94 100 13

Федеральный центр на развилке кавказской политики

671
4 минуты

Итоги 2014 года на Северном Кавказе специально для «Эксперта ЮГ» прокомментировал известный бизнес-консультант и общественный деятель из Чеченской Республики Шамиль Бено. По его мнению, благодаря событиям на Украине, резко снизившим градус кавказофобии в российском обществе, Северный Кавказ имеет шанс на прорыв во всех сферах жизни общества. Но ключевые решения для этого, как обычно, должны быть приняты на уровне высшего руководства страны

Федеральный центр на развилке кавказской политики

Поделиться
Какое событие (события) 2014 года оказались, по вашему мнению, главными для Северного Кавказа?

По стратегической глубине воздействия первое место занимает кризис на Украине. Реакция Москвы и Запада на этот кризис существенным образом изменили ситуацию в регионах Северного Кавказа как в сфере экономики, так и в общественных настроениях. Санкции Запада на фоне понижательного тренда цен на сырьевые товары уже привели к существенному снижению возможностей федерального бюджета. Это плохая новость для руководителей дотационных регионов, включая и все регионы Северного Кавказа. Вместе с тем угроза несет в себе и возможности. Если федеральный центр проявит волю к реформированию системы управления делами общества, то перед регионами Северного Кавказа откроется возможность занять достойное место среди экономически развитых субъектов России. Кроме того, произошли позитивные изменения на уровне общественных настроений. Чувства патриотизма, изначально характерные для жителей Северного Кавказа в отношении своей малой Родины, у значительной части людей углубились, причем в направлении ощущения себя гражданами единой Российской Федерации. Правда, этому способствовало и переключение внимания центральных телеканалов от «лиц кавказской национальности» на «бандеровцев». И если по завершению украинской эпопеи Москва вновь не перейдет к поиску «внутренних врагов», то процесс консолидации в единое гражданское общество может приобрести и необратимый характер.

Какие основные достижения и провалы в социально-экономическом развитии СКФО вы могли бы назвать в этом году?

Не знаю, кто первым сказал, что отсутствие новостей – хорошая новость. Все привыкли, что на Северном Кавказе - или очередная стрельба, или заявляется очередной «успешный проект развития». Нет середины: если судить по новостям, то мы - экстремалы. Если же серьезно, то основные достижения или провалы у нас еще впереди. Северный Кавказ сегодня находится в состоянии аккумулирования двух разнонаправленных потенциалов. Первый – потенциал серьезного этнополитического кризиса. В каких-то регионах сегодня он протекает латентно, в других загнан в подполье. Второй потенциал - прорыв в развитии всех сторон жизнедеятельности. Люди реально соскучились по возможности творить и созидать в условиях жизни по правилам, а не понятиям. Какой потенциал возобладает в итоге – вопрос к федеральному центру, ведь законы взаимовоздействия больших и малых систем будут отменены только при наступлении Судного дня.

Насколько события в экономике страны стали неожиданными для вас? В какой степени они превзошли предыдущую оценку рисков?

Ни насколько. Прогнозировал это в начале года, когда разворачивались события вокруг Украины. Дело в том, что управление в «ручном режиме» сложными системами, каковой является и Российская Федерация, предполагает высокую вероятность кризисов, а не исключает их. Невозможно учитывать все факторы взаимодействия между элементами системы. Вдобавок, Москва не услышала своевременно сигналы из Берлина и Брюсселя о том, что на Западе еще сохранились элиты, для которых политические ценности приоритетнее кошелька. Кстати, в русской этнической культурной традиции есть великолепная базовая ценность для создания самосовершенствующейся системы управления - «жить по правде». Не понимаю, почему на протяжении вот уже нескольких столетий элиты, управляющие делами русских, избегают постановки этого краеугольного камня в основание своих проектов строительства государства. Долго размышлял над этим, но так пока и не нашел однозначного объяснения.

Каковы ваши ожидания, связанные с экономикой СКФО на следующий год, в связи с резким изменением макроэкономической конъюнктуры?

При сохранении нынешней системы управления экономикой резкого ухудшения ситуации не избежать. В первую очередь это приведет к значительному сжатию рынка услуг и торговли, на котором сегодня обитает львиная доля самозанятого населения в республиках СКФО. Если федеральное правительство и ЦБ примут решение завалить экономику наличностью, «посадка» будет менее жесткой, но все же будет. Если же не будут предприняты радикальные меры по ускоренному вводу в строй уже намеченных проектов, нацеленных на развитие производственной сферы, то, боюсь, даже «мягкая посадка» будет иметь далеко идущие последствия не только для экономики, но и для усиления потенциала этнополитического кризиса, о котором я уже упомянул. Исходя из практики, решением здесь может быть или внесение изменений в Бюджетный кодекс, позволяющие финансировать проекты развития напрямую из федерального бюджета,как это было в советский период, или создание реально действующего, а не декларативного, как в случае с Корпорацией развития Северного Кавказа, института развития СКФО. Во многих странах накоплен успешный опыт догоняющего развития отстающих регионов, включая ту же Италию. Почему эти методы не применяют? Для меня это загадка, как и в случае с «жить по правде».
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1