93 100 13

Трамвай завяжет Краснодар в транспортный узел по концессии

ЭКСПЕРТ ЮГ №2 2022
6177
7 минут

Кубанская столица готовится реализовать первый за свою историю масштабный проект по развитию транспортной сети в рамках концессии сразу с двумя госкорпорациями. Развитие трамвая в Краснодаре сегодня – единственный способ связать город воедино и избавить его от пробок, уверены эксперты

Трамвай завяжет Краснодар в транспортный узел по концессии

ЭКСПЕРТ ЮГ №2 2022
6177
7 минут

Кубанская столица готовится реализовать первый за свою историю масштабный проект по развитию транспортной сети в рамках концессии сразу с двумя госкорпорациями. Развитие трамвая в Краснодаре сегодня – единственный способ связать город воедино и избавить его от пробок, уверены эксперты

Трамвай завяжет Краснодар в транспортный узел по концессии

//Фото: zrkuban.ru.
Поделиться

В Краснодаре, население которого, по данным местной статистики, превысило 1 млн человек в 2018 году, решили развивать трамвай в качестве основного скоростного транспорта. Как объявили на этой неделе власти, две новые трамвайные ветки в Краснодаре будут строиться в рамках двух трёхсторонних концессионных соглашений. Их участниками станут администрация региона, мэрия города и две госкорпорации. Первое соглашение будет заключено с ВЭБ.РФ, второе – с ДОМ.РФ. Для обеспечения новых линий потребуется 65 трамваев, их закупка тоже будет включена в концессионные соглашения. Начало реализации обоих проектов намечено на середину 2024 года. Процесс строительства займет 1,5–2 года, несколько дней назад сообщил директор городского транспорта и дорожного хозяйства Владимир Архипов. Соглашения планируется подписать в марте 2022 года.

К концессии пока нет бизнеса, но власти могут привлечь МУП

Реализовать концессионные соглашения планируется при поддержке администрации Краснодарского края, с привлечением льготных механизмов финансирования «ДОМ.РФ» и «ВЭБ.РФ». Первый институт развития будет использовать механизм инфраструктурных облигаций, второй – кредитование. Конкурс по выбору будущего участника концессии пройдет в марте 2022 года. По словам Владимира Архипова, «ДОМ.РФ» и «ВЭБ.РФ» будут выступать кредиторами и концессионерами, не исключен вариант с передачей им для эксплуатации частей новых трамвайных линий.

Развитие городского трамвая в рамках концессии — не новая для Юга тема. Так, в прошлом году в Таганроге заключено соглашение о модернизации трамвайного хозяйства между местной администрацией, ВЭБ.РФ и группой «Синара» (ООО «Синара-ГТР»). В Краснодаре исполнитель концессии пока не определен. «В трехсторонних соглашениях ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ финансируют проекты, региональная власть выступает гарантом исполнения обязательств, мэрия города – заказчиком, – поясняет модель взаимоотношений гендиректор ООО «Мастер» Вячеслав Пышко. – Через месяц будет объявлен конкурс, в результате которого будет выбран концессионер. Учитывая масштаб и профиль проекта, то соглашение может быть заключено сроком на 30 лет.

Проект Магистраль.jpg

Поделиться

Проект "Магистраль" мэрия презентовала в апреле 2021 года//Фото: скриншот презентации проекта с официального сайта мэрии Краснодара.

Власти пока не объявили участника концессии со стороны бизнеса. Но вариантов не так уж и много.

«Скорее всего, это будет МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» (МУП «КТТТУ»), – предполагает кандидат экономических наук, эксперт в экономике и управлении Евгений Змиев. – Да, форма собственности у предприятия муниципальная, но по уставу оно может заниматься коммерческой деятельностью, извлекать прибыль».

Эксперт уверен, что другого варианта нет. Трамвайные пути должны быть в управлении одного собственника. Это вполне логично с исторической точки зрения. Собственником всей трамвайной сети города ведь является именно МУП «КТТУ».

«Трамвай самый востребованный транспорт в Краснодаре. В 2021 году в среднем в час трамвай перевозил 68 пассажиров. В то время как троллейбус — 34, а автобус — 38, — сообщил директор МУП «КТТУ» Александр Грачев. — После реализации проектов трамвайная сеть увеличится со 128 км до 199, а пассажиропоток вырастет с 74 млн человек до 100 млн.

Ветки протянут в спальные районы

Проект развития трамвайной сети Краснодара был разработан еще принятии Генплана города до 2040 года. Городу он был презентован в качестве проекта «Магистраль» в апреле 2021 года. Именно в рамках его развиваются трамвайные пути Краснодара. Программа предусматривает строительство новых трамвайных линий в растущие микрорайоны: в Музыкальный, Восточно-Кругликовский и Гидростроителей, в Плодородный, Немецкую деревню и район Западного Обхода. 

В прошлом году мэрия Краснодара за счет городского бюджета уже начала строительство одной ветки протяженностью 2,5 км по улице Московской — от ул. Солнечной до Петра Метальникова. Завершить работы планируется в текущем году. Новый участок предусматривает пять остановок. Также, предусмотрено строительство тяговой подстанции в диаметре существующего разворотного кольца Стоимость проекта составляет около 2 млрд рублей.

Одно из направлений будет реализовано через соглашение с ДОМ.РФ. В ценах 2022 года стоимость проекта составит 20 млрд руб. В совокупности это 35 км новых трамвайных путей. Также планируется построить 14 км автомобильных дорог.

Гидрострой.jpg

Поделиться

Скриншот презентации проекта развития трамвайной сети "Магистраль"//Фото: krd.ru/ 

Работы будут разбиты на два этапа. На первом – ветку протянут в спальный микрорайон Гидростроителей: от ул. Трамвайной по ул. им. Мачуги, далее по ул. Автолюбителей, по ул. им. Невкипелого с разворотным кольцом в районе дома № 160/6 по ул. Бородинской. Запланировано шесть посадочных площадок и разворотное кольцо.

В рамках проекта автомобильную дорогу расширят до 4-х полос. По оценке мэрии, стоимость проектно-изыскательских работ на этой ветке составит 250 млн рублей, строительно-монтажных работ – 2,5 млрд рублей. Перед началом работ необходимо изъять в муниципальную собственность 41 земельный участок. Пассажиропоток этой ветки оценивается в 6,8 млн человек в год.

На втором этапе трамвайную линию планируется продлить в сторону Восточного обхода, от ул. 40 лет Победы до Багряной. Предполагается и строительство трамвайного депо.

Второе концессионное соглашение мэрия планирует заключить с госкорпорацией ВЭБ.РФ. Здесь также планируется построить 35 км трамвайных путей, еще 3 км автомобильных дорог, два подземных перехода и два путепровода, один тоннель. Общая стоимость проекта оценивается в 13,5 млрд руб.

На первом этапе линия пойдет от Западного трамвайного депо: от Красных Партизан вдоль Западного обхода с выходом на Немецкую деревню.

Ветка Немецкая деревня.jpg

Поделиться

Скриншот презентации проекта развития трамвайной сети "Магистраль"//Фото: zrkuban.ru.

На втором этапе трамвайную линию через поселок Северный продлят до «Баскет Холла». Оттуда трамваи будут возвращаться на ул. Московскую. Пассажиропоток – этой ветки составит 5 млн человек в год.

Общественная экспертиза не привлечена

Эксперты и общественники в целом положительно оценили новости о предстоящем строительстве двух трамвайных веток, но высказали ряд замечаний.

«Трамвайная ветка в микрорайон Гидростроителей необходима, чтобы разгрузить пробки в этой части города, — уверен урбанист, активист и участник движения «Городские решения» Мирослав Валькович. – Но пока никто не объяснил, почему в качестве второго приоритета выбрана ветка в Немецкую деревню».

По мнению собеседника, при дефиците ресурсов в городе чиновники неправильно расставили приоритеты. Западный обход лучше разгрузить другим способом: расширить дорогу, организовать контролируемую выделенную полосу и троллейбус с автономным ходом. Эксперт опасается, что работы растянутся «лет на восемь», «смета наверняка раздуется», образуется дефицит стройматериалов (именно по этой причине ветку по ул. Московской не сдали в декабре 2021 года, как планировалось ранее).

Г-н Валькович добавляет, что «смета строительства наверняка раздуется» и «необходимо организовать производство рельсов и шпал в Краснодарском крае». Этот проект должен обогащать местный бизнес.

Председатель общественного движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук согласна, что необходимо отказаться от строительства ветки в Немецкую деревню в пользу ветки в пос. Российский: «Плотность населения в этом районе выше», – поясняет собеседница.

Впрочем, с точки зрения потенциала и экономического эффекта решение о строительстве в Немецкую деревню выглядит предпочтительнее, считает сооснователь архитектурно-дизайнерского бюро CG Garnet Артем Слюсаревский.

EMIsCZhXUAQHeJ8.jpg
Поделиться

"Город спорта" станет одной из основных точек притяжения в Краснодаре//Фото: "Твиттер".

«Северная часть города сейчас отрезана от существующей трамвайной сети, – говорит он. – Если воспринимать ветку на Немецкую деревню как возможность ее последующей связки с общественным ядром («Экспоград Юг», спортивный кластер «Город спорта» («Баскет-холл», Дворец водных видов спорта, Ледовый дворец, СК «Чемпион»), ТЦ «Красная площадь», анонсированный мэрией «Парк достижений», то такое решение обосновано: район предполагает создание множества точек притяжения и проведение мероприятий».

Архитектор также отметил, что при деликатном подходе к проектированию можно улучшить качество городской среды. Например, интегрируя элементы озеленения. «Трамвайные линии исторически формируют идентичность нашего города,  новые проекты позитивно скажутся  на его развитии, – уверен г-н Слюсаревский. 

«Рельсовый транспорт – единственный способ решить проблему пробок в Краснодаре, которые образовались при непродуманной застройке города. Исторически трамваи в кубанской столице, в отличие от того же Ростова-на-Дону передвигаются по выделенным полосам, – уверена председатель движения «Помоги городу» Елена Шувалова. – При этом власти неплохо было бы провести консультации с горожанами. У нас есть сообщества с экспертизой».

Собеседница добавляет, что это один из первых крупных проектов концессии в Краснодаре, если не считать соглашения с Сергеем Галицким о реконструкции «Авроры». Но это, по ее словам, больше, меценатство, чем концессия.

О возможном строительстве новых трамвайных веток в рамках концессионных соглашений на вопрос «Эксперта ЮГ» летом прошлого года отвечал экс-мэр кубанской столицы Евгений Первышов.

Ранее «Эксперт ЮГ» рассказывал, что тотальная реконструкция ростовской трамвайной сети с участием частного инвестора создаст предпосылки для его реновации.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1