94 101 13

Средние компании забывают о росте

3760
7 минут

Средний бизнес юга России вступил в очень непростой период. Ещё в 2013 году доходы средних компаний в традиционных для них нишах — торговле, АПК, транспорте — показали почти нулевой рост. А с началом нового кризиса сегмент МСБ испытывает всё более жёсткое конкурентное давление со стороны крупного регионального и федерального бизнеса

Средние компании забывают о росте

Поделиться
В этом году наше регулярное исследование среднего бизнеса впервые охватывает все 13 субъектов юга России (ЮФО и СКФО). В базе, которую мы обозревали, первоначально было 1424 юридических лица — это и есть средний бизнес Юга. Из них в рэнкинг мы включили только 50 самых динамичных (см. таблицу), но обсчёты вели по полному кругу предприятий (см. методологию). Несмотря на то, что на Северный Кавказ приходится всего примерно 22% совокупной выручки участников нынешнего рэнкинга, было бы не вполне верно выносить этот регион за скобки, тем более что в региональном разрезе почётное третье место в исследовании досталось Ставропольскому краю.

Основной результат исследования среднего бизнеса юга России по итогам 2013 года неутешителен: выручка компаний этого сегмента увеличилась всего на 4,2%, что граничит со статпогрешностью. В частности, средний бизнес ЮФО в 2013 году вырос на 5,1%, а в СКФО динамика и вовсе оказалась на уровне 0,8%. Для сравнения, исследование средних компаний ЮФО по результатам 2011 года зафиксировало рост выручки на 40%, а по итогам 2012 года — 20%: снижение выглядело тревожно, но двузначные темпы по-прежнему впечатляли. Теперь же мы видим, что средний бизнес Юга погрузился в стагнацию ещё до анонсированного правительством начала нового кризиса, в отличие от крупного бизнеса ЮФО, который в 2012–13 годы сохранял опережающую динамику роста выручки — она превышала 16%.

Удручающие итоги

Самая безотрадная картина сложилась в тех отраслях, которые всегда были «родными» для среднего бизнеса. В частности, совокупные доходы торговцев (опт плюс розница) за 2013 год показали рост в рамках той самой статпогрешности — 0,9%. Чуть получше обстоит дело в других традиционных нишах МСБ — сельском хозяйстве и пищёвке, транспорте, промышленности стройматериалов, туризме, но и здесь рост выручки в подавляющем большинстве случаев не перешагнул планку 10%.

Впечатляющими темпами росли только три отрасли — нефтегазовая промышленность, легпром и дерево­обработка, однако их доля в общей выручке среднего бизнеса мизерна. Главным столпом в этом сегменте на Юге по-прежнему остаётся торговля (44,8%), а на долю промышленности пришлось только 19,7%. Третье-четвёртое места в отраслевом разрезе (примерно по 13%) делят строительство и сервисные компании в широком смысле — транспорт, туризм, ЖКХ, обслуживание электросетей, авторемонтные предприятия и т.д.

Заметно ухудшились и итоговые финансовые результаты компаний среднего бизнеса. Если в 2012 году убыточными были 137 организаций, вошедших в рэнкинг, то в 2013 году их число достигло 165. При этом совокупный объём чистых убытков вырос с 11,1 до 16,2 млрд рублей, а общий объём чистой прибыли фактически остался на том же месте (порядка 32 млрд рублей). Можно, конечно, принять во внимание то, что у среднего бизнеса есть немало возможностей официально показывать не всю прибыль, но даже эти цифры выглядят вполне красноречиво.

Кавказ пустился в рост

В региональном разрезе рейтинга предсказуемо доминирует Краснодарский край, по совокупной выручке средних компаний опережающий ближайшего преследователя — Ростовскую область — почти в полтора раза. Уже упомянутое третье место Ставрополья, значительно обошедшего Волгоградскую область, можно было бы считать серьёзным достижением, если бы не одно «но»: крайне скромная динамика прироста выручки местного среднего бизнеса. Впрочем, в других регионах-лидерах этот сегмент также не показал темпы роста хотя бы на уровне 10%.

На этом скромном фоне приятно обрадовали некоторые республики Северного Кавказа — Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия и особенно Адыгея, где средний бизнес в 2013 году продемонстрировал самую высокую динамику по южным регионам (37,4%). На наш взгляд, в данном случае сошлось несколько факторов: эффект низкой базы, особенно характерный для республик СКФО, усиление мер по выводу бизнеса из тени, а также целенаправленная работа местных властей по улучшению делового климата — последнее особенно заметно именно в Адыгее, а также в КЧР. Чего, для сравнения, вовсе нельзя сказать о Дагестане и Чечне, где выручка средних компаний заметно снизилась. Хотя в последнем случае основной вклад в падение совокупной выручки внесли госкомпании (энергетики, газовики и коммунальщики), а частный чеченский средний бизнес в основном развивается вполне успешно.

Однако в целом успехи некоторых регионов Северного Кавказа носят лишь тактический характер, поскольку на все национальные республики (Кавказ плюс Калмыкия) приходится лишь 10% совокупной выручки среднего бизнеса юга России.

Крупняк поджимает

Анализируя список наиболее динамичных компаний среднего бизнеса по итогам 2013 года, нельзя не отметить одну тенденцию: значительную часть этого перечня составляют предприятия, аффилированные с уже состоявшимися региональными, федеральными и даже транснациональными холдингами.

В качестве примеров можно привести структуры крупных южных автодилеров «Ключавто» и «Гедон», два южных подразделения металлотрейдингового холдинга «Металлсервис», строительно-монтажное управление «Юг Руси», работающее на объектах одноимённого агросоюза, компанию «Сальск-Обувь», вошедшую в состав текстильного концерна «БТК Групп» и ряд других организаций. Отдельно назовём транснациональные проекты, «рванувшие» в 2013 году: волгоградский завод по производству технических газов американской корпорации Praxair и находящееся под контролем британской компании JKX Oil & Gas Рlc ООО «Южгазэнерджи», которое разрабатывает Кошехабльское газоконденсатное месторождение в Адыгее. Можно предположить, что некоторые из названных предприятий мы уже в ближайшие годы увидим в нашем главном ежегодном исследовании — крупнейших компаний ЮФО.

Правда, необходимо сделать оговорку, что список самых динамичных компаний среднего бизнеса предполагает определённую долю условности, связанной с неизбежным эффектом масштаба. Скажем, вырасти за год вдвое со стартовой позиции 400 млн рублей (до недавних пор — нижняя отсечка до среднего бизнеса по годовой выручке) явно проще, чем сохранить такую же динамику на следующий год и тем самым войти в «высшую лигу» бизнеса. Эту гипотезу подтверждает анализ прошлогоднего списка самых динамичных средних компаний ЮФО. Из 50 предприятий, признанных наиболее быстро растущими по итогам 2012 года, год спустя мы получили данные только по 24 организациям. При этом лишь 7 из них перешли в разряд крупного бизнеса, а остальные 17 остались средними, причём у 11 из них снизилась выручка. Что касается остальных 26 лидеров прошлого рэнкинга, то значительная часть из них, скорее всего, просто вернулись обратно в малый бизнес. Иными словами, стабильностью этот сектор не отличается.

Поэтому более показательно выглядят сравнительные данные по динамике компаний, вошедших в рэнкинг, за 2012 и 2013 годы. По итогам 2012 года отрицательная динамика выручки наблюдалась у 349 предприятий, а по 2013 году их стало уже 486. При этом сократилось количество компаний, демонстрирующих «газельный» темп роста доходов (от 30%) — с 370 в 2012 году до 347 в 2013-м. Нужно уточнить, что по ряду участников рэнкинга у нас нет данных по выручке за 2011 год, но и без этого тенденция к заметному снижению доходов очевидна. Без малого 30 компаний из первой сотни рэнкинга в 2012 году входили в ряды крупного бизнеса, а год спустя из-за снижения выручки переместились на один «этаж» ниже.

Среди причин стагнации южного среднего бизнеса нужно прежде всего отметить усиление конкуренции с крупными компаниями, которую МСБ попросту не выдерживает. Самый показательный пример здесь — это, конечно же, торговля. Если безоговорочный лидер этой отрасли на Юге, сеть «Магнит», уже который год прибавляет в среднем по 30%, то средние торговые компании, как мы видели, закончили 2013 год практически с нулевой динамикой. А начавшийся кризис вряд ли принесёт им какие-то новые перспективы, поскольку запас прочности у лидеров гораздо выше.

В подтверждение этого достаточно привести всего один факт: прибыль второго по обороту отечественного ритейлера Х5 RetailGroup в I квартале выросла на 66,5%. При этом многие представители малого и среднего бизнеса на Юге (и не только в торговле), по их собственному признанию, о рентабельности давно забыли. Прямым следствием этого стала волна банкротств, которая, по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), началась ещё в середине 2013 года и к нынешней весне вышла на пик, сопоставимый с кризисом 2008 года. Нет никаких сомнений, что в следующем исследовании среднего бизнеса юга России мы увидим немало свидетельств этого процесса.

Рейтинг: 50 наиболее динамичных компаний среднего бизнеса на юге России по итогам 2013 года

Методология
Основным источником составления рэнкинга является информационно-справочная система «СПАРК-Интерфакс». На первом этапе из неё методом автоматической выборки была извлечена информация по компаниям, зарегистрированным на юге России, с годовой выручкой от продаж от 400 млн до 1 млрд рублей — всего 1424 юридических лица. Далее из этого списка с целью корректности дальнейших сопоставлений были исключены компании, по которым отсутствовали данные по выручке за 2012 год (47 юридических лиц), а также компании, источники доходов которых не вполне прозрачны (33 юридических лица). Оставшиеся в перечне 1344 компании и сформировали рэнкинг среднего бизнеса юга России по итогам 2013 года. В рамках данной публикации мы по традиции приводим список 50 наиболее динамичных средних компаний.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .