Информационное агентство / Аналитический центр

«Иномерия»: величественный радужный мост от Земли к Небу

10.08.2015 | 15:08
|
1763
изображение Лариса Илларионова, Анна Гетманова

Анна Гетманова


В выставочном зале ДГПБ представлена новая экспозиция — «Иномерия», посвященная 25-летию международного творческого объединения «Синтел-Радуница», которое возникло в Ростове-на-Дону в 1990 году. «Синтел-Радуница» - одна из немногих художественных групп, возникших в России за последние 30 лет и до сих пор продолжающих совместную деятельность.


«Изначально идея об «Иномерии» возникла у меня как о персональной выставке. Как международный проект, она была впервые представлена в прошлом году в Варне (Болгария), потом мы показали ее в Калининграде и в Москве», — рассказывает Леонид Феодор , куратор и идейный вдохновитель «Иномерии». Именно он вместе с двумя своими друзьями-единомышленниками — Алексеем Шагиновым и Валерием Сыровым — четверть века назад создал «Синтел-Радуницу».


В объединение «Синтел-Радуница», кроме живописцев, входят поэты, музыканты и художники других видов искусств. Ключ к пониманию такой синтетической концепции группы лежит в ее названии: «синтел» означает СИНтез творчества (искусств) и инТЕЛлекта. «Радуница», в свою очередь,— это связь прошлого с настоящим, настоящего с будущим, глубинная память предков, «величественный радужный мост от Земли к Небу».


После первой выставки группы в мае 1990-го года, которая запомнилась ростовчанам своей неординарностью и ощущением нового, в «Радуницу» влились другие молодые художники, а также опытные мастера старшего поколения: Тимофей Теряев , Анатолий Легостаев , Владимир Куприянов , Юрий Люкшин . Имена некоторых мэтров уже вошли в мировую историю искусств. Например, гений сурового стиля — Тимофей Теряев. В 2000-х гг. объединение перестало быть локальным. К Леониду Феодору присоединились художники-единомышленники из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья: Алла Химич (Санкт-Петербург), Хельмут Ходльмозер (Австрия), поэт-эмигрант Инна Богачинская (США), Т атьяна Обухова (Узбекистан), поэт Владимир Стоянов (Болгария), Андрей Умнов (Казахстан), Чан Тих Тахо Хиен (Вьетнам), Одиль Эсколье (Франция) и др.


В Ростове показаны работы 30 авторов «Синтел-Радуницы». «Иномерия» объединяет очень разных авторов. Светлана Крузе , директор РОМИИ, хорошо знакома с творчеством каждого из них. Искусствовед оценила проект как новую ступень развития синтел-радунижцев:«Бывает, когда группа со временем теряет своей творческий потенциал. У «Синтел-Радуницы» же он настолько велик, что, я уверена, у членов этого объединения все впереди», — говорит Светлана Крузе. Того же мнения иискусствовед Валерий Рязанов . «Объединению 25 лет, и я вижу, что можно проследить, как эволюционируют некоторые авторы, как они ищут новые горизонты, попытаются углубить свои представления об окружающем мире, рассказать то, что раньше было незамечено. Это неслучайно», — считает он. Валерий Рязанов особенно выделил картину Владимира Куприянова «Зов луны». «Я поражен и восхищенной работой, — делится искусствовед. — Я помню, когда выставлял его произведения, где он рассматривал разнотравье. Художник пластически осмысливал лист в природе, графическими средствами выразительности показывал, как по-разному мы можем видеть одну и ту же вещь. И в результате у него появился не пейзаж, а тематическая картина с очень емким содержанием. И здесь — в этой работе, посвященной луне, — есть своя философия. Своеобразное обращение к человеку раскрыть себе глаза и посмотреть на сюжет, который кажется нам обыденным, с разных сторон, с разных чувственных точек восприятия».


Однако, несмотря на всю внешнюю разнохарактерность, в произведенияхсинтел-радунижцев можно обнаружить общие моменты: их живопись изобилует параллелями с искусством прошлого, в картинах присутствует отголосок фольклорных и религиозных произведений. Выставка «Иномерия» подтверждает идею немецкого культуролога Аби Варбурга о художественных образах: они могут переходить из произведения в произведение, независимо от жанра, стиля и эпохи.


В картинах синтел-радунижцев можно увидеть чистые цвета Поля Гогена , линейные графические образы Пауля Клее и эстетическую красоту авангардистских идей Павла Филонова или Микалоюса Чюрлениса . И Леонид Феодор этого не скрывает. «Если заглянуть в древность, можно удостовериться, что искусство прошлого будет ближе всего к тому, что я называю «Иномерией», — рассказывает куратор. — Нашими предшественниками были Иероним Босх , Джузеппе Арчимбольдо , Андрей Рублев , Леонардо да Винчи , Василий Кандинский , Казимир Малевич , Хуан Миро , Фриденсрайх Хундертвассер . Этот ряд можно продолжить именами писателей, поэтов, композиторов. Именами тех, кто смотрел на мир нетривиально, открывал что-то новое.» «Кто-то может рассматривать «Иномерию» как параллельный мир, но все-таки правильно говорить о ней как о другом, отличном от обыденного, ином взгляде, - уточняет художник-философ Леонид Феодор: Мы не исключаем традицию просто она обновлена,» — добавляет он.


Такое широкое название для выставки, как «Иномерия», дает ее участникам опасную свободу. «По сути, название предполагает, что можно выставить все, что угодно. Оно очень емкое, — говорит коллекционер Александр Стрелецкий, — и потому здесь становится важной работа зрителя: сможет ли он посмотреть иначе, чем привык. Только тогда тема раскроется. Помните, как в романе Пелевина «t», отряд-троица: Автор, Герой и Читатель. Последний оказывается самым главным. Так и здесь. Только мои глаза одухотворяют и наделяют смыслом представленные картины».


Для художника Серафима Земелева , работы которого особенно выделяются (они имеют не только очень выразительные злободневные названия, но и выполнены в необычной технике с использованием натуральной кожи), заголовок «Иномерия» дает толчок к обдумыванию. «Я приглашаю зрителя поучаствовать со мной в творческом процессе. Иногда, может быть, ему кажется, что все очень просто, он сам бы мог так сделать. И я только рад этому», — рассказывает Серафим Земелев, автор картин «Ворота в Шенген из..», «Антисанкции», «Импортозамещение». Свои работы он политизированными не считает. «Безусловно, современные проблемы вдохновляют. Это наша жизнь, — говорит художник. — Санкции у меня, у вас есть? Есть. Антисанкции, импортозамещение есть? Есть. Кроме того, в принципе, мои работы можно было бы назватькак угодно. Если я сейчас уберу этикетки, то зритель будет воспринимать все иначе. Будет думать… А, может, и наоборот: совсем не будет думать. Но дело даже не в этом. Просто то, что тебя тревожит, то ты и выносишь на поверхность».


За 25 лет совместного творчества "Синтел-Радуница" сделала 12 проектов и организовала более 20 выставок в России, Болгарии, Германии и Австрии. Останавливаться на этом ее члены не собираются. «Пока живы и еще жить будем. Двадцать пять лет— это не точка. По крайней мере, я настроен продолжать дальше. Группа может изменяться, но костяк остается», — уверено заявляет Серафим Земелев.


Выставка «Иномерия» продлится до 23 августа.

Другие публикации раздела: Статьи

Нет комментариев. Ваш будет первым!