В сезоне 2013–14 годов компания г-на Ходыкина сначала вошла в топ крупнейших экспортёров сельхозпродукции в стране, вплотную приблизившись к традиционным лидерам — МЗК («дочка» международного оператора Glencore), «Югу Руси», Louis Dreyfus и «Аутспан интернешнл». А в минувших двух сезонах «РИФ» и вовсе вышел на безусловное первое место, оторвавшись от ближайшего конкурента — 4,3 млн тонн против 3 млн тонн у МЗК.
Основной бенефициар нескольких компаний Пётр Ходыкин — человек не публичный и не стремится им стать. Его фотографии не украшают обложки ни деловых, ни гламурных изданий. Их вообще крайне сложно достать. Мало кто сегодня может достоверно поведать, откуда у возмутителя спокойствия на крайне конкурентном трейдерском рынке ТД «РИФ» появился первоначальный капитал и как он смог столь стремительно сдвинуть с первых строк рейтинга давно устоявшихся лидеров рынка. Одни считают, что этому способствовали семейные связи бизнесмена, другие — что за ним стоит некая «очень мощная структура», не желающая себя афишировать. Этот сюжет ещё ждёт летописцев.
Формально ТД «РИФ» и ООО «Промэкспедиция», входившее в рейтинг южнороссийских компаний-«газелей», принадлежат ряду кипрских и виргинских оффшоров. В обоих случаях лицом, имеющим право действовать без доверенности, является близкий г-ну Ходыкину человек Вадим Саркисов, представленный в «СПАРК-Интерфакс» как директор обеих компаний. Летом 2014 года сам г-н Ходыкин признался в интервью агентству Bloomberg, что является бенефициаром торгового дома.
«РИФ» специализируется на зерноторговле, осуществляя перевалку через собственный терминал в Азовском порту. «Промэкспедиция» — это как раз терминал, компания оказывает транспортные услуги. Свой терминал — важное конкурентное преимущество трейдера. Но «РИФ» активно использует также порты Ростова и Новороссийска.
Последние годы у компаний наблюдался галопирующий рост финансовых показателей.
Если в 2011 году выручка «РИФа», согласно данным «СПАРК-Интерфакс», составляла 3,32 млрд рублей, то в 2014 году — уже 16,1 млрд рублей, а через год — сразу 49,9 млрд рублей. «Промэкспедиция» растёт «газельными» темпами как средний бизнес при крупном трейдере — выручка в 2011 году составляла 235,3 млн рублей, в 2015 году — 2,5 млрд рублей.
Последние два года компания сделала упор на отгрузку зерна по «малой воде». Этому способствовало завершение реконструкции Азовского элеватора «Промэкспедиции» с наращиванием мощности его единовременного хранения с 30 сразу до 105 тысяч тонн. Таким образом «РИФ» смог сэкономить на перевалочных расходах, развивая за их счёт бизнес по транспортировке. Кроме того, путь донских грузовиков-зерновозов от местных поставщиков до Азова куда короче, чем вагонов-хопперов до Новороссийска — экономится ещё и время. Малые суда из Азовского порта доходили до керченского порта и порта Кавказ, где перегружались на большие суда. Такой метод позволял «РИФу» закупать зерно по более привлекательным для контрагентов ценам. «Сейчас стало проще считать деньги. Раньше приходилось всё складывать в уме. Была тетрадка, я в ней что-то писал. А сейчас у меня автоматизация большинства процессов, самые современные технологии и оборудование», — признавался сам г-н Ходыкин в одном из редких интервью.
В этом году на инвестиционном форуме в Сочи было подписано соглашение с ФГУП «Росморпорт» об увеличении портовых мощностей в Азове. К 2019 году «Промэкспедиция» рассчитывает нарастить перевалку здесь с нынешних с 2,5 млн тонн в 2-3 раза. Новый специализированный терминал сможет обслуживать суда дедвейтом до 5 тысяч тонн. В состав гидротехнических сооружений морского терминала войдут три причала (два для погрузки зерновых культур и один для погрузки генеральных грузов). Для формирования судовых партий отгрузки зерна предполагается строительство элеватора на 50 тысяч тонн единовременного хранения, а для формирования судовых партий отгрузки генеральных грузов планируется создание открытых складских площадок.
Эти инвестиции очень своевременны. То, что делает Ходыкин, идеально укладывается в восходящий тренд — политику федерального центра, направленную на поиск альтернативы углеводородам и общую поддержку экспорта. Успев занять ведущие позиции, «РИФ» вполне может оказаться компанией, на которую сделает ставку государство. Но для этого Петру Ходыкину придётся осваивать не только современные технологии, но и публичные коммуникации.