Информационное агентство / Аналитический центр

Ростов и Краснодар вписали в разные пространства

01.10.2018 | 12:10
|
475
текст Ксения Золотарёва
изображение geocaching.su

Минэкономразвития РФ определило Ростов-на-Дону в центры Южного экономического макрорегиона на правах третьей по размеру агломерации в рамках Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года. Краснодар пока во втором эшелоне, хотя город развивается более активными темпами

В новой редакции проекта Стратегии пространственного развития России до 2025 года, разработанного Минэкономразвития, Россию предложено разделить на 14 экономических макрорегионов: Северокавказский, Дальневосточный, Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский. Южный макрорегион по своему административному составу полностью повторяет ЮФО.

Согласно тексту проекта стратегии, в каждом макрорегионе должен находиться минимум один сложившийся крупнейший центр экономического роста. В ЮФО авторы стратегии таким центром называют только Ростов-на-Дону, поскольку он является ядром агломерации с населением более 1 млн человек (таково одно из условий). Краснодар же входит в шесть крупных центров экономического роста (это считается вторым эшелоном наиболее развитых городов). Ростов, будучи центром агломерации с населением даже более двух миллионов человек, входит в тройку крупнейших после Москвы и Санкт-Петербурга. Рост Краснодара пока не заметен на федеральном уровне, а Ростову формальное лидерство может дать целый ряд преференций — от приоритетного бюджетного финансирования до статуса стартовой площадки масштабных федеральных программ.

Демография «весит» больше экономики

В эти дни в Ростове обсуждают проект Стратегии развития города до 2035 года, которую должны принять до конца года. В проекте документа, размещенного на сайте администрации города, в частности говорится, что по экономическим показателям Ростов уступает столице Кубани, несмотря на положительную динамику выпуска промышленной продукции. «Ростов-на-Дону не является лидером среди административных центров ЮФО по объему промышленной отгрузки. Занимая 2-е место в округе, Ростов-на-Дону серьезно отстает по этому показателю от Волгограда и непосредственно конкурирует с Краснодаром. В стратегической перспективе интенсивность конкуренции в этой сфере будет только нарастать. Особенно тревожным является тот факт, что в течение последних 15–20 лет Краснодар стремится нивелировать конкурентные преимущества Ростова-на-Дону как индустриального центра, размещая на территории своего города конкурирующие с ростовскими промышленные предприятия», — говорится в тексте проекта Стратегии-2035.

Наиболее наглядным примером усилий Краснодара по завоеванию лидерских позиций в ЮФО, по мнению авторов документа, является локализация завода по производству сельскохозяйственной техники одного из мировых отраслевых лидеров — немецкой компании CLAAS. Этот проект получает ряд льгот в рамках специального инвестиционного контракта с федеральным Минпромторгом.

В то же время анализ социально-экономического развития крупнейших городов Южного федерального округа по итогам 2017 года показал, что краевой центр опередил столицы других субъектов по 14 из 34 показателей социально-экономического развития, сообщала ранее администрация города. Краснодар занимает первые места по объёму отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по крупным и средним предприятиям (например, по обеспечению электрической энергией, газом), а также по этому показателю в расчёте на одного жителя. Кроме того, город лидирует по обороту розничной торговли по крупным и средним организациям всех видов деятельности, а также по вводу жилых домов за счёт всех источников финансирования и в расчёте на одного жителя.

По мнению председателя комиссии Общественной палаты Краснодарского края Александра Полиди, столица Кубани станет вторым равноправным полюсом роста Южного макрорегиона с получением официального статуса города-миллионника. «Объективно экономический потенциал Краснодара выше (Ростова): доля трудоспособного населения выше, инвестиции на душу населения, темпы роста валового городского продукта. Но я не стал бы говорить, кто главнее: на Юге уже сложились две поступательно развивающиеся агломерации — Краснодар и Ростов. Для меня загадка, почему это не зафиксировано в стратегии пространственного развития. Этот документ надо дорабатывать и актуализировать», — отмечает эксперт.

По словам заместителя главы администрации Ростова по вопросам экономики Дмитрия Чернышова, сегодня в городе сосредоточено более 30% трудовых ресурсов Ростовской области. Каждое второе малое предприятие Дона зарегистрировано и работает на территории Ростова. В Краснодаре, по данным статистики, сосредоточено около 20% трудовых ресурсов края и 30% предприятий МСП. Поэтому пока Ростовская агломерация выглядит более мощным и перспективным образованием.

Во время обсуждения областного закона «О развитии агломерации» министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко отметил, что развитие экономических макрорегионов в привязке к сложившимся агломерациям — один из ключевых мировых трендов.

Ключевой вопрос — территориальная целостность

По мнению политолога Андрея Серенко, статус агломерации, которой отводится роль локомотива экономического роста макрорегиона, позволит входящим в неё населенным пунктам претендовать на больший объём бюджетного финансирования. Однако он отметил, что для эффективного функционирования такой модели пространственного и экономического развития необходимо менять систему управления в регионах. По мнению г-на Серенко, при всех плюсах создаваемой экономической модели есть риск, что на фоне экстенсивного роста столиц и быстрого развития агломераций сельские территории начнут деградировать.

По мнению заместителя научного руководителя ЦЭМИ РАН, профессора Георгия Клейнера, макрорегионы необходимы, однако чтобы избежать деградации сельских регионов, важно обеспечить их территориальную связность. «В ходе обсуждения стратегии возникали вопросы: пространство для России — беда или богатство? Я бы сказал, что это ее органическое свойство. Поэтому важно не только развитие городов, но и пространства между ними», — подчеркивает Георгий Клейнер.

В проекте федеральной стратегии для обеспечения территориальной связности предусмотрено масштабирование полюсов роста. Помимо крупнейшей агломерации ими должны стать агломерации с населением до миллиона человек. В стране их всего шесть, в ЮФО и СКФО — Краснодар, Астрахань и Махачкала. Более мелкие очаги роста сейчас наблюдаются в 47 городах, которым присвоен статус перспективных центров экономического роста. На Юге это Волгоград, Ставрополь и КМВ. Дальнейшее масштабирование и выделение полюсов из числа городов с населением от 100 до 500 тысяч человек делегировано регионам и определяется региональными стратегиями социально-экономического развития.

Что касается полюсов роста в конкретных регионах, то их создание ранее было определено в стратегиях развития Ростовской области и Краснодарского края до 2030 года.

Проект Стратегии развития Ростовской области до 2030 года предполагает достижение экономических и социальных целей за счёт развития четырёх полюсов роста (инновационно-технологический, индустриальный, агроиндустриальный, перспективный) и девяти территориально-экономических округов для сбалансированного расселения граждан. Округа с центрами в городах Шахты, Каменск-Шахтинский, Миллерово, Волгодонск, Морозовск, Сальск, станице Вёшенской и селе Ремонтном также будут развиваться по агломерационным принципам. Ядром будет выступать город, который притянет поселения-спутники.

В рамках Стратегии-2030 в Краснодарском крае также произвели «территориальную нарезку» в зависимости от специализации районов, целей и задач их развития. В результате были выделены семь экономических зон: Северная, Центральная, Восточная, Предгорная, Краснодарская, Черноморская, Сочинская.

Агломерации необходимы юридические инструменты

Поскольку агломерационные процессы не предполагают изменения территориально-административных границ, в Ростовской области межмуниципальное взаимодействие будет регламентировано в рамках принятого в первом чтении регионального закона «О развитии агломерации».

Как отметил председатель Заксобрания Ростовской области Александр Ищенко, документ принимается для того, чтобы несколько городов имели возможность заключать межмуниципальные контракты, на основании которых могли объединять ресурсы, например для строительства дорог или социальных объектов. Также закон «О создании агломерации» может иметь прикладное значение в формировании тарифов на проезд в общественном транспорте. По мнению Александра Ищенко, в будущем стоимость проезда внутри агломерации должна быть на уровне городских маршрутов, а не междугородных.

В Краснодаре юридические инструменты для функционирования агломерации только прорабатываются. Пока же объявлено о создании Краснодарской агломерации, которая объединит Краснодар, ряд муниципалитетов Адыгеи и районов края.

На Дону также в рамках «линейного увязывания федеральной, региональной и городских стратегий развития» был принят ещё один рамочный закон: «О статусе административного центра Ростовской области». Этот документ закрепляет за Ростовом целый ряд дополнительных функций. По словам Александра Ищенко, закон позволит на уровне региона принимать специальные программы софинансирования, направленные на сохранение и развитие Ростова-на-Дону. Роль центра макрорегиона даст городу больше возможностей для участия в федеральных проектах. Так, например, власти региона надеются, что строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Сочи (один из ключевых транспортных проектов Стратегии пространственного развития РФ на направлении «Север — Юг») поможет связать аэропорт Платов с областным центром. То есть обеспечение транспортной доступности аэропорта, который находится в 30 км от Ростова, можно частично переложить и на федеральный бюджет.

В Краснодарском крае подобные рамочные законы пока только обсуждаются.

Другие публикации раздела: Устойчивое развитие южных городов
Комментарии 1
Андрей
| 1 октября 2018 в 12:18
#
Странная картина получается. Населения у ростовской агломерации больше, чем у Краснодара. Потом же пишут, что у Краснодара больше доля трудоспособного населения, экономический потенциал выше. Получается экономика не зависит от количества населения ? Странный вывод получается.