93 99 13

Кубанские зерновики предпочитают улучшение качества наращиванию урожайности

1174
4 минуты

При этом потенциал для увеличения вала в Краснодарском крае тоже есть, но «гнаться за рублём» именно таким образом сегодня не выгодно

Кубанские зерновики предпочитают улучшение качества наращиванию урожайности

Поделиться

Отечественный лидер по средней урожайности зерновых Краснодарский край (64,9 центнера с гектара в 2017 году) в ближайшие годы имеет все шансы догнать по этому показателю ведущие европейские страны (Франция, Великобритания — 70–91 центнер с гектара). Об этом шла речь в Краснодаре на заседании «круглого стола» «Битва за урожайность: можно ли добиваться большего от пшеницы?», организованного журналом «Эксперт ЮГ» в партнёрстве с одним из мировых лидеров в химической и фармацевтической сферах компанией Bayer.

Ежегодно валовой сбор зерна растёт, однако сами аграрии, достигшие значительных успехов в последние годы (уровень средней урожайности вырос с 43 центнеров с гектара в 2005 году до 64,9 центнера в 2017 году), не спешат форсировать события. Избыточный урожай не только давит на цены, но и вызывает острый дефицит складских помещений, владельцы которых, в свою очередь, взвинчивают тарифы за хранение. К тому же в погоне за валом снижается качество производимого зерна, в то время как во всём мире сохраняется тренд на расширение потребления «чистых продуктов» и зерна с высокими качественными характеристиками. Участники «круглого стола» отмечают, что сегодня не стоит «гнаться за рублём», наращивая урожаи. Следует сосредоточиться на высокой продуктивности, сохранении почв, борьбе с болезнями растений и выводе на рынок дефицитных биопродуктов.

В руководстве Министерства сельского хозяйства РФ было заявлено, что уже к 2030 году в России впридачу к нынешнему урожаю в почти 130 млн тонн зерновых в год вполне может быть выращено ещё порядка 100 млн тонн. Оптимизм чиновников основан не только на последних успехах основных зернопроизводящих регионов страны, но и на введении в сельхозоборот до сих пор не используемых почти 42 млн га залежных земель (всего на 2017 год в стране насчитывалось 196 млн га сельхозугодий). Как это сделать при элементарном дефиците работников на селе и износе техники в АПК почти в 70%, сказать сложно. Ещё менее понятен вопрос, зачем России нужны такие рекорды. Из нынешних почти 130 млн тонн для внутренних нужд страны (даже при росте потребностей животноводства в кормах и с учётом стратегических «закромов родины») достаточно 75–80 млн тонн. Остаётся до 50 млн тонн экспортного потенциала. Однако сегодня трейдеры объединёнными усилиями не в состоянии вывезти даже половины (в 2016–17 сельхозгоду были вывезены рекордные 35,1 млн тонн).

На этом фоне и сами производители не могут придержать зерно до лучшей конъюнктуры — страна располагает общими мощностями хранения всего на 115 млн тонн. То есть уже сегодня 15 млн тонн нового урожая необходимо в срочном порядке продавать, невзирая на цену. Куда уж тут вести речь о дополнительных 100 млн тонн, существующих пока только в радужных надеждах чиновников.

«В ближайшие пять лет мы свои усилия сосредотачиваем на оздоровлении почвы, развитии благоприятных условий, чтобы у нас не было патогенных болезней, — рассказал Валерий Киященко, директор ООО “Заречье”. — Используем протравители лучших мировых производителей. Да, это дорого, но зато фузариоза, от которого пострадал весь регион, на кукурузе в этом году у нас нет. Для нас приоритетом в первую очередь является качество. Инвестиции порядка миллиона долларов на четыре тысячи га пашни позволили нам продавать зерно в любых экономических условиях. Мы инвестировали около 70 миллионов рублей в создание собственного семенного центра, купили новейшее оборудование. Теперь у нас свои семена с гарантированным качеством. Мы работаем на внутренний рынок, чтобы в России потребляли чистые продукты».

Большую проблему для будущих урожаев представляет упомянутый фузариоз — опасное заболевание растений. По данным главного фитопатолога Краснодарского филиала ФГБУ «Россельхозцентр» Натальи Сасовой, из-за фузариоза колоса с каждых 100 га обрабатываемой земли кубанские аграрии недополучают в среднем 25 центнеров урожая. В год это выходит в пределах 350–450 тысяч тонн урожая, что при нынешних средних ценах на пшеницу в 7 рублей за 1 кг составляет 3,15 млрд рублей.

Для решения этой проблемы химические и фармацевтические компании сегодня предлагают надёжные средства борьбы с заболеваниями растений.

«Осенью необходимо уделять повышенное внимание озимому полю. Внедрение новых протравителей с антифузариозным и инсектицидным компонентами даёт повышение урожайности до 80 центнеров с гектара и выше. За три года производственного использования осенней защиты от сорняков (гербицид “Алистер Гранд”) прибавка составила 4–6 центнеров с гектара урожая», — говорит Андрей Девитт, региональный представитель «Байер» на юге России по продажам.

Есть положительный опыт и у сторонников традиционных методов защиты растений.

«Нужно опираться на веками приобретённый опыт, — уверен генеральный директор ЗАО “Колос” Александр Хильчук. — Специалисты из Новосибирска посоветовали нам использовать в качестве удобрений обычный торфогель. В этом году мы распылили с самолёта 60 тонн торфогеля, и не обнаружили никакого фузариоза на пшенице. На выходе получили 55 центнеров с гектара при минимальной её себестоимости и при хорошем иммунитете. Сегодня за нашими чистыми продуктами покупатели стоят в очереди».

Правильное применение средств защиты растений в ближайшие годы может стать не менее действенным фактором повышения урожайности, чем экстенсивный путь расширения посевов на пока ещё не обрабатываемых земельных угодьях.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1