92 100 13

Социальный бизнес пригласили записаться на господдержку

6644
5 минут

Термин «социальное предпринимательство» ввели в федеральный закон. Но бизнесмены и представители НКО, с которыми пообщался «Эксперт ЮГ», ждут, когда к нему добавятся налоговые льготы.

Социальный бизнес пригласили записаться на господдержку

Поделиться

До конца 2020 года в России будет создан реестр субъектов малого и среднего бизнеса, зарегистрированных как социальные предприниматели, рассказал депутат Госдумы от «Единой России» Зариф Байгускаров. Реестр позволит вести учёт господдержки, которая оказывается социальным предпринимателям.

Понятия «социальный предприниматель» и «социальное предприятие» закрепили в федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в поправках, которые были подписаны президентом 26 июля 2019 года. Социальными предпринимателями теперь считаются те, кто работает в секторе традиционных социальных услуг (образование, культура, здравоохранение и т.д.), трудоустраивает уязвимые категории населения (не менее 50% сотрудников) и обслуживает их. Список видов предприятий, которые могут получить такой статус, достаточно широк — это предприятия, которые занимаются рядом социально значимых услуг для детей, образованием, обучением волонтёров и НКО, выпуском печатной продукции, связанной с образованием и культурой, производством медицинского оборудования и т.д. Предприниматели, которые уже работали в социальной сфере, долго ждали закрепления своего статуса. Без него они находились в рыночных условиях наравне с обычным бизнесом, тогда как социальная ниша не даёт традиционных экономических выгод. Социальные предприниматели рассчитывают на господдержку, которая могла бы дать толчок к развитию социальной частной инициативы.

По словам директора Агентства социальной информации Елены Тополевой-Солдуновой, введение социального предпринимательства в федеральный закон о МСБ легализует этот термин, который давно используют в социальной сфере, но до сих пор трактуют по-разному. «Чтобы можно было системно поддерживать социальное предпринимательство, необходимо договориться об основных понятиях и законодательных рамках», — поясняет эксперт. Но предупреждает, что само понятие нуждается ещё и прозрачной системе поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне. «К сожалению, у нас есть негативный опыт закрепления статуса социально ориентированного НКО в качестве исполнителя общественно полезных услуг, который должен был ввести некоммерческие организации на рынок социальных услуг наравне с государством, — говорит Елена Тополева-Солдунова. — Но этого не произошло, так как НКО, во-первых, тяжело получить этот статус, во-вторых, регионы не стремятся помогать таким организациям. С учётом этого опыта социальному предпринимательству нужна федеральная поддержка».

«Теперь социальные предприниматели и само государство получили понятную категорию, так как до принятия закона определение социального предпринимательства было расплывчатым, — согласна региональный представитель фонда “Наше будущее” Ирина Гусева. Это даёт предпринимателям надежду, что государство начнёт оказывать им поддержку. Сейчас социальные предприниматели конкурируют на равных с обычными предпринимателями, хотя это всегда низкомаржинальный бизнес. Поэтому им нужна помощь извне, чтобы сохранить социальную составляющую — решение или смягчение социальных проблем. Это могут быть сниженные проценты по займам, льготные условия для аренды муниципального имущества, обучение».

«Четкое определение на законодательном уровне статуса социального предпринимательства назрело уже давно, — говорит Мария Христолюбова, заместитель начальника управления по работе с клиентами малого и среднего бизнеса ПАО КБ «Центр-инвест». — На сегодняшний день доля социальных предпринимателей очень мала, поэтому преференции данному кластеру помогут привлечь внимание бизнеса к социальным задачам в регионе. Быть просто предпринимателем, не решая социальных задач, неправильно, это устаревший шаблон понимания предпринимательства. Новое поколение должно быть ориентировано не только на получение прибыли, но и на решение социальных задач. Банк поддерживает социальное предпринимательство с 2015 года. Для популяризации этой деятельности мы ежегодно вручаем премию за лучшие публикации в СМИ о социальных предпринимателях, предоставляем льготные кредиты предпринимателям в области здравоохранения, культуры, образования, экологии».

По словам директора инклюзивного Монтессори-центра «Счастливый ребёнок» в Кабардино-Балкарии (занимается детьми с особенностями развития по специальным методикам) Татьяны Боловой, социальные предприниматели несут больше издержек и при этом работают в малооплачиваемой нише, что ставит их в положение выживания, а не развития. «Это социальный, но всё же частный бизнес, поэтому родители ждут от подобных проектов высокого качества услуг. Мы сами инвестируем и в оборудование, и в специалистов. При этом мы не можем поднимать цены из-за уровня региональных зарплат, — говорит г-жа Болова. — А налоговая нагрузка у нас такая же, как и у классического бизнеса — 43 процента выручки уходит на те или иные налоги. Поэтому ключевой поддержкой для социальных предпринимателей должны стать налоговые льготы. Без них мы не развиваемся, а удерживаемся на плаву».

Генеральный директор Русского концертного агентства Дмитрий Гринченко на конференции в Ростове-на-Дону заявил, что по новому закону бизнес, который инвестирует в государственные учреждения культуры суммы до 20 млн рублей, получит налоговый вычет.

«Классический» бизнес не идёт в те сферы, которые занимают социальные предприниматели. Зачастую такие проекты создаются на основе опыта работы в благотворительности и некоммерческой деятельности для того, чтобы выдерживать качество социальных проектов. «Речи о прибыли здесь не идёт, — говорит Татьяна Римская, открывшая центр для помощи детям с ДЦП в Ростове-на-Дону. — Это трудные и новые для России ниши, требующие постоянного дорогого обучения. Всё, что мы получаем за занятия, мы тратим на развитие центра и обучение, и нуждаемся в поддержке хотя бы льготными арендными ставками». При этом мотивация у Татьяны предпринимательская: собственный бизнес позволяет строить ту систему поддержки для детей, которую предприниматель считает правильной, и не оглядываться на государство и благотворительность.

Появление социального предпринимательства в российском законодательстве также может позволить развиваться традиционным формам благотворительности — фондам. «Если закон заработает, и будет разработана поддержка для таких предпринимателей, это может стать толчком для развития коммерческого направления внутри самой благотворительности. К примеру, наш фонд бесплатно помогает нуждающимся, но чтобы развивать социальное предпринимательство, нам не хватает юридической и экономической поддержки. Важно, чтобы закон помогал не только существующим предприятиям, но и тем, кто может зай­ти в эту отрасль с опытом социальных проектов», — считает заместитель исполнительного директора еврейского благотворительного фонда «Семейный центр» Татьяна Резник.

Сейчас же компаниям, которые соответствуют установленным критериям социального предприятия, необходимо позаботиться о том, чтобы попасть в реестр таких предприятий. Составляется реестр на основе сведений, предоставленных региональными уполномоченными органами исполнительной власти до 5 июля очередного года. Попадание в такой список предусматривает возможность адресной господдержки для предприятий, включённых в единый реестр.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1