
Инструмент должен помочь людям, страдающим шопоголизмом, сохранить деньги // Фото: freepik
Поделиться
По словам политика, у людей развивается настоящая зависимость от быстрых онлайн-покупок. Инструмент должен помочь потребителям, страдающим от зависимости к бесконтрольным импульсивным онлайн-покупкам, избежать финансовых проблем. Дата старта и сроки эксперимента пока не называются.
Запрети себе кредиты и лишние покупки
«Чтобы продать что-то ненужное на «Авито», нужно сначала купить что-то ненужное на маркетплейсе. Это правило знакомо многим семьям. Но веселого здесь мало. На встречах слышу все больше историй, как у людей развивается настоящая зависимость от быстрых онлайн-покупок. Рекорд, о котором известно мне, – 45 заказов за день. Конечно, это личное дело каждого, что и в каком количестве покупать. Но если человек осознает, что попал в зависимость и не может сам из неё выбраться – ему нужно помочь. Поэтому предложил, чтобы в каждом маркетплейсе была возможность установить самозапрет на покупки. А если точнее – ввести себе месячный лимит, превысить который не получится ни при каких обстоятельствах», — написал Владислав Даванков в своем Telegram-канале.По замыслу автора инициативы, пользователь сможет сам настраивать параметры ограничения, в том числе сумму лимита, категорию товаров и время действия запрета. Механизм будет схож с введенным недавно самозапретом на кредиты. Правда, если самозапрет на кредиты устанавливается на Госуслугах или в МФЦ, то самозапрет на покупки предполагается разместить в приложениях маркетплейсов.
По данным опроса SuperJob, только каждый пятый россиянин (21%) поддерживает инициативу, причем женщины чаще мужчин высказываются в пользу введения функции самозапрета на маркетплейсах (22% против 19%). Каждый второй опрошенный не поддерживает инициативу. Больше сторонников подобного функционала — среди тех, кто тратит на маркеплейсах от 10 до 30 тысяч рублей в месяц (каждый третий).
Государство не должно вмешиваться в шопоголизм
Инициатива вызвала неоднозначную реакцию и в экспертном сообществе. Председатель «Федерального общества сетевой торговли» (ФОСТ) и и.о. исполнительного директора Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) Евгения Черницкая заявила «Эксперту Юг», что проблему шопоголизма каждый дееспособный гражданин должен решать сам, без вмешательства со стороны государства:«Безусловно, у некоторых граждан отмечается тяга к постоянным и порой импульсивным покупкам, которые совершаются и на маркетплейсах, и в офлайн-ритейле. Однако каждый дееспособный гражданин вправе сам принимать решение о потакании или борьбе с шопоголизмом, без давления со стороны государства.

Поделиться
Импульсивные покупки совершаются и на маркетплейсах, и в офлайн-ритейле, отмечает Евгения Черницкая // Фото: ФОСТБолее актуальной проблемой остается перепотребление и вытекающее из него злоупотребление правами потребителя, считает эксперт.
«Идея ввести самозапрет понятная и благородная — помочь людям планировать свой финансовый бюджет, лучше им управлять и меньше поддаваться импульсивным покупкам. Но, боюсь, если человек страдает шопоголизмом, то эта зависимость проявляется не только в виде трат на маркетплейсах. Ничего не мешает совершать необдуманные покупки офлайн», — говорит Максим Костюков, основатель и владелец компании Choco Сorp, которая продает на маркетплейсах шоколад и подарки.
Инструмент самозапрета логично было бы вводить, как отдельную функцию на электронных платформах, но площадкам это невыгодно, поэтому, самозапрет примет форму закона, рассуждает Максим Костюков:
«Селлерам этот механизм тоже невыгоден. Хотя я, как предприниматель и продавец на маркетплейсах, думаю, что идея неплохая. Строить продажи на импульсах и трендах — это краткосрочная история, не стратегическая. Я все-таки за осознанное потребление и осознанные покупки, которые закрывают реальные потребности людей и основаны не на сиюминутном желании или сиюминутной слабости. В этом залог более крепкого и прогнозируемого бизнеса».
Шопоголизм или финансовая неграмотность
Предприниматель выделяет две основные причины необдуманных трат. По его словам, за шопоголизмом, может стоять зависимость, как болезнь, а может финансовая неграмотность и неумение планировать свой бюджет.«Проблема финансовой неграмотности имеет фундаментальный характер. И для ее решения нужны не только инструменты самозапрета, но и образовательные программы, курсы, лекции, уроки о том, как вести учёт расходов и доходов. Если человек зависим, то стоило бы подумать о том, чтобы самозапрет мог ввести, например, его опекун».

Поделиться
Основные причины импульсивных трат — финансовая неграмотность и зависимость, как болезнь, говорит Максим Костюков // Фото предоставлено экспертомПри этом какой бы мотив не стоял за необдуманными тратами, самозапрет станет эффективным, только если отменить его будет сложно, отмечает Максим Костюков:
«Отключить самозапрет должно быть сложнее, чем подключить. Если это будет один клик в приложении маркетплейса, то ограничения будут включать и выключать несколько раз в неделю. Нужно какое-то препятствие, чтобы снять с себя самозапрет. С этой точки зрения Госуслуги более подходящая платформа. Так уж заведено, что вход туда у многих вызывает долгое вспоминание номеров и паролей. Отдельная задача — найти раздел с нужной услугой и понять, как ее отключить. Госуслуги — классный сервис, но все еще не идеальный с точки зрения интерфейса».
С идеей установить в маркетплейсах функционал, схожий с родительским контролем соглашается и генеральный директор НКО МОБИ.Деньги Мария Красенкова.
«Сложно представить, что установление самоограничения на маркетплейсе, которое можно лично устанавливать и также оперативно отменять, поможет избежать финансовых проблем. Возможно, если обязать маркетплейсы реализовать функционал, аналогичный родительскому контролю за аккаунтом, когда отмена ограничений возможна только после получения согласия от доверенного лица, подобная мера будет более эффективна».
Насколько инструмент поможет справиться с зависимостью — вопрос открытый, но укрепить дисциплину может, считает Максим Костюков:
«Ближайшая аналогия, которая приходит в голову, это настройка экранного времени на IPhone. Там есть функция установки лимита времени на использование разных приложений. То есть, пользователь сам отводит себе, сколько времени проведет в соцсетях. Когда лимит превышен, появляется уведомление об этом. Ты можешь выключить ограничения, но для этого нужно зайти в настройки, ввести пароль, в общем, сделать дополнительные действия. Да и ты понимаешь, что поступаешь не совсем честно перед самим собой, какое-то жульничество и самообман. И этот механизм работает. Самодисциплину тренирует».
Маркетплейсы сами подталкивают потребителей к импульсивным тратам
Отключение на некоторое время функций оплаты не снизит желания совершать импульсные покупки. Для этого нужно отключить триггеры, которыми переполнены маркетплейсы и которые вызывают тягу к спонтанным тратам, говорит руководитель отдела продаж по каналу электронной коммерции компании «Постнофф и Ко» Дмитрий Шевцов.К таким триггерам эксперт относит персонализированные подборки «Для вас» в приложениях торговых площадок и ограниченные по времени акции из разряда «Осталось два часа». Эти приемы основаны на эффекте дефицита и страхе упустить выгоду и заставляют покупателя принимать эмоциональные решения. Кроме того, платформы формируют у пользователя потребительские привычки и ритуалы ежедневного просмотра новинок и участия в играх вроде «Собери монеты».
Финансовые инструменты и банковские услуги, которые внедряют у себя крупные российские торговые площадки, тоже усиливают склонность к импульсным покупкам. Так некоторые маркетплейсы, например, выделяют рассрочку как приоритетный вариант на этапе оплаты, стимулируют клиентов акциями, где одним из условий участия становится оформление карты собственного банка и подключение рассрочки, рекламируют мгновенные кредиты и рассрочки в ленте товаров, внедряют кредитные продукты с упрощённой процедурой одобрения.
«Подобные сервисы снижают осознанность трат. Покупатель не ощущает мгновенной финансовой потери, распределяя оплату на месяцы. Кредитные опции интегрированы в интерфейс, упрощая их выбор», — говорит Дмитрий Шевцов.
При самозапрете привычка посещать площадку будет сохраняться, поэтому блокировка может даже повысить риск срывов у зависимых людей, отмечает эксперт. Чтобы сделать самозапрет эффективным, маркетплейсам нужно отключить пользователей с ограничениями от push-сообщений, email-рассылок и SMS о скидках, а вместо персонализированных рекомендаций показывать пустую страницу, сообщение о режиме экономии или статистику расходов. При желании отменить запрет раньше срока эксперт предлагает ввести период ожидания сроком до 48 часов, обязательное ознакомление с материалами о финансовой грамотности или подтверждение через SMS.
Маркетплейсы зарабатывают на импульсных покупках и добровольно отказываться от этого они не станут — потребуется госрегулирование, считает Дмитрий Шевцов:
«Компромиссным решением могут стать стимулы для бизнеса в виде налоговых льгот за внедрение антитриггерных функций или интеграция госпрограмм по финансовой грамотности, а также гибкие настройки ограничений с лёгким, средним или максимальным уровнями блокировки».