Экспорт в Казахстан с Кубани подморозило: упали логистика и интернет-продажи
Казахстан для Кубани — одно из перспективных направлений экспорта. Однако массовые беспорядки немного притормозили процесс товарообмена — бизнес ждет, когда закончится политический кризис. Закрытые границы и попытки отключить интернет все-таки отразились на логистике и продажах
//Фото: kuban-fair.ru
Протесты в Казахстане начались 2 января после резкого повышения цен на сжиженный газ, в связи с переходом на рыночный механизм ценообразования. Сначала они вспыхнули в газодобывающем городе Жанаозене на западе Казахстана, но затем перекинулись на Алма-Ату и другие города страны. Участники протестов перешли от экономических требований к политическим, включая отставку правительства. Начались массовые беспорядки, в том числе поджоги правительственных зданий, вооруженные нападения на полицейские участки и военных, а также мародерство. Через несколько дней властям с помощью войск ОДКБ удалось стабилизировать ситуацию.
Общий ущерб, по предварительным оценкам, составил 3 млрд долларов, ущерб бизнесу свыше 220 млн долларов (по данным Национальной палаты предпринимателей и правительства Казахстана). Больше всего пострадали торговля, логистика, общепит и финансовый сектор. Между тем, с 19 января власти обещали окончательно снять режим ЧС во всей стране.
Допандемийный объем экспорта всех товаров в Казахстан, по данным Краснодарстата, оценивался почти в 112 млн долларов долларов, а общий объем экспорта составлял 7,42 млрд рублей. То есть, Казахстан — это всего 1,5%. В основном, это минеральные продукты и сырье растительного происхождения.
Напомним, через территорию Кубани проходит нефтепровод «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК) – крупнейшего международного нефтетранспортного проекта с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний.
Кубанский экспортный ассортимент в Казахстан довольно разнообразен: от очищенной воды из Черного моря и домашних тапочек до ликеро-водочных изделий и продуктов питания.
«Эксперт Юг» поговорил с кубанскими предпринимателями, которые ведут бизнес с Казахстаном, узнав его особенности.
Казахстанские товары редко встречаются на Кубани//Фото: gdekonditer.ru
Алкоголь попал под запрет
Тимашевское ООО «ЛВЗ Фортуна» реализует ликеро-водочную продукцию в экономическом центре страны — Алматы. В 2020-м году завод поставил в Казахстан продукции на 2 млн долларов.
«Внимательно следим за ситуацией в Казахстане с самого начала и контактируем с нашими партнёрами, — комментирует «Эксперту Юг» коммерческий директор ликеро-водочного завода Дмитрий Шибаев. — Ситуация оказалась не сильно критичной для нашего бизнеса. Основной сезон поставок приходится на октябрь-декабрь. Сейчас продажа алкоголя в республике заморожена, из-за отсутствия курса пункты обмена не работают. Партнеры говорят, что заморозку снимут 19 января. Все должно заработать в стандартном русле».
По словам собеседника, потери будут небольшими, но они, вероятно неизбежны, потому как товар реализуется в торговых сетях и магазинах. «Наверняка были случаи мародерства». Но у предпринимателей есть уверенность, что все «вопросы решаемы». А дальнейшее сотрудничество будет «более результативным».
Отвечая на вопрос о сигналах, которые бы говорили о грядущих протестах, г-н Шибаев сказал, что их не было. «Многих наших партнеров события застали вне страны — настолько они были неожиданными».
«Довольно сложно однозначно оценить происходящее, разделить на черное и белое, найти правых и виноватых, — резюмировал эксперт. — Понимаем, что в любом деле главное отношение и готовность к любым ситуациям. Надеемся, что это просто была перезагрузка, которая требуется для шага к чему-то большему и лучшему.
Морская вода уходила через Wildberries
«Не сказать, что партнерские отношения с казахстанским бизнесом у нас были солидными, но и они были существенно скорректировали именно из-за политической обстановки, а убытков мы пока не понесли, — рассказывает «Эксперту Юг коммерческий директор АО «РПТ» (поставщик комнатной и повседневной обуви) Антон Петров. — Во-первых, по инициативе казахстанской стороны мы перестали принимать заказы. Во-вторых, с нами приостановили взаиморасчеты, хотя коммуникация через разные каналы у нас есть. В-третьих, закрытые границы затруднили логистику в эту страну. Курьерские службы просто не могут доставить товар в пункт назначения».
По словам собеседника, никаких предпосылок для январских событий не было. В декабре в Краснодарский край приезжала закупочная делегация из Казахстана, в ходе которой многие предприниматели заключили соглашения.
«Основная проблема, которая сказалась на бизнесе, — отключение интернета. Вся онлайн-торговля остановилась. Основным нашим каналом продаж был маркетплейс Wildberries, — сообщил директор ООО «Агро-Эксим» (бутилированная природная морская вода Черного моря под брендом «Магия Черного Моря» ) Алексей Огурцов. — Переговоры по большим объемам поставок у нас запланированы на март. Хорошо, что вся эти события случились до начала деловой активности».
По мнению собеседника, бизнес-сигналы о грядущем политическом кризисе поступали: «борьба двух кланов (бывшего и действующего президента Казахстана) была очевидной».
«Двоевластие долго продолжаться не могло. Оставался единственный вопрос: когда ситуация выйдет из-под контроля. Фактор времени предсказать было сложно, — резюмировал г-н Огурцов.
Ранее «Эксперт Юг» писал о кубанском импортно-экспортном хабе, который страдает от ограничений и кадрового дефицита. Для активизации проекта нужна господдержка и активность бизнеса и инвестиции в человеческий капитал.