Зависимость от импортных семян не победить поодиночке
Представленные на юге России ведущие игроки в сфере АПК работают над тем, чтобы снизить нарастающую пока зависимость от импортных семян. Однако силами отдельных, даже успешных компаний, задачу обеспечения продовольственной безопасности в этой сфере не решить
По данным исследования «Селекция 2.0», проведённого в 2020 году Центром технологического трансфера Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), за десять лет, с 2009 года по 2019-й, доля импортных семян в АПК России существенно увеличилась. Так, по кукурузе доля импорта выросла с 37% до 58%, по подсолнечнику — с 53% до 73%, по сахарной свёкле — с 50% до 98%. Пожалуй, единственная агрокультура, по которой РФ пока удерживает ведущие позиции на своём рынке, — это пшеница (доля российских семян — 97%). Впрочем, специалисты ВШЭ относят это лидерство не столько к заслуге отечественных селекционеров, сколько к специфике получения новых гибридов пшеницы: из-за её сложной генетики транснациональные игроки пока не совершали больших вложений в современную биотехнологическую селекцию этой культуры. «Однако если ничего не менять, пшеница с высокой вероятностью повторит траекторию развития других культур», — делают вывод специалисты Центра технологического трансфера НИУ ВШЭ.
Между тем, согласно Доктрине продовольственной безопасности РФ, которую президент Владимир Путин утвердил 21 января 2020 года, целевой показатель самообеспечения России семенами основных культур зафиксирован на уровне не менее 75%. Достижение этой цели требует системных изменений. Понимание того, какими они могут быть, даёт исследование «Селекция 2.0», в котором сформулированы «10 шагов трансформации российской селекционно-семеноводческой отрасли».
Какие семена производит юг России
На Юге снизить зависимость от импорта семян сегодня стараются научные учреждения, селекционные фирмы и агрохолдинги. Например, в структуру группы компаний «Прогресс Агро» входит научно-производственное объединение «Семеноводство Кубани», которое успешно занимается кукурузой и подсолнечником. Решение о развитии собственного семеноводства еще 14 лет назад принял основатель компании российский промышленник Олег Дерипаска. Сегодня он вышел из состава акционеров группы, но заводские мощности и работа команды ученых-селекционеров продолжают укреплять отечественное семеноводство.
По словам Надежды Николаенко, директора по стратегии развития направления «Семеноводство» группы компаний, НПО ежегодно регистрирует новые гибриды кукурузы «Ладожские». Сейчас в НПО ведётся работа по испытанию и регистрации гибридов, в том числе в странах СНГ. «Наши гибриды отвечают важнейшим требованиям, — говорит г-жа Николаенко. — Наша цель — создавать универсальные гибриды, которые качественно отличаются от уже существующей линейки российской генетики. Например, показатель влагоотдачи должен быть такой, чтобы зерно после обмолота сразу же перемещалось на хранение для удешевления себестоимости. В условиях аномально жаркого лета стал весьма актуальным и показатель засухоустойчивости».Сегодня компания имеет 2900 гектаров участков гибридизации кукурузы в Краснодарском крае, в том числе на орошении — около 1000 гектаров. Использование орошения крайне необходимо для стабильного семеноводства.
Второе направление, которым занимается «Семеноводство Кубани» с 2019 года — селекция подсолнечника. «Впервые в этом году НПО представит на пяти демонстрационных площадках раннеспелый гибрид классического подсолнечника масличного направления. Кроме того, на собственных площадях “Прогресс Агро” в Усть-Лабинском районе Кубани будет высеяна тестовая партия гибрида», — говорит Надежда Николаенко. Далее, по её словам, будут представлены другие гибриды и сорта — в частности, крупноплодный (кондитерский) подсолнечник.
Селекцией гибридов подсолнечника занимается и другая кубанская компания — «Агроплазма», являясь крупнейшим в России производителем в данном сегменте. «Мы поставляем две тысячи семян в год, для посева 500 тысяч гектаров, — говорит директор и соучредитель фирмы Николай Бенко. — Всего в России под подсолнечник занято примерно восемь миллионов гектаров. Следовательно, наша доля — около восьми процентов. Сегодня среди поставщиков львиную долю (порядка 70–75 процентов) занимают зарубежные компании (например, Syngenta AG, Pioneer, Limagran) и только 25–30 процентов приходится на долю отечественных производителей. Правда, лишь половина от этого объёма — это российские гибриды подсолнечника, способные успешно конкурировать с зарубежными аналогами. Остальное — так называемые сорта популяции, основа для которых была разработана ещё в прошлом веке; такая продукция конкуренции с Западом не выдерживает».
Команда «Агроплазмы» работает над тем, чтобы за несколько лет увеличить долю на российском рынке до 10% — немного потеснить западных конкурентов. По словам г-на Бенко, на разработку новых гибридов уходит пять лет, затраты на каждый из них составляют от 3 млн рублей до 15 млн рублей. «Мы производим скрещивания до тех пор, пока не добьёмся необходимых показателей по масличности, продуктивности, устойчивости к заболеваниям, паразитам и так далее, — поясняет селекционер. — Наши гибриды должны быть и более привлекательными по цене, поскольку стоимость семенного материала для российских аграриев так же важна, как и его качество. В итоге наши гибриды имеют более высокий уровень масличности, чем заграничные аналоги, но стоят на 70–80 процентов дешевле». Помимо подсолнечника, «Агроплазма» занимается разработкой гибридов кукурузы и сорго.
Селекция — одно из ключевых направлений деятельности «АФГ Националь» (крупнейшего в РФ производителя риса). Рис из семян собственного производства компания выращивает на полях Дона и Кубани. «В 2020 году площади под рисом у нас составили 30,5 тысячи гектаров, из них 16,6 тысячи было занято сортами собственной селекции, — уточил руководитель агродивизиона ГК “АФГ Националь” Алексей Попов. — У нас есть планы по отведению 20 тысяч гектаров под свои сорта к 2022 году. Развитие собственной селекции позволяет нам достаточно быстро реагировать на запросы рынка. Мы научились выращивать длиннозёрный и среднезёрный рис, рис для суши и сорта для ризотто, по качеству и вкусу не уступающие итальянским. Все наши сорта задействованы в экспортных поставках».
Несколько лет назад компания начинала с двух сортов, сейчас у ГК уже восемь сортов собственной селекции. В 2019 году «АФГ Националь» запустила в Краснодарском крае семенную линию мощностью 4,5 тысячи тонн для обеспечения хозяйств холдинга чистыми семенами.
Новые многолетние и овощи — на перспективу
В декабре 2020 года ректор Донского государственного технического университета (ДГТУ) Бесарион Месхи рассказывал «Эксперту ЮГ» о том, что один из наиболее интересных проектов, которыми занимается вуз, связан с возделыванием, производством, уборкой, хранением и переработкой многолетних зерновых культур нового поколения. «Сотрудничаем с главным ботаническим садом РАН в Москве и Омским аграрным университетом, — отметил ректор. — Были выведены новые зерновые колосовые культуры — трититригия и селектированный крупнозерновой пырей. Это уникальные культуры, которые созданы на основе засухоустойчивого сорняка пырея и дают урожай в течение 8–10 лет. Трититригия в наших условиях может давать два урожая — зерно для выпечки хлеба и кондитерских изделий и зелёную массу на корм для животных».
По словам Бесариона Месхи, работы над выведением новой культуры под руководством академика Николая Цицина начались ещё в 1928 году и завершились совсем недавно. Сегодня идут комплексные исследования по этим новым многолетним зерновым колосовым культурам: поиск оптимальных технологий возделывания, уборки, хранения и переработки. «Для этого нужны совершенно новые полевые сельскохозяйственные машины, а также оборудование для переработки разных частей урожая в различные виды кормов для животных, птицы и рыбы, — объяснял г-н Месхи. — Мы сформировали в вузе группу для решения вопросов возделывания, уборки и переработки урожая этих пока ещё мало известных культур. Её курируют два академика РАН — академик-секретарь Российской академии наук Юрий Лачуга и ведущий эксперт РАН по аквакультуре Геннадий Матишов». В посёлке Рассвет в Ростовской области у ДГТУ есть сельскохозяйственный полигон площадью 100 гектаров, водоёмы и необходимая инфраструктура. Этот полигон станет основной научно-образовательной площадкой университета в рамках работы с новыми культурами.
Тепличное овощеводство — ещё одна динамично растущая сфера АПК. Но в этой сфере наибольшая зависимость от импортных семян — почти 100%, по оценкам самих игроков. Понимая это, владельцы агропромышленного холдинга «ЭКО-культура» (российский лидер в производстве овощей защищённого грунта) решили совместно с партнёрами построить на Кубани селекционный центр. По словам президента холдинга Александра Рудакова, стройка начнётся уже в 2021 году, инвестиции в проект составят 5 млрд рублей. «Мы подписали соглашение с компанией “Гавриш” — крупнейшим отечественным поставщиком семян. Есть желание вывести на рынок новые гибриды томатов, которые будут успешно конкурировать на мировом рынке с продукцией голландских фирм, лидирующих в отрасли семеноводства, — поясняет г-н Рудаков. — Проект долгосрочный и рассчитан на 7–10 лет. Для его реализации будут приглашены лучшие российские селекционеры».
По мнению Александра Рудакова, в России пока нет конкурентоспособной селекции, потому что это требует значительных инвестиций. «Речь не только о многомиллиардных капитальных затратах на строительство центров, но и об операционных затратах в течение восьми–десяти лет, по итогам которых станет ясно: получили мы гибриды, которые могут успешно конкурировать с западными, или нет. И чтобы такие проекты окупались, они должны быть рассчитаны как на внутреннее потребление, так и на экспорт. Российский рынок закрытого грунта не такой большой. Если заниматься селекцией только для него, проект не будет рентабельным», — резюмирует президент «ЭКО-культуры».
«Дорожная карта» для русской селекции
На Юге хорошие климатические условия для развития семеноводства. Однако силами отдельных, даже успешных компаний, задачу по обеспечению АПК отечественными семенами не решить. «Эту задачу можно решать только путём структурной, комплексной трансформации российской селекции и семеноводства с выходом на новый уровень глобальной конкурентоспособности», — уверена Надежда Николаенко. Под такой трансформацией она, в частности, понимает трансформацию агросектора на всех уровнях от учебных заведений и НИИ (подготовка кадров) до изменения технологии выращивания и оснащения семенных заводов. Должны быть сформированы территории опережающего развития с соответствующими налоговыми льготами у существующих производств.
Развитие семеноводства тесно связано с Доктриной продовольственной безопасности РФ. В документе зафиксирован целевой показатель самообеспечения России семенами основных культур на уровне не менее 75%. Это позволит избежать превращения российского АПК в «мировую грядку» — центр низкомаржинального, экономически нестабильного и глубоко зависящего от государственных субсидий, но при этом экологически вредного производства, сказано в научном докладе по итогам исследования «Селекция 2.0».
Первым шагом должно стать обновление образовательных программ с созданием в итоге междисциплинарных образовательных центров подготовки современных селекционеров, биотехнологов и биоинформатиков. Далее, по мнению учёных, необходимо наладить финансирование научных разработок, разумную кооперацию с зарубежными партнёрами и господдержку частных селекционно-семеноводческих компаний, действующих в различных регионах РФ.
«После перестройки отечественная селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур оказались в тяжёлом положении, — говорит член Национального союза селекционеров и семеноводов, директор по работе с холдингами ГК “Шанс” Кирилл Дятлов. — НИИ перестали финансироваться. За 20 лет мы сильно отстали и практически потеряли всю селекцию. На рынок пришли западные компании, а отечественная селекция провалилась по подсолнечнику, сахарной свёкле, рапсу, кукурузе, сое, овощам. Для выведения нашей селекции на достойный уровень потребуется 10–15 лет и большие инвестиции в технологии и производство при государственной поддержке и структурировании отрасли. Необходимо заложить 100 различных вариаций каждой культуры, чтобы в итоге осталась одна, которая будет конкурировать с иностранными аналогами».
Эксперт напомнил, что последние 10 лет проблема развития российской селекции поднималась на разных уровнях. Так, в 2011-м была принята Стратегию развития селекции и семеноводства основных сельхозкультур до 2020 года, которая, видимо, результатов не дала, и шесть лет спустя в стране появилась Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы, направленная на снижение доли западных компаний на рынке РФ. Есть субсидирование элитных семян на местах, целевое субсидирование от регионов. Но необходимы более серьёзные инвестиции со стороны государства в научные центры, в поддержку учёных и молодых кадров и в целом в развитие направления, считает г-н Дятлов.
Любопытные факты приводятся в исследовании Центра технологического трансфера НИУ ВШЭ: «Сегодня основа существования российской селекции — это прямое бюджетное субсидирование через сеть государственных селекционных учреждений. Селекция как начальный этап сельхозпроизводства во многом определяет устойчивость агропродовольственной отрасли в целом. Однако реальный объём инвестиций в российскую селекцию сегодня в 10 раз ниже стоимости, которая потенциально может создаваться на этом этапе».