93 100 13

Третий сектор ищет профессионализма и независимости

1220
7 минут

Третий сектор ищет профессионализма и независимости

1220
7 минут
Третий сектор ищет профессионализма и независимости

Поделиться

Антон Маслаков

Бизнес и региональная власть нуждаются в некоммерческих организациях для эффективной работы в социальной сфере. Понимание этого приходит на фоне растущего стремления представителей некоммерческого сектора к финансовой независимости.


В Ростове-на-Дону подведены итоги второго года реализации проекта «Социальные инвестиции юга России», организованного журналом «Эксперт ЮГ». Соорганизатором проекта в 2015 году стал Ростовский ресурсный центр, партнёрами выступили КБ «Центр-инвест», компании «Филип Моррис Кубань», «Вымпелком», «Амвэй», концерн «Росатом», агрохолдинг «Кубань», коммуникационный партнёр — АГТ-Юг.


На конкурс «Лучшие социальные проекты юга России – 2015» было подано 87 заявок в десяти номинациях. Особенностью этого года стало появление двух новых номинаций – «Социальное предпринимательство» и «Корпоративные социальные программы». Самыми популярными в уходящем году стали номинации «Корпоративные социальные программы», «Развитие городской среды и сервисов», «Помощь социально незащищённым слоям населения» и «Поддержка культуры» — по каждой из них было подано более десяти заявок. Количество участников в этих номинациях соответствует уровню внимания к данной проблематике со стороны некоммерческих организаций – наиболее интересные и оригинальные проекты, связанные с решением актуальных проблем региона, на сегодняшний день создаются именно в этих сферах. Всего на конкурс подали заявки 75 организаций юга России.


Место для шага вперёд

«Основным эффектом реализации проекта в 2014 году стало то, что медиа, бизнес, власть и НКО вообще друг друга увидели, — считает главный редактор журнала “Эксперт Юг” Владимир Козлов. — Многие из представителей сектора хорошо знают свой сегмент, но не видят тех, кто занимаются подобными проблемами на другом полюсе. У нашего проекта две задачи – помочь увидеть, что представляет собой сфера социальных инвестиций на юге России, и создать формат, который позволяет обсуждать реальный проблемы этой сферы». И если по итогам первого года реализации медиапроекта сформировалось понимание существующей потребности в диалоге, то второй год обозначил точки соприкосновения заинтересованных сторон, в одинаковой мере нуждающихся в партнёрстве.


«Такая площадка – это возможность поделиться лучшими практиками, определить точки роста и области для развития и, что крайне важно, это пример необходимости социального признания. В этом уникальность проекта, который, к тому же даёт консолидированный срез инициатив, реализуемых на юге России, — считает представитель по связям с общественностью ОАО “Филип Моррис Кубань” Татьяна Алишевич. — Как представитель крупного бизнеса, я бы отметила необходимость подобных открытых дискуссионных площадок, которых в последние годы появляется всё больше и которые позволяют объединять единомышленников и выводить разговор на качественно новый уровень. Здесь всё в конечном итоге сводится к возможности диалога, необходимого для успешности проектов».


«Мы нуждаемся в некоммерческом секторе прежде всего для реализации системных проектов, — отметил заместитель директора по управлению персоналом Ростовской АЭС Михаил Рябышев. — Мы отлично понимаем важность социальной работы и готовы работать в этой сфере, но для успешности в этой области нам необходимы профессионалы».


Также бизнес в последние годы приходит к пониманию того, что социально ориентированные проекты являются инвестициями в том числе в собственное будущее. Репрезентативным в этом смысле является проект «Агроклассы», ставший лауреатом конкурса «Лучшие социальные проекты юга России 2015» в номинации «Корпоративные социальные проекты». «Проект создан в целях профориентации школьников для работы в аграрном секторе и связан с проблемой обеспечения профессиональными кадрами, с которой столкнулась наша компания», — заявила начальник сектора подбора и развития персонала агорохолдинга «Кубань» Татьяна Калиуш. Чтобы обеспечить себя кадрами на будущее, компания открыла профориентационные классы в 13 школах Краснодарского края, но столкнулась с тем, что далеко не все участники проекта осознают необходимость взаимодействия с бизнесом в сфере образования. «С нами готовы работать директора школ и главы районов, но когда мы спускаемся на ступень ниже, на уровень преподавателей, мы встречаем непонимание и нежелание работать на результат. Причём речь идёт о молодых педагогах. Для них важно просто поставить галочку, перерезать ленточку, отчитаться по формальным показателям», — отметила г-жа Калиуш. В этих условиях профессионализм и ориентированность на достижение конкретных результатов являются ключевыми преимуществами некоммерческих организаций, готовых к работе с бизнес-структурами.


На пути к партнёрству

Со своей стороны, некоммерческие организации приходят к пониманию, что в складывающихся экономических условиях недостаточно опираться на сложившееся взаимодействие с региональными и местными администрациями. Сами представители региональной власти заявляют о том, что они заинтересованы в развитии проектов, стремящихся к самоокупаемости и реализуемых на принципах социального предпринимательства. «Некоммерческие организации могли бы предоставлять услуги, в которых нуждаются лица с дополнительными потребностями, — считает начальник отдела по работе с некоммерческими организациями и взаимодействию с экспертным сообществом управления социально-политических коммуникаций правительства Ростовской области Алексей Сухов. — Это был бы и благотворительный подход, и возможность оплачивать труд своих сотрудников. В этом смысле мы стремимся помочь некоммерческим организациям увидеть себя в определённом социальном заказе, и эта система будет применяться и в ближайшем будущем. Она позволит чётко обозначить взаимоотношения между нами как уполномоченным органом и получателями этой государственной поддержки».


Эффективность НКО становится одним из главных вопросов, поскольку и власть, и бизнес всё в большей степени заинтересованы в достижении конкретных результатов. С аналогичным требованием по отношению к некоммерческим организациям выступают и представители СМИ, готовые к сотрудничеству с третьим сектором, но зачастую не обнаруживающие в анонсируемых социальных акциях и программах предметного содержания. «Нам нужно, чтобы некоммерческие организации умели правильно формулировать задачи, которые они перед собой ставят, и умели донести своё видение, — считает директор медиа-центра “МедиаС” Людмила Бородина. — Необходимо, чтобы некоммерческие организации ясно представляли результат своей деятельности, чтобы они понимали, что будет с реализуемыми ими проектами, например, через пять лет».


В условиях дефицита профессионалов НКО также вынуждены искать решение этой проблемы у своих партнёров. «Бизнес может дать многое не только с финансовой точки зрения, — отмечает руководитель направления по работе с приёмными семьями благотворительного детского фонда “Виктория” Галина Юдина. — Любой проект необходимо продумать, просчитать, взвесить риски. Важно на этапе старта ясно представлять себе источники финансирования своего благополучателя. В этом тоже может помочь бизнес. Но всё-таки некоммерческая организация – это руки, ноги и голова любого проекта».


В то же время навязываемые НКО критерии эффективности не всегда могут быть адекватны внутренним задачам проектов, конечной целью которых является повышение качества жизни, а не экономия бюджетных средств или максимизация прибыли. Необходимость вырабатывать собственные критерии эффективности и модели сотрудничества, которые в дальнейшем возможно предъявлять власти и бизнесу, начинает осознаваться и самими представителями некоммерческого сектора. «Степень полезности должны определять сами НКО, иначе в конечном итоге эту специальную “полезность” посчитают за них другие, внешние по отношению к ним организации. Необходимо ввести критерии оценки, которые могло бы выставлять само сообщество», — заявила в связи с этим руководитель молодёжного общественного объединения «Поколение LEX» Светлана Пахомова.


Больше не просители

Взаимодействие некоммерческих организаций, власти и бизнеса требует от представителей третьего сектора готовности отвечать внешним запросам – будь то соответствие требованиям корпоративным ценностям компаний или приоритетным направлениям региональной политики в социальной сфере. Позиция власти и ограниченность запросов со стороны бизнеса явились стимулами для развития социального бизнеса. Этот формат осуществления проектов начинает занимать всё больше места в поле социальных инвестиций. Стремление осуществлять свою деятельность на регулярной основе независимо от внешних источников финансирования уже привело к формированию особого пласта социальных проектов. «Среди нас начинается консолидация. Пока она не носит глобальный характер, но она уже идёт, и это очень радует, — отметила в своём выступлении руководитель интерактивного музея наук “Лабораториум” Екатерина Беляк. — С другой стороны, мы постоянно сталкиваемся с проблемами информационной и организационной поддержки. Так что нам приходится постоянно искать партнёров, которые способны оказать подобную помощь».


Ещё одной набирающей популярность альтернативой при решении социальных проблем становятся сообщества с горизонтальной организацией, не имеющие правового статуса некоммерческой организации, но вовлекающие участников в решение конкретных проблем. «Крупные корпорации работают в социальной сфере системно – и спасибо им за это. Но возможны и точечные проекты, которые не требуют формализации и, по сути, являются кружками по интересам, – говорит директор филиала инвестиционной компании “БКС Премьер” в Ростове-на-Дону, один из организаторов проекта “Беги, Ростов, беги” Руслан Хисматуллин. – Люди, которые собираются по интересам, влияют на своё микроокружение и среду вокруг». Во многом появление городских сообществ является реакцией горожан на вакуум в социальной сфере, который постепенно начинает заполняться их собственными усилиями. Судя по тенденции, некоммерческий сектор больше не устраивает роль бедного родственника. И это хорошая новость для власти и бизнеса.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1