тему в Правительстве дали официальный отказ на весь период жизни нынешнего поколения.

Вместе с тем, опубликованные материалы не позволяют судить о какой-либо внятной альтернативе, тем более, что проекты в этой сфере на суд общественности в Ростове не выносились. Развитие рельсового транспорта действительно хорошая идея, но городу прежде всего нужна смена модели транспортного поведения населения, которое надо заставить пересесть с машины на трамвай и другие виды общественного транспорта, а для этого нужно и широкое обсуждение и работа с горожанами – длительная, продуманная и планомерная. Тогда эта политика принесет свои плоды, а в противном случае мы получим оплаченную средствами ВЭБа вторую версию транспортной реформы 2018 года, принятую горожанами в штыки.

Реализации стратегии может препятствовать множество обстоятельств. Прежде всего, общая экономическая и политическая ситуация в стране, ситуация на внешних рынках – Ростов как город приграничный и торговый всегда будет зависеть от этого фактора. Впрочем, все это внешняя для города ситуация, которая в современных реалиях всегда будет меняться, и происходить эти изменения будут довольно часто. Вопрос только в том, насколько город и его управляющая система будут готовы к таким вызовам времени. И здесь важно обратить внимание на кадровый вопрос — сохранение и развитие того профессионального и научного потенциала, которым обладаем. А отсутствие профессионализма в выработке управленческих решений и их реализации способны загубить и эту, и множество других программ.

Елена Ищенко, член Ассоциации консультантов по экономике, эксперт по маркетингу территорий: «Проблема доверия – вот центральный вопрос, ключевой вызов».

Е. Ищенко.jpg
Поделиться

«Цифровая экономика опирается не на денежный капитал, а на человеческий, считает член Ассоциации консультантов по экономике, эксперт по маркетингу территорий Елена Ищенко. — Вопрос: сможет ли Ростов использовать свой человеческий капитал?»

По ее словам, модернизация — это в значительной степени изменение ценностей и поведенческих установок людей.

«Прошедший год обучил нас цифровизации, причем, самым жестким образом. Инновации ведь всегда проходят под принуждением, их никто не любит. Для бизнеса инновации – это угроза потери части капитала, смены еще не отслужившего оборудования. Для общества инновации – угроза нестабильности. А для потребителя – смена привычных шаблонов поведения на новые, что требует усилий для адаптации. У администрации города, судя по всему, есть план восстановления и развития экономики города, и это качественный документ с постановками серьезных задач и по цифровизации, и по ключевой роли вузов, и по запуску «строительного» мультипликатора. Но этого недостаточно. Проблема доверия — вот центральный вопрос, ключевой вызов. Для того чтобы люди доверяли друг другу, важно, чтобы кто-то гарантировал, что обмана не будет, что обязательства будут выполнены», — говорит Елена Ищенко.

Алексей Логвиненко, сити-менеджер Ростова-на-Дону: «Все продукты, которые мы в «Сколково» прорабатываем, — это продукты, которые сегодня имеют реальную перспективу реализации».
Алексей Логвиненко.jpg
Поделиться

Стоит отметить, что в интервью телеканалу «Дон24», Алексей Логвиненко повторил основные пункты программы ставки развития города до 2035 года.

«Мы для себя сегодня понимаем, что нужно иметь четкую программу стратегического социально-экономического развития города. Стратегическая ставка развития города Ростова-на-Дону – развитие как центра наукоемких технологий. Для этого у нас есть 18 высших учебных заведений. Четыре ВУЗа имеют статус международных. Мы понимаем, что крупные промышленные центры развиваются, развивается цифровизация, появляется продукция с искусственным интеллектом. Но мы должны создавать условия, чтобы люди после окончания университетов могли создавать новые продукты. Наша задача – дать студентам раскрыться и создать то будущее, за счет которого существует весь мир. Основная ставка – на нашу молодежь, новое поколение, на наших студентов».

Говоря о программе «Сколково», сити-менеджер пояснил, что стратегическая ставка развития – это итоговый результат, продукт, полученный в результате обучения.

«Основная задача разработать такой проект, который даст экономический прорыв в городе. Который позволит городу развиваться. И самое главное: этот продукт не должен остаться на бумаге. Сегодня институт развития Внешэкономбанка готов финансировать данный продукт, и готов нам помочь найти инвесторов. Мы имеем возможность смотреть и слушать мэров других городов, мэров иностранных городов, профессоров экономики. Мы видим, как города развиваются. Как они проходили этот путь. Как не повторить их ошибки».

Логвиненко также подчеркнул серьезность программы:

«Все продукты, которые мы в «Сколково» прорабатываем, — это продукты, которые сегодня имеют реальную перспективу реализации. Часть из них уже на стадии проектирования, частичное финансирование подтверждено. Главное – это правильно упаковать, и найти стратегического финансового партнера, инвестора, для привлечения инвестиций в город, чтобы нагрузка ложилась не только на городской бюджет».


0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1