Удовольствие от процессов — промежуточный итог цифровизации бизнеса на Юге

400
6 минут
Удовольствие от процессов — промежуточный итог цифровизации бизнеса на Юге

//фото с сайта www.crpp.ru

Бизнес обращается к цифровым технологиям, желая увеличить рентабельность и продажи, но получает пока только лучшую управляемость команды — таковы результаты опроса, проведённого Аналитическим центром «Эксперт ЮГ».

Цифровизация сегодня — вызов для всех компаний малого и среднего бизнеса. В отличие от крупных предприятий, у МСБ есть ряд специфических проблем, трудности с преодолением которых тормозят переход в новое измерение. Прежде всего, это сложности с наличием ресурсов, компетенций и кадров.

На сегодняшний день главным практическим результатом цифровизации для бизнеса является более эффективное управление процессами и командой. Это логично: главный вызов, с которым сталкиваются как сами руководители бизнеса, так и те, кто внедряет цифровые решения, — систематизация всех внутренних процессов, которая и позволяет бизнесу добиваться поставленной цели. На второй позиции по значимости практического результата — более эффективное продвижение продукции и услуг. А затевалась цифровизация в большинстве случаев для увеличения продаж. Этого эффекта большинство компаний рассчитывает добиться в перспективе.    

Ориентироваться в этих темах нам помогли результаты исследования «Диджитализация бизнеса юга России», посвящённого изучению степени проникновения цифровых технологий в бизнес компаний региона, а также оценке потенциала развития этой сферы. Аналитический центр «Эксперт ЮГ» работал над проектом с ноября 2018 по май 2019 года. Общие задачи исследования состояли в том, чтобы узнать, в какой мере автоматизированы бизнес-процессы в компаниях, какие задачи в сфере развития цифровизации бизнес считает приоритетными, какой потенциал дальнейшей цифровизации он видит.

Всего в анкетировании и опросах приняло участие 75 респондентов (небольшая часть из них — на условиях анонимности). Они представляли компании со всего юга России. При этом около 70% из них ведут дела в Ростовской области и Краснодарском крае. Подавляющее большинство (81,3%) указали, что относятся к категории микро- и малого бизнеса, 5,3% — к среднему бизнесу, 13,3% — к крупному. Отраслевая принадлежность довольно разнообразна: связь и ИТ (16%), консалтинг, аудит, экспертиза (16%), розничная и оптовая торговля (13,3%) — это самые крупные группы. Меньшие доли занимают туризм и санаторно-курортный бизнес (8%), ТЭК (8%), инжиниринг, автоматизация, проектирование (8%), а также банки, АПК, образование, машиностроение, ЖКХ. Вопросы анкеты исследования были разбиты на несколько блоков, связанных с оценкой глубины проникновения цифровых технологий в бизнес, а также с оценкой кадрового потенциала и экономики цифровизации. Полученные результаты исследования, а также мероприятия «Эксперта ЮГ», которые проводились в течение года, позволили собрать данные о проблемах и ожиданиях от цифровизации МСБ. 

Главные «дефициты» —  инвестиции, компетенции, кадры

Исходя из данных нашего исследования, характерные препятствия на пути цифровизации МСБ — это дефицит инвестиций (53,3%, голосование допускало выбор нескольких вариантов ответа), компетенций в работе с новыми технологиями (34,6%) и кадров необходимого уровня (26,6%).

Эти ответы не раскрывают всей широты проблемы, считает генеральный директор ООО «Илонсофт» (занимается разработкой программного обеспечения) Трофим Жугастров. По его словам, бизнес сегодня недостаточно компетентен, чтобы нанять соответствующие кадры, необходимые для цифровизации, и понять перспективы этого процесса. «Прежде чем переходить к цифровизации, надо сначала понять внутреннюю систематизацию компании. Её можно сделать самому или же привлечь консультантов. Но если собственник сам не может свои процессы оптимитизировать, то дальше никуда не денешься», — отмечает г-н Жугастров. Как только процесс систематиазции завершён, дальше, по мнению Трофима Жугастрова, следует применять уже готовые инструменты, которые решают «80–90% всех задач».

Дефицит инвестиций связан с тем, что не каждый представитель МСБ может понять, когда отобьются вложенные деньги, считает гендиректор ИТ-компании «Амбрелла» Станислав Мешков. По его словам, цифровизация — это всегда увеличение нематериальных активов, но для мелкого бизнеса это не совсем актуально, и каждый его представитель сначала задаёт себе вопрос «а какой у меня рост?». Если возврат инвестиций неочевиден, то никакая цифровизация не начинается.

Между тем, именно цифровизация помогает обосновать инвестиции в процессы, которые действительно делают предприятие более успешным. По утверждению Трофима Жугастрова, анализ определённых показателей в бизнесе (для малого бизнеса это может быть 5–10 показателей) помогает прогнозировать риски и вовремя получать сигнал о том, что пора что-то предпринимать. При этом он приводит данные, согласно которым бюджет отдельных компаний, выделяемый на цифровизацию, «составляет 5–20% от ежегодного оборота». Согласно данным нашего исследования, таких компаний меньшинство (график 1). Большинство же компаний (45%) тратит на цифровизацию до 2% выручки, а 17,3% компаний — от 3–5% и 5–10%. 

40-01.jpg

Кадровая проблема зачастую сводится к банальной нехватке средств на хороших специалистов. По словам HR-консультанта Виктории Светицкой, выходом может стать доучивание «своих» сотрудников до компетенций определённого уровня, но очень часто работодатель не готов даже к этому.

Ожидание прибыли и реальность эффективного управления

На первый план для бизнеса сегодня выходит более эффективное управление процессами и командой (график 2) Этот ответ на вопрос о главном практическом результате от цифровизации выбрало большинство респондентов. Многие представители МСБ ещё и указывают на более эффективное продвижение продукции и услуг, а также увеличение продаж.

Процесс управления компанией после внедрения цифровых решений действительно становится эффективней, но его преимущества успевают оценить далеко не все сотрудники, считает владелец типографии «Идея Принт» Владимир Стариков. Во-первых, если раньше один однотипный процесс выполняло шесть человек, то теперь с этим может справиться и один. Во-вторых, многие сотрудники просто уходят, так как считают, что за ними установлен тотальный контроль.

40-02.jpg

Для многих менеджеров это действительно проблема, соглашается Трофим Жугастров. При этом те, кто остаётся, вполне удовлетворены, так как результат их работы теперь наглядней представлен руководству, что позволяет во многих случаях автоматически рассчитывать на премии.  

В перспективе же компании, занимаясь диджитализацией, в качестве основного результата видят увеличение продаж (37% опрошенных).

40-03.jpg

Это несколько расходится с главным практическим результатом, который представители МСБ ставят на первый план (более эффективное управление командой и продвижение продукции), что говорит о начальной стадии цифровизации бизнеса в большинстве компаний. Как замечает соучредитель компании «Ростагросервис» Олег Ной, малый бизнес всё время находится в процессе тестирования различных идей, так как сам бизнес меняется и не стоит на месте. Чтобы решить главную задачу — увеличение продаж, — необходимо каждый раз выстраивать более эффективное управление бизнес-процессами, организовывать сбор и анализ данных.

Причина изменений — стремление к росту рентабельности

Большинство компаний в качестве основного мотива для занятия цифровизацией считают возможность увеличить рентабельность (57%) (график 4). Таким образом, если применить тезис от обратного, то базовая причина цифровых изменений для МСБ — сокращение рентабельности на традиционных рынках. Этот вывод, кстати, перекликается с данными по деловой активности в секторе МСБ (индекс RSBI), которую ежеквартально замеряют «Опора России», Промсвязьбанк и агентства Magram Market Research. Деловая активность бизнеса снижается со 2 полугодия 2018 года, а перспективы малых предпринимателей в 2019 году оцениваются как «умеренно негативные» из-за повышения НДС в прошлом году до 20%, ускорения инфляции и падения реальных доходов населения.

40-04.jpg

По данным аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в прошлом году в России было открыто более 290 тысяч предприятий, а прекратили свою деятельность свыше 600 тысяч компаний. Число закрывшихся за год предприятий превысило число открывшихся в 2,14 раза.

Как видно из графика, ещё 56% опрошенных считают, что мотивирует заниматься цифровизацией возможность на новом уровне управлять процессами и командой. 51% рассматривают цифровизацию как способ предложить клиенту новое качество продукта или услуги.Пока же специфические проблемы МСБ влекут за собой последствия в виде нежелания подрядчиков работать с этим сектором, в то время как МСБ сегодня в количественном отношении составляет 95% всех компаний России, поэтому работы предстоит много. Сейчас МСБ находится в ситуации, когда он «цифровизирует себя сам», стараясь просто не проиграть в конкурентной борьбе. 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...