Индустриальный драйвер
для курортной отрасли
Приазовья

Долгое время развитие прибрежных районов Кубани ассоциировалось либо с логистикой, либо с недорогим туризмом. Развитие промышленности сделало этот процесс более осмысленным и устойчивым. Свой шанс получили территории Приазовья и Причерноморье
Открытие побережья Азовского и Черного морей для серьезных инвестиций в сфере туризма — один из главных трендов последних лет. Основа его заложена еще в начале 2000-х годов благодаря небольшой индустриальной революции, превратившей во многом малопривлекательный край в настоящий «полуостров сокровищ». Сегодня это одни из самых перспективных мест для инвестиций.

Долгая дорога к морю

Количество приезжающих в Краснодарский край постоянно растет. Кубань занимает второе место в РФ по миграционному приросту. В 2021 году количество переехавших в Краснодарский край составило 127,4 тыс. человек. В целом количество приезжающих растет последние 10 лет. Большинство из них оседают в Краснодаре, но многие выбирают и прибрежную зону. Новая дорога и мост через Керченский пролив в Крым сделали их более комфортными для проживания.

Туристический поток на черноморском побережье также увеличивается с каждым годом. Азовскому побережью достается лишь небольшая его часть — до 2-2,5 млн туристов, около 12-14% от 17 млн туристов. Наиболее популярные места для отдыха и ПМЖ — Анапа, Геленджик и Сочи, но эти курорты сегодня перегружены и перенаселены.
Это идеальное место для пляжного отдыха, лечебной и оздоровительной деятельности. Здесь есть и соответствующая инфраструктура: автомобильные и железные дороги, гостиницы, в том числе и гостевой фонд частного сектора, санатории и другие лечебные учреждения
Однако в степном Приазовье и Причерноморье есть, где развернуться. Прибрежная полоса составляет 550 км, здесь благоприятный климат, теплое море, лечебные грязи и минеральные воды. Это идеальное место для пляжного отдыха, лечебной и оздоровительной деятельности. Здесь есть и соответствующая инфраструктура: автомобильные и железные дороги, гостиницы, в том числе и гостевой фонд частного сектора, санатории и другие лечебные учреждения.
Территории, слабо приспособленные для большого туристического трафика, постепенно обрастают инфраструктурой

Индустриальный рывок Тамани

Еще 10-15 лет назад западное побережье Кубани — Таманский полуостров — представляло собой, если не богом забытую, то весьма отдаленную территорию. Шли острые дискуссии о его развитии.

Инвесторы не видели потенциала в развитии рекреационных зон, учитывая наличие рядом крупных курортов Анапы и будущей Сочинской агломерации. Агропромышленная сфера была более перспективна. Сегодня крупный вклад в экономику полуострова вносят такие организации (данные по результатам 2022 года), как: ООО «Кубань-Вино» — крупнейший в России производитель вина (11,4 млрд) и ОАО «АПФ "Фанагория"» (5,7 млрд), ООО «Агрофирма "Южная"» (выращивание винограда, 6,2 млрд). Все это крупнейшие налогоплательщики Кубани.
Однако самым очевидным направлением развития представлялось создание крупных морских логистических центров: акватории двух морей могли бы удовлетворить потребности страны в экспорте товаров и ресурсов в самые разные уголки мира. Именно морские порты и стали локомотивами развития Темрюкского района.

Сегодня порты Темрюк, Кавказ и Тамань — новые индустриальные центры Кубани. Порт Темрюк, например, основан еще в 60-х гг. ХIХ века. Расположен он в 4 км от одноименного города. Основные стивидоры: ООО «Порт Мечел-Темрюк» с оборотом 813,7 млн рублей (транспортная обработка грузов, по итогам 2022 года), ООО «КГС-порт» (117,6 млн рублей), ООО «Мактрен-Нафта» (перевалка углеводородов, 393 млн), ООО «Газпром транссервис» (461 млн), ОАО «Морской торговый порт Темрюк» (61 млн). Специализируется на перевалке навалочных и наливных грузов.
Более крупный порт Кавказ расположен в Керченском проливе Азовского моря на косе Чушка. Кроме того, он позволяет принимать железнодорожные паромы. Построен порт Кавказ был в середине прошлого столетия, в 1953 году. Тогда основным его назначением было обслуживание паромной переправы и осуществление смешанных перевозок. В 2004 году порт был реконструирован. С тех пор число судов и показатель грузооборота товаров не перестает увеличиваться. В 2022 году он составил 16 млн тонн. Среди стивидоров: ООО «Аншип» (1,7 млрд руб. выручки, по итогам 2022 г.), ООО «Югнефтехимтранзит (2,3 млрд) руб. выручки, а также еще 17-18 компаний.
Самый молодой –– порт Тамань в западной части Таманского полуострова, один из ведущих портов, начал свою работу в 2007 году. Несмотря на свою «юность», порт уже сейчас является одним из ведущих в России по объёмам грузоперевозок, входит в топ-10 по данным различных отраслевых рейтингов.

«На Черном море нужен был новый крупный порт, поскольку возможности Новороссийского и Туапсинского были исчерпаны, — вспоминает гендиректор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. — Пригодная для этого Тамань, как альтернатива Новороссийску, на официальном уровне не рассматривалась. Пока в стране шли разговоры, инвесторы сами взялись за ее развитие».
Грузооборот в 2022 году — более 42 млн тонн. Крупнейший стивидор — оператор морских терминалов и инфраструктуры — ОТЭКО (АО «Таманьнефтегаз», ООО «ОТЭКО-Портсервис» и другие компании) с совокупной выручкой около 110 млрд рублей. Затем идут ООО «Пищевые ингредиенты» (производство масложировой продукции, 66,3 млрд рублей), ООО «Морской терминал "Тамань"» (транспортная обработка судов, 68,5 млрд рублей).
Этот конгломерат предприятий — самый мощный после Новороссийска и Туапсе прибрежный кластер на Кубани, причем сформировался он буквально за последние 15-18 лет. «Эффекты перелива» от работы промышленных предприятий повышают привлекательность городов-курортов, малых городов и «сельских систем расселения», а вместе с тем и улучшают здесь качество жизни.
Федор Бабенков
глава Темрюкского района
«Раньше нам нужно было думать, как заманить к нам людей, а сейчас они приезжают сами, и наша задача заключается в том, чтобы создать для них комфортные условия»
Алексан Мкртчян
вице-президент Альянса туристических агентств (АТА)
«Ключевой задачей при создании курорта для инвесторов и правительства является соблюдение комплексного подхода. В Анапе, например, катастрофически не хватает отелей разряда четырех звезд и выше. Район определенно нуждается в крупных объектах, на которых не будут экономить»

Берег сокровищ

В условиях новой эпохи в развитии страны Азовское и Черное моря играют все более заметную роль. Там, где работают крупные предприятия, которые активно инвестируют не только в собственные мощности, но и в инфраструктуру, ситуация кардинально отличается в лучшую сторону. Наиболее развитые курортные города расположены как раз рядом с транспортно-индустриальными хабами: Анапа, Новороссийск, Туапсе. Рост доходов местных бюджетов обеспечивается напрямую за счет НДФЛ и налога на прибыль, который формируют, в основном, предприятия. Их динамичный рост напрямую отражается на благосостоянии территорий. Так, ранее компания ОТЭКО сообщала, что больше половины доходной части бюджета Таманского сельского поселения и до 15% бюджета Темрюкского района составляют её отчисления.
Развитие промышленности и АПК запустило новый виток инвестиционной спирали и перезапустило многие смежные отрасли - например, виноделие и агротуризм
Среди других крупных городов на азовском побережье выделяются Ейск и Приморско-Ахтарск. Их пока с натяжкой можно назвать полноценными курортами, хотя в Ейск часто едут автотуристы из Центральной России и Урала. Основная проблема — отсутствие в достаточном количестве средств размещения с приличным сервисом и плохая транспортная доступность (доехать можно только по автодороге).

Недавно заявлен проект особой экономической зоны в составе Ейского муниципального округа. Безусловно, это способствовало бы развитию инфраструктуры, но курорт не дает возможности для расширения порта — главной индустриальной составляющей развития. Препятствие можно преодолеть за счет реализации амбициозного проекта ОЭЗ, предполагающего строительство второй очереди Ейского порта на другой территории района, где глубина сможет принимать более вместительные морские суда. Это предоставит возможность вынести за пределы курортного города производственные мощности, а также построить в границах зоны ряд агропромышленных предприятий, объектов жизнеобеспечения, транспортной и вспомогательной инфраструктуры. И позволит запустить новый виток инвестиционного развития района.
В Приазовье еще достаточно территорий, потенциал которых предстоит раскрыть в связке с промышленным развитием. На фото одна из заброшенных достопримечательностей Приморско-Ахтарска

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СПИРАЛЬ ЗАТЯГИВАЕТ НОВЫЕ ПРОЕКТы

И хотя различные инвестпроекты отелей есть, на курорте уже практически не осталось свободной земли.

Сейчас инвесторов и власти останавливает полное отсутствие коммунальной инфраструктуры — практически все придется строить с нуля. Поскольку рядом нет крупных промышленных предприятий, создавать «инвестиционную спираль», в которую затягиваются различные отрасли, а затем и малый/средний бизнес, попросту некому.
«Инвестиционные возможности и эффекты от промышленного бизнеса куда более серьезные, чем от туристического, поэтому именно промышленность в широком смысле станет драйвером для развития территорий, — говорит Александр Полиди. — Тем более учитывая серьезные ограничения в человеческом капитале на этих территориях, которые сложились исторически».

Для того, чтобы привлекать человеческий капитал на эти территории, нужно создавать необходимые условия. Стратегические планы развития территорий с опорой на промышленную базу позволяют это сделать. В частности, в том же достаточно промышленно развитом Темрюкском районе один из крупнейших девелоперов России планирует построить целый курортный город с современной инфраструктурой и даже с собственным университетом и IT-парком. Здесь в перспективе могут проживать 100-200 тыс. человек.
Александр Полиди
партнер консалтинговой компании «Арка групп», заслуженный экономист Кубани
«Именно промышленность становится драйвером для развития туризма, ведь здесь необходимы огромные инвестиции в транспортную, коммунальную, городскую инфраструктуру, и государство не может и не должно нести полностью эту нагрузку»
Дмитрий Баранов
ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
«Строительство портов способствует расширению транспортной и энергетической инфраструктуры. Не исключено, что в дальнейшем это подтолкнет других инвесторов к реализации проектов в регионе. Крупный бизнес помогает району тем, что платит налоги»

ИНДУСТРИЯ СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЕТ ЛАНДШАФТ

При этом крупнейшие налогоплательщики, конечно, и по-другому помогают муниципалитетам, и каждая компания — по-своему. Компании, заинтересованные в собственном развитии, наряду с трудоустройством местных жителей привлекают и специалистов из других районов и регионов, вкладывают средства в развитие социальной сферы и благоустройство. Новые работники наполняют местные бюджеты за счёт своих отчислений, поддерживают местную экономику, увеличивая продажи товаров и услуг, арендуют жильё и так далее.

Крупный бизнес не ограничивает своё участие в развитии территорий только налогами. Например, ОТЭКО за свой счёт провела капитальный ремонт муниципальной дороги длиной более 2 км между поселками Тамань и Волна. Компания выделяет средства для медицинских учреждений, образования, культуры, спорта, а также местных общественных организаций.
На таманской производственной площадке «ЭФКО» в Краснодарском крае введена в эксплуатацию первая очередь опреснительной станции, которая позволит направить часть коммунальных ресурсов на нужды жителей полуострова. Крупнейший налогоплательщик Новороссийска, НМТП, активно занят в решении вопросов экологии, развития дорожной сети, а также волонтерском и спортивном движениях.

Это помогает муниципальным властям экономить средства бюджета, направляя их, например, на поддержку малого бизнеса и развитие курортной инфраструктуры. Там, где связи давно налажены, инвестиционная активность всегда высока, и зачастую к этим процессам подключается уже малый и средний бизнес. Например, в Туапсинском районе действует свыше десятка инвестсоглашений о реализации крупных проектов с МСБ, на сумму свыше 6 млрд рублей. По объему вложенных средств эти инвестиции сопоставимы, а порой и превосходят вложения крупных предприятий. Однако в данном случае первичен вклад в развитие города крупных промпредприятий.
Порты на азовском побережье становятся инвестиционными драйверами территории
«Нужно посмотреть на опыт развития подобных территорий в мире, — говорит Александр Полиди. — Главное условие — опережающее развитие инфраструктуры и строительство новых городов для решения проблемы дефицита квалифицированной рабочей силы. Плюс налоговые льготы и транспортная доступность».

Масштабное строительство привлекает со всей страны высококвалифицированную и высокооплачиваемую рабочую силу. Это позитивно сказывается на развитии местного малого бизнеса. Растет качество сервиса и привлекательность района для туристов из других регионов РФ, что в итоге положительно сказывается и на смежных отраслях – например, на виноделии и винном туризме.

«Главное условие для развития — разработка четких и достаточно жестких экологических требований к размещению промышленных мощностей, в том числе закрепление зон специализации локальных территорий побережья, — говорит Александр Полиди.

Новый виток инвестиционной спирали на азово-черноморском побережье неизбежен. А основа для него заложена уже сейчас благодаря индустриализации территорий. ■

Автор текста — Евгений Ракуль
Графический дизайн — Дмитрий Горунов
Вёрстка — Татьяна степаничева



Источники изображений
Pastvu.com
Администрация Темрюкского района, vk.com/temryuk.press
сип-дом-в-крыму.рф
investvitrina.ru