// Фото: pxhere.com
Поделиться
В последний раз публично о строительстве мусоросжигательных заводов со стороны Ростеха на Кубани заявил губернатор Вениамин Кондратьев 12 января во время своей прямой линии.
По словам главы региона, сжигание отходов — единственная действенная мера для того, чтобы наконец избавить регион от критических объемов мусора на полигонах. Однако экологи считают иначе, а кроме того, ставят под сомнение возможность реализации обозначенного главой региона проекта в ближайшее время.
Сжигание мусора — старый проект
По словам Вениамина Кондратьева, ежегодно в регионе накапливается 2,5 млн тонн мусора, и хранить его больше негде.«Я не боюсь экологов и могу сказать, что нужно вести речь о сжигании мусора. Программа максимум — это строительство в крае двух мусоросжигательных заводов», — заявил губернатор на прямой линии.
Также он назвал строительство двух мусоросжигательных заводов стратегической задачей, а дальнейшее расширение полигонов — лишь способом отсрочить проблему и еще больше ее обострить. Договоренности о строительстве заводов уже имеются с Ростехом.
Поделиться
Губернатор Кондратьев считает строительство мусоросжигательных заводов стратегической задачей // Фото: admkrai.krasnodar.ru
Однако, по словам активиста «Экологической вахты по Северному Кавказу» Евгения Витишко, это заявление можно воспринимать, скорее, как желание губернатора разобраться с проблемой, а не как проект, находящийся в процессе реализации.
По словам эксперта, речь о строительстве мусоросжигательных заводов в Краснодарском крае ведется еще с декабря 2021 года. Тогда компания «РТ-Инвест» (дочка ГК «Ростех») предложила региону концепцию строительства трех заводов, один из которых должен был расположиться на Тамани и принимать, кроме региональных отходов, мусор из Крыма.
«Губернатор тогда дал поручение доработать концепцию и представить ее еще раз общественности и администрации края. Общественность пока не информировали о новой концепции, поэтому и речи о начале работ в ближайшее время быть не может», — сказал Евгений Витишко.
Также он отметил, что в конце 2022 года были утверждены изменения в территориальную схему вывоза ТКО на территории края, и в данном документе нет никакой информации о мусоросжигательных заводах.
«Это документ, по которому в принципе действует Краснодарский край. Губернатору хочется разобраться с мусорной проблемой, но что послужит драйвером для этого, пока не известно. Сейчас предпосылок к этому нет», — отметил эксперт.
Поделиться
Ежегодно в регионе накапливается 2,5 млн тонн мусора // Фото: reo.ru
Кроме того, по его словам, концепция, предложенная «РТ-Инвест» в 2021 году предполагала значительное повышение стоимости вывоза мусора для жителей края.
«Смущает, что в том документе, который был представлен в 2021 году, стоимость мусора должна была увеличиться в чуть ли не в семь раз. Это больная тема для жителей. Такие изменения вызовут еще большее социальное напряжение», — отметил эксперт.
Еще один фактор, препятствующий старту проекта — это отсутствие оборудования и технологий. По словам Евгения Витишко, поставщиком для заводов, которые на территории страны (в том числе, на Кубани) должна была построить «РТ-Инвест», выступала компания Hitachi, которая приостановила производство на заводе в Твери и экспорт в Россию в марте 2022 года.
Стоит отметить и социальный фактор. Например, информация о том, что один из мусорных полигонов собираются строить на территории Горячего Ключа, вызвала протесты общественности города-курорта. Жители его считают, он потеряет привлекательность, но власти настаивают, что полигон необходим — на Кубани уже некуда девать мусор из курортных зон.
Альтернатива мусоросжиганию — переработка мусора
Как рассказал директор Института региональных биологических исследований в Майкопе Валерий Бриних, предложенная в 2021 году программа сжигания мусора встретила сопротивление общественности в Краснодарском крае.Кроме того, для эффективной и безопасной работы таких заводов, требуется большая работа по подготовке отходов к сжиганию, а также высокий уровень контроля за деятельностью предприятия.
«Сжечь мусор не так просто: его сначала нужно высушивать, а затем сжигать с помощью мощных газовых горелок. В итоге расходы оказываются достаточно большими. Так и получается, что мусоросжигание, с одной стороны, дает какую-то выгоду, а с другой — требует больших первоначальных вложений», — рассказал Валерий Бриних.
Евгений Витишко подчеркивает, что сегодня региональных средств для организации такой работы в крае нет.
«Могу предположить, что в условиях СВО даже если страна пойдет по пути строительства таких заводов, это будут самые примитивные технологии, и под них потом подгонят законодательство. Это превратится в отсроченную беду для жителей прилегающих районов», — считает эксперт.
Также он подчеркивает, что мусоросжигание очень вредит экологии, а для борьбы с накоплением отходов на полигонах, есть другие действенные способы.
Идти по пути нормальной рациональной сортировки, компостирования и прочих систем обработки отходов и постепенно уменьшать то количество мусора, которое поступает на свалки, это хорошо, считает Евгений Витишко. Это купирует острую ситуацию на полигонах, а также «глобально изменит отношение к обращению с отходами».
Поделиться
В решении проблемы может помочь сортировка мусора // Фото: stock.adobe.com
Напомним, что в Краснодарском крае сейчас реализуется и более выгодный с точки зрения экологии и переработки мусора проект по созданию экотехнопарка. Строительством займется компания «Экологический цифровой оператор» — дочка ППК «Российский экологический оператор», которая принадлежит Минприроды РФ. Власти не раскрывали пока подробности, но, по мнению экспертов, если на объекте будут применяться прогрессивные «зеленые» технологии, он может быть полезным региону. Как отметил Валерий Бриних, создание полноценного экотехнопарка с сортировкой, переработкой, компостированием и использованием вторичных ресурсов является более эффективной мерой в борьбе со свалками.
«Экотехнопарк позволит уменьшить количество отходов на полигонах. В бытовых отходах порядка 40% — это органика, если ее отсортировать, то ее можно закомпостировать и затем использовать как почвогрунт. Еще 40% — это пластмасса, которую тоже можно отбирать и перерабатывать. Оставшиеся 20% представляют собой стеклобой и, возможно, небольшой процент металла», — рассказал Валерий Бриних.