Помогут ли субсидии российскому турбизнесу?
На совещании по туризму в Сочи правительство обещало помочь туроператорам и турагентствам, которые работают на внутренних направлениях. Речь идет о субсидировании компаний, которые разрабатывают национальные маршруты. Но игроки рынка скептически отнеслись к обещаниям о субсидиях. Кроме того, для них работа на внутренних направлениях зависит от отельеров, которые только начали сотрудничать с операторами и агентствами.
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев пообещал помощь государства компаниям, которые занимаются национальными маршрутами и развивают этнографический, военно-патриотический, индустриальный туризм.
Министр культуры Владимир Мединский назвал сумму, нужную для субсидий — 2,765 млрд рублей. «Это максимальная сумма, она тщательно рассчитана и разбита по регионам с учётом сезонной загрузки этих регионов и оптимального числа туристов, которое способны данные курорты принять»,— сообщил г-н Мединский.
Директор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян сомневается, что компании увидят субсидии. При этом турбизнес способен работать и без поддержки государства.
— Я думаю, что это очередные обещания Дмитрия Медведева, и субсидии никто не увидит. Как я понимаю, речь шла об этнографических, военно-исторических маршрутах, которые никого не интересуют и интересовать не будут. Это не нужно рынку. Рынку нужен продукт массового спроса, а это отдых у моря, прежде всего, — говорит г-н Мкртчян.
По его мнению, туроператоры и турагентства справятся и без Медведева. «Два главных направления, которые были закрыты в этом году, Турция и Египет, и девальвация рубля дали толчок для развития внутренних направлений. Продажи по внутренним направлениям выросли на 80%. Думаю в следующем год будет рост на 60–70%», — прогнозирует он.
— В России рынок был устроен так, что отельеры продавали номера напрямую и не работали с туроператорами. Российский потребитель думает, что внутри страны дешевле самому устроить отдых, а не покупать готовый пакет в турагентстве. Задача туроператоров и турагентств — тот поток, который отдыхает неорганизованно, запустить в агентства. Отельеры в России стали понимать, что им выгодно работать с туроператорами, которые уже в январе выкупают блоки в гостиницах и завозят 10 млн рублей. Приведу простой пример: в Адлере есть довольно известный отель «Богатырь», который в минувшем сезоне давал для турагентств цены примерно на 25 процентов ниже, чем напрямую, а отель «Бархатные сезоны» — на 40 процентов ниже. И даже наш любимый сочинский SwissotelCamelia давал операторам цены на 10 процентов ниже. Это абсолютная новинка этого лета, и этот тренд будет развиваться, думаю, понадобится ещё два-три года, чтобы закрепить результаты, — говорит Алексан Мкртчян.
По словам менеджера агентства «Альфа-Дон-Тур» Татьяны Завьявловой, субсидии — это хорошо, но все будет зависеть от отельеров. В России другая структура рынка. «Отели работают по схеме прямых продаж, и далеко не все понимают, что выгоднее работать с туроператорами, которые уже зимой скупают блоки на лето. Кроме того, отельеры уже анонсировали рост цен на 30 процентов, и мы не понимаем, с чем связан этот рост — такого уровня инфраструктуры и сервиса, как в Египте и Турции, у нас ещё нет», — говорит г-жа Завьялова.
Что касается 5 млн туристов, которые, по заявлению господина Мединского, поменяют Турцию и Египет на Россию, то у нас нет инфраструктуры для 5 млн туристов. К тому же, Греция уже забрала часть туристов у Турции. Кроме того, Египет, скорее всего, будет открыт.
«Я рад, что правительство за последний год-полтора осознало значимость сферы туризма для экономики страны. Но это осознание не влечет пока за собой внятных шагов и действий, которые реально бы способствовали развитию индустрии. Это не такая лёгкая и простая индустрия, как кажется на первый взгляд, — говорит генеральный директор адлерского санатория “Знание» Дмитрий Богданов. - Прежде всего, не хватает по-настоящему грамотных управленцев всех уровней в гостиничной индустрии, нет обучения для руководителей и сотрудников турфирм. Однозначно не развита на должном уровне инфраструктура сферы туризма — не хватает отелей в разных нишах, санаториев. Что касается субсидий, то я однозначно против их избирательного присуждения. Государство должно создавать правила игры в отрасли, равнозначные для всех и поддерживать развитие конкуренции внутри отрасли».