Информационное агентство / Аналитический центр

Новая команда ПАО «Магнит» строит на Юге теплицы по плану Сергея Галицкого

08.08.2018 | 18:08
|
730
текст Ксения Золотарёва, Андрей Бакеев
изображение фото: magnit-info.ru

Компания объявила о развитии собственного тепличного комплекса по выращиванию томатов. Знакомство с проектом показывает, что «Магнит» следует стратегии, заложенной основателем розничной сети

ПАО «Магнит» строит тепличный комплекс по выращиванию томатов в Тихорецком районе Краснодарского края, сообщили в пресс-службе компании. Речь идет о создании производства на площади около 60 га. По данным районной администрации, вложения в первую очередь проекта составят 12,6 млрд рублей, строительство завершат до конца 2018 года. Как ранее писал «Эксперт ЮГ», ПАО намерено инвестировать более 50 млрд рублей до 2026 года в развитие собственных производственных проектов. На эти средства компания собирается запустить порядка 40 производств, которые будут выпускать овощи, мясные полуфабрикаты, снеки, бытовую химию.

Генеральный директор исследовательской компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова считает тепличный опыт ПАО «Магнит» успешным, а намерения оправданными и логичными. «Семь лет назад владельцы компании поставили цель обеспечить магазины сети собственной тепличной продукцией. Для этого в несколько этапов были построены 83 га теплиц, — напомнила эксперт. — По количеству площадей принадлежащий "Магниту" ТК "Зеленая линия" входит в первую пятёрку в России. Комплекс применяет современные агротехнологии и оборудование. В овощных теплицах компании в основном выращивают огурцы, под которые занято примерно три четверти площадей. По нашим оценкам, свежими огурцами агрокомплекс обеспечивает родственную федеральную сеть на 50-55 процентов, что является высоким показателем, учитывая количество супермаркетов "Магнит" и территориальный охват сети».

По мнению эксперта, задачу обеспечения магазинов собственными огурцами ритейлер выполнил. Теперь очередь за томатами, которые в теплицах «Магнита» стали выращивать с прошлого года, но в более скромных объёмах. «Доля собственных томатов на полках сети сейчас едва достигает 15 процентов. Чтобы увеличить эту долю до 55 процентов, ритейлеру придётся вводить не 60 га новых теплиц, а гораздо больше, так как полученных на новых площадях 35-40 тысяч тонн томатов будет недостаточно для закрытия потребности федеральной сети», — уверена Решетникова.

По мнению гендиректора аналитического агентства INFOline Ивана Федякова, заявленный проект, прежде всего, показывает, что новая команда «Магнита», которая пришла сюда в мае 2018 года, решила не отказываться от стратегии основателя компании Сергея Галицкого. «Это достаточно интересно. После продажи Галицким контрольного пакета акций в компании возник вопрос о том, каким образом будет развиваться направление собственного производства, поскольку в этих процессах влияние основателя сети было ключевым. Более того, до сих пор часть производств, которые работают на «Магнит», являются частной собственностью Галицкого», — разъясняет эксперт.

Г-н Федяков отмечает, что «Магнит» продолжит планомерно выстраивать вертикально интегрированную компанию, способную контролировать весь цикл производства продукции: выпуск, хранение, логистику, реализацию. Это намерение выделяет ритейлера на фоне ближайших конкурентов — X5RetailGroup и «Лента», которые целенаправленно отказываются от активов в производстве, фокусируясь только на ритейле.

Однако, по мнению Федякова, инвестируя в производство, компания рискует сразу по нескольким направлениям. Во-первых, речь идёт о размытии компетенций. «Все реализуемые проекты: и тепличный комплекс, и сотрудничество с "Почтой России", и развитие аптечного направления — это проекты прежней команды. Я считаю, что те слабые результаты, которые "Магнит" показывал последние пару лет, во многом связаны с тем, что стратегия компании слишком размыта и "Магнит" потерял фокусировку на своём основном формате — магазинах шаговой доступности, — говорит Иван Федяков.— Сейчас ритейлер работает над новой глобальной стратегией, которую представит осенью. В рамках этой стратегии мы узнаем о новых решениях и о том, как в неё впишутся заявленные направления».

Во вторых, уверен аналитик, остаётся шанс, что по инициативе Минпромторга, ФАС или иных ведомств в России могут запретить торговым сетям не только производить, но и продавать товар под собственными марками. Аналогичный подход применяется в ряде европейских стран, где ритейлерам законодательно запрещено развивать собственные производственные проекты, чтобы товаропроводящая цепочка была максимально комплексной.

С этим мнением не согласен президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. «Инициативы по регулированию собственных торговых марок ритейлеров исходят из депутатского корпуса и носят скорее популистский характер. С точки зрения государства ограничивать сети нелогично. Основной риск инвестиций в собственное овощное производство заключается в издержках в случае неурожая, — говорит Карпов. — Опыт "Зеленой линии" позволит "Магниту" минимизировать этот риск».

.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!