Президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин считает развитие мощностей по перевалке вкладом в реализацию нацпроекта "Экспорт продукции АПК".//Фото с сайта банковской группы
К 2024 году, согласно нацпроекту «Экспорт продукции АПК», вывоз масла должен увеличиться втрое — до 9 млн тонн. «Производители и трейдеры готовы кратно наращивать поставки масла в ближайшие годы, — говорит исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. — Без новых мощностей мы не сможем выполнить задачу по увеличению экспорта».
Детали совместного проекта «Эфко» (бенефициары Валерий Кустов, Евгений Ляшенко и Владислав Романцев) и банка ВТБ стороны не раскрывают. Разные эксперты оценивают стоимость строительства новых терминалов в 35–40 млрд рублей. Весной 2019 года Ляшенко анонсировал проект по возведению в Тамани зерновых терминалов мощностью 20 млн тонн за 10 млрд рублей. Потом компания снизила планку до 6 млн тонн зерна и 3 млн тонн масла. Теперь на смену пришёл проект с ВТБ. Речь идёт о строительстве мощностей по хранению и перевалке 12,5 млн тонн зерна (25% нынешних объёмов экспорта России) и 3 млн тонн масла (почти 100% экспорта).Сейчас масло в стране грузят в мелководных портах Ростова-на-Дону, Астрахани, Владивостока и Ейска. Но дело в том, что в Индию, Китай, Иран, Саудовскую Аравию выгодно продавать масло крупным оптом: 40–55 тысяч тонн. Для этого используют большегрузные корабли, которые могут заходить лишь в глубоководные порты. Лидерам экспорта масла, таким, как «Астон» или «Юг Руси», приходится перегружать продукцию со своих малотоннажных судов в большегрузы прямо в море. Это удорожает перевалку.
Глубоководные маслоналивные терминалы есть лишь у «Эфко» в Тамани и у лидера рынка соевого масла и шрота — ГК «Содружество» на Балтике. Через них идёт до 60% российского экспорта. Но «Содружество» в основном использует погрузочные мощности для своей продукции. С 2018 года два причала были выделены под погрузку масла в принадлежащем теперь ВТБ Новороссийском морском торговом порту (НМТП). «Там погрузка идёт в основном с колёс, железнодорожные пути перегружены из-за множества вывозимых из порта видов грузов, экспортёры часто попросту не успевают загрузить крупнотоннажные суда», — говорит ведущий эксперт ИКАР Даниил Хотько.
«Через Новороссийск грузить неудобно. Тебе дают час на погрузку из-за длинной очереди нефтеналивных грузов, а если не успел — состав потом стоит в тупике», — поделился с «Экспертом ЮГ» один из экспортёров масла. Так что и будущие мощности «Эфко» могут стать наиболее адекватным способом перевалки. «Но это только в том случае, если построят железнодорожную ветку от ближайшей станции до морского терминала “Тамань”, — говорит г-н Хотько. — Сейчас масло и зерно довозят автотранспортом, что увеличивает расходы на перевалку до десяти долларов за тонну».
Порт Тамани доступен для захода судов грузоподъёмностью свыше 60 тысяч тонн. Был открыт в 2006 году. Здесь есть девять причалов, пять из которых использует созданный «Эфко» «Морской терминал “Тамань”» (МТТ).
«Туда пока не едут из-за отсутствия железнодорожного подхода. Без него только удвоение мощностей перевалки масла не позволит переориентировать экспортёров с рейдовой перевалки на Чёрном море на глубокий берег в Тамани», — уверен Михаил Мальцев. Руководство «Эфко» уже несколько лет обращается в Минтранс и РЖД, уговаривая проложить железную дорогу. Но РЖД были заняты строительством подходов к Керченскому мосту, от которых теперь осталось дотянуть ветку до порта. В прошлом году «РМП-Тамань» заявила, что в капитал порта войдут РЖД, чтобы вложиться в строительство подъездного к терминалам пути. Но в РЖД пока не комментируют эту тему.
Если ветку проведут, перевалка в Тамани может стать выгоднее, чем в Новороссийске. Ключевые глубоководные мощности по перевалке зерна и масла окажутся в руках двух компаний. ВТБ с 2018 года уже консолидировал глубоководные терминалы, через которые проходит большая часть зернового экспорта. На терминале МТТ доминирует «Эфко», переваливая пальмовое масло, шрот, патоку и мелассу, масло. Около 300–400 тысяч тонн переваливают «Артис-агро экспорт» и Липецкий маслоэкстракционный завод. «Нам здесь некомфортно, потому что стоимость перевалки выше, чем в Новороссийске — 20 долларов за тонну вместо 15. — рассказала “Эксперту ЮГ” Ольга Михайленко, руководитель департамента масличных культур “Артис-агро экспорта” (входит в топ-5 экспортёров масла). — Ёмкости единовременного хранения по маслу они увеличили до 140 тысяч тонн, но всё равно они заняты в основном их сырьём. Поэтому мы в мае 2020 года, наверное, уйдём снова в Новороссийск».
«Эфко», помимо железной дороги, предстоит построить волнорезы, как в НМТП, которые снижают давление воды на судно во вермя штормов. «Без этого порт очень опасен. Сейчас крупнотоннажное судно стоит из-за большой волны, на чём мы потеряем почти всю прибыль, ожидаемую от этой партии», — говорит г-жа Михайленко. Волнорезы должен построить порт, но в УК «РМП-Тамань» говорят, что средства на это государство пока не выделило.