94 100 13

Конъюнктурный всплеск кавказских тяжеловесов

ЭКСПЕРТ ЮГ №10 2016
875
11 минут

Оптовая торговля и пищёвка Северного Кавказа воспользовались хорошей конъюнктурой, химпром и АПК выросли на экспорте. В результате в 2015 году крупный бизнес СКФО обрёл то, чего не имел предыдущие три года — опережающие темпы роста и прибыль

Конъюнктурный всплеск кавказских тяжеловесов

Поделиться

Подводя итог работы крупнейших компаний СКФО в 2015 году, мы впервые считали результаты не по 100, а по 250 компаниям. То, что время для подобного расширения зоны наблюдения наступило, лучше всего иллюстрирует тот факт, что в 2010 году, когда рейтинг составлялся впервые, последние четыре компании в сотне крупнейших не дотягивали оборотами до миллиарда — а сегодня мы имеем уже 200 компаний с выручкой от миллиарда и выше. Иными словами, состав крупного бизнеса на Северном Кавказе в последние годы стремительно расширялся. Второе соображение: давно пора увидеть условно средний бизнес этого региона, в котором гораздо больше интересных частных компаний. Эти ожидания оказались оправданными — подавляющую часть списка самых динамичных предприятий СКФО составляют компании, находящиеся за пределами сотни крупнейших.

Рэнкинг крупнейших компаний СКФО по объёму реализации продукции в 2015 году

Возвращённая динамика

Главное — совокупная выручка 100 круп­нейших компаний СКФО продемонстрировала рост на 14,4% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и составила 665,6 млрд рублей. Выручка 250 компаний — 837,2 млрд рублей. Оценивать в последнем случае мы можем только среднюю динамику компаний, вошедших в этот список, помня о том, что в прошлом году рейтинг мог быть иным по составу; итак, средняя динамика 250 компаний — 18,6%. В любом случае мы видим как минимум двукратное увеличение темпов роста крупнейших компаний — предыдущие три года кавказские тяжеловесы показывали прирост на уровне 6–7%, и это было заметно ниже среднероссийских темпов развития крупного бизнеса.

Значимых отраслей, которые показали наивысшую динамику, не так много — это прежде всего экспортоориентированные химпром и АПК, а также оптовая торговля и пищевая промышленность (см. таблицу 1). Наибольшую долю в совокупной выручке среди 100 крупнейших компаний по итогам 2015 года занимают предприятия торговли (32%), при этом большая часть из них — «оптовики». Далее следуют предприятия энергетики (20%), химической промышленности (13,5%). Представители остальных отраслей занимают менее 10% в общем объёме выручки. Главные отрасли, которые прибавили в весе благодаря расширению списка, — торговля, строительство и пищевая промышленность. Остальные сократили свои доли.

По сравнению с 2014 годом совокупный прирост выручки наблюдается менее чем в половине отраслей (7 из 16). В большей степени увеличилась доля химической промышленности (+37,4%) и машиностроения (+29,7%). Вырос также удельный вес цветной металлургии, АПК, пищевой промышленности, оптовой торговли и ЖКХ. Наибольшее снижение показателя отмечено в стекольной промышленности (-41,3%) и строительстве (-31,6%).

Негативный кавказский фон

Особенность кризиса 2014–2016 годов в том, что он больнее всего ударил по отстающим регионам и компаниям. В сфере регионального и корпоративного развития мы видим один и тот же тренд — увеличивающийся разрыв между уровнем развития лидеров и всех остальных. В случае с Северным Кавказом нужно сказать, что особенных надежд на опережающие темпы тут нет, даже несмотря на эффект низкой базы. Например, промышленность здесь ещё слишком слаба, чтобы обеспечивать рост на данном этапе, — притом, что потенциал у неё огромный. Тем не менее в уверенном плюсе сейчас пять регионов из семи — Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Чечня, Ставрополье и Ингушетия. В Карачаево-Черкесии падение составило более 5%, а в Дагестане — более 10%. Вообще тема индустриализации для СКФО пока недо­оценена, а проекты курортов находятся на слишком ранних стадиях для того, чтобы обеспечивать рост. Столь же неровная ситуация в сфере инвестиций, строительстве жилья. Взлёты на коротких отрезках оборачиваются падением на следующих. Например, самыми динамичными в инвестиционной сфере на Северном Кавказе в 2015 году были Чечня и Ингушетия. Но на абсолютные цифры лучше не смотреть — например, в Ингушетии инвестиции в основной капитал составили в 2015 году около 17 млрд рублей. По абсолютной величине вложений только Дагестан и Ставрополье находятся приблизительно на уровне Волгоградской области. Конечно, если взглянуть на более крупный временной отрезок, то можно увидеть, что годовой объём инвестиций в эти регионы, если считать с докризисного 2008 года, примерно удвоился. Но сейчас на Старополье в инвестициях и строительстве проседание, Дагестан выглядит чуть увереннее, но запаса прочности там не видно.

Региональная структура рэнкинга крупнейших компаний СКФО 2015 года

Тем важнее на этом негативном фоне понять, чем отличились компании из регионов СКФО.

Регионы-лидеры и их драйверы

Ставропольскому краю динамику обеспечил лукойловский «Ставролен», который в апреле 2015 года заработал после продолжительного простоя. Предприятие увеличило выручку в 3,5 раза — до 26 млрд рублей. «Невинномысский Азот» прибавил 50%, что, учитывая масштабы компании, обеспечило 16 млрд рублей дополнительной выручки. Птицеводы стали группой активно растущих компаний: «Ресурс-Юг» прибавил 26%, «Ставропольский бройлер» — 51%. Но основное преимущество края — сравнительно диверсифицированная экономика, большое количество компаний в сфере оптовой торговли, сельхозпроизводства, строительства, транспорта. Показательно и то, что десятки самых прибыльных и наиболее рентабельных компаний СКФО на сто процентов состоят из компаний, прописанных на Ставрополье.

Но в целом расширенный рэнкинг позволил незначительно снизить зависимость от Ставропольского края, где ранее были сконцентрированы компании, дающие более 80% общей выручки участников рейтинга. В новом топ-листе Ставрополье занимает 76% — здесь базируются 159 из 250 крупнейших компаний СКФО. Следующие регионы по степени представленности в рейтинге — Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария.

Пожалуй, стоит удивиться тому, что Дагестан находится ниже обеих республик, учитывая масштаб республиканской экономики. Но, судя по косвенным признакам, экономика этого региона сегодня наименее прозрачна. Так, Дагестанстат сообщает, что в 2015 году инвестиции в основной капитал крупных и средних компаний сократились на 49%, в этом году они продолжают показывать отрицательные темпы прироста. Но Росстат при этом даёт по прошлому году прирост инвестиций на 2,1%. Это прекрасный результат в ситуации, когда регионы борются за то, чтобы медленнее падать. Но ведь нам предлагается поверить в то, что этот результат обеспечил малый бизнес Дагестана! Если это так, то фантастический успех республики в сфере развития МСБ должен быть разобран и тиражирован. Но, возможно, речь на деле нужно вести о том, что на период кризиса существенная часть крупного и среднего бизнеса Дагестана предпочла превратиться в малый.

Взлёт Кабардино-Баркарии в рэнкинге во многом обеспечили торговцы сельхозпродукцией и алкоголем. Так, ООО «Шах», занимающееся смешанным сельским хозяйством, стартовало с 136,6 млн рублей, но год закончило в шаге от звания крупного бизнеса. Более чем вдвое выросла торговая компания «Оптима», чей собственник Владимир Мухин контролирует целую группу торговых компаний в КБР и Москве. Специализация этой структуры — торговля алкоголем. Куст торговцев и производителей алкоголя в республике в последний год очень сильно оживился. Но в исходном списке едва ли не самые выдающиеся результаты показали компания «Минерал А», выросшая за год в два с половиной раза, и ООО «Оникс», чья выручка взлетела за год почти вчетверо. В феврале, однако, первая компания заявила о самоликвидации, а вторая этим летом была признана банкротом, в июле там введена процедура внешнего наблюдения. Значимая деталь: по данным «СПАРК-Интерфакс», за месяц до этого уставный капитал «Оникса» был сокращён с 800 млн 10 тысяч рублей до 10 тысяч рублей. Иными словами, рост, который мы видим, в существенной степени спекулятивный — он не всегда порождает устойчивые бизнесы.

Гораздо выгоднее выглядят компании, которые планомерно растут последние годы. Например, переработчик и производитель консервированных овощей и грибов «Агро-инвест» — последние четыре года компания прибавляет по 20–30% и выросла из средней компании в крупную, с выручкой 1,65 млрд рублей. То же самое можно сказать о торговой компании «Агрохимия», показавшей прирост около 45%, но росшей и в предыдущие годы. Производитель медицинского оборудования «Севкаврентген-Д» остаётся средней компанией с выручкой чуть менее миллиарда рублей, но в прошлом году он прибавил в весе на 44% — и история компании показывает, как она год за годом с усилием вырастает из микропредприятия. Именно такие истории — главное, что происходит сейчас в регионе, именно они обеспечивают долгосрочное устойчивое развитие.

Традиционные лидеры Карачаево-Черкесии — автозавод «Дервейс» и «Кавказцемент» — в 2015 году продолжали сокращать выручку — на 28,5% и 10,5% соответственно. Обращает на себя внимание компания «Юг-Ойл-Пласт», производитель продукции из поликарбоната, который уже имеет сеть дилеров по всей России, — за прошлый год предприятие увеличило выручку на 56%, до 3 млрд рублей. Планомерно наращивает выручку «Урупский ГОК», на котором ведут добычу и обогащение меди — в прошлом году компания прибавила 30%. Не очень успешным год был для производителей воды: близкая к нулю динамика у «Фирмы Меркурий», УК «Висма». Новые лидеры роста приходят из малого и среднего бизнеса — выросшая на 30% в прошлом году сельскохозяйственная фирма «Хаммер», производитель воды «Аквалайн», который попал не в рейтинг крупнейших СКФО, а в рейтинг самых динамичных компаний юга России вообще (см. материал на стр. 20).

Прибыль — в массы

Возможно, наиболее существенное содержательное событие 2015 года — выход компаний СКФО в зону прибыли. В прошлом году мы отмечали, что в регионе сформировался мощный блок компаний, генерирующих убытки. Так, в рэнкинге 2014 года количество таких компаний составляло 24, а их совокупный чистый убыток — 36,3 млрд рублей. Это было больше, чем заработали все остальные участники рейтинга. По итогам 2015 года, если смотреть первую сотню, число убыточных компаний выросло (31), но их совокупный чистый убыток снизился до 32,8 млрд рублей. Большая часть этой суммы, как и в прошлом году, приходится на дочерние структуры федеральных холдингов-монополистов — «Газпрома», «Россетей», «ЛУКойла», а также госпредприятий в сфере ЖКХ. Но на этот раз чистая прибыль перевесила — если смотреть на первые 100 компаний, то можно увидеть, что они вышли в совокупный плюс на 7,8 млрд рублей. Если же на 250, то совокупная прибыль превысила убытки на 15,4 млрд рублей. Это тоже очень показательно — половину совокупной прибыли обеспечили сравнительно небольшие компании с годовой выручкой 0,85-1,65 млрд рублей. Это очень хороший сигнал — год назад мы говорили о высочайшей концентрации в части получения прибыли. Теперь же показательно, что 91 компания в последней сотне рейтинга — прибыльная, а всего из 250 компаний с плюсом 2015 год закончили 219.

Позицию самой прибыльной компании СКФО (как среди 100, так и среди 250 крупнейших) уже на протяжении нескольких лет сохраняет химическое предприятие АО «Невинномысский Азот» (см. таблицу 4). По сравнению с 2014 годом прирост чистой прибыли компании составил 89,7% при росте выручки на 50,9%.

Среди самых рентабельных компаний СКФО первое место теперь занимает ООО «РН-Ставропольнефтегаз» (дочерняя компания ПАО «НК Роснефть»). Причём за прошедший год рентабельность продаж по чистой прибыли выросла почти в 10 раз (с 10,4% до 99,0%), а за последние пять лет — более чем на 20%. Предыдущий лидер «десятки» рентабельных компаний 2014 года — ООО «Футбольный клуб “Анжи”» — по итогам отчётного года показал чистый убыток в размере 1392,5 млн рублей при выручке 262 млн, что дало основание для исключения его из рэнкинга крупнейших компаний СКФО 2015 года.

Впрочем, значимая положительная динамика в 2015 году по показателям чистой прибыли наблюдается у представителей лишь двух отраслей: химической и пищевой промышленности (см. таблицу 1). Так, у предприятий химической промышленности чистая прибыль в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросла в восемь (!) раз. Доля отрасли в совокупной выручке увеличилась на с 9,9% до 13,5% при одновременном снижении количества компаний-представителей (с 6 до 4). Что касается пищевой промышленности, то здесь рост чистой прибыли не столь значителен — на 49,7%. И доля отрасли в совокупной выручке хотя и увеличилась на 10,2%, но пока невелика — 4,7%. В остальных отраслях наблюдается либо незначительный рост, либо снижение показателей чистой прибыли, несмотря даже на рост выручки и количества компаний-представителей.

Но благодаря расширению горизонта исследования с 100 до 250 крупнейших компаний мы можем увидеть, что большую часть десятки самых рентабельных компаний за 2015 год составляют организации, находящиеся в рэнкинге за пределами первой сотни списка (см. таблицу 5). Подавляющее большинство сохраняют за собой представители АПК (7 из 10).

Как видно в таблице 4, почти половину из 10 самых прибыльных компаний СКФО составляют предприятия АПК, три лидера представляют химпром. Состав «десятки» самых динамичных компаний по итогам 2015 года был полностью обновлён по сравнению с 2014 годом и включает в себя компании, не входящие в первую сотню крупнейших (см. таблицу 3). Среди них большая часть — это предприятия оптовой торговли.

Главный вопрос, которым заставляют задаваться результаты работы крупнейших компаний СКФО в 2015 году, — это вопрос об устойчивости восходящего тренда. По ряду примеров прошедшего года мы видим, как быстро растворяются в воздухе компании, заработавшие шальные деньги. А Северному Кавказу нужен устойчивый опережающий тренд, позволяющий надеяться на постепенное сокращение отставания от среднероссийского уровня развития региональных экономик.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1